Устройство и работа механизма переключения передач автомобиля ЗИЛ–130

Устройство. Механизм переключения коробки передач (рис. 3) состоит из рычага, ползунов, вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода. Рычаг переключения передач установлен на крышке коробки передач.

Рисунок 3 - Механизм переключения КПП автомобиля ЗИЛ-130.

Рычаг имеет утолщение в виде шаровой головки, входящей в гнездо прилива крышки. От проворачивания рычаг удерживается фиксатором. В сверлениях крышки размещены ползуны, на которых закреплены вилки переключения и переводные головки с пазами. В пазы переводных головок входит нижний конец рычага. Вилки входят в выточки передвижных шестерен или муфт синхронизаторов. Для включения передачи перемещают верхний конец рычага в определенное положение; нижний конец рычага через переводную головку пе­ремещает ползун с вилкой и шестерней до включения нужной передачи. Для удержания шестерен коробки передач во включенном или нейтральном положениях служат фиксаторы.

Фиксатор состоит из шарика с пружиной, расположенной в канале, высверленном в крышке коробки передач. На ползуне имеются выемки, количество которых соответствует количеству включаемых данным ползуном передач, и одна выемка для нейтрального положения. При включении передачи или при нейтральном положении шарик од действием пружины входит в выемку, фиксируя ползун в определенном положении. Чтобы переместить ползун при переключении, необходимо приложить усилие, достаточное для выталкивания шарика з выемки.

Работа. Во время переключения передачи нижний конец рычага может установиться на стыке двух переводных головок, перемещать одновременно два ползуна и, следовательно, включать две передачи. Так как ведомый вал не может вращаться с двумя различными частотами, то могут поломаться зубья шестерен. Чтобы не допустить одновременного включения двух передач, применяют замки. Замок сделан в виде шариков или стержней, размещенных в горизонтальном канале между ползунами. В ползунах выполнены выемки против канала замков при их расположении соответственно нейтральному положению. Длина стержня замка или сумма диаметров двух шариков равны расстоянию между ползунами плюс одна выемка. Переместить один из ползунов невозможно, пока часть шарика или конец стержня не войдет в выемку соседнего ползуна и не застопорит его.

Для предотвращения от включения заднего хода при движении вперед применяют предохранитель, который состоит из плунжера с пружиной, размещенных в переводной головке. Включение заднего хода возможно только при несколько большем усилии, прилагаемом к рычагу переключения.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ГАЗ – 53;

2. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

ГАЗ – 53;

3. Объясните устройство механизма переключения передач автомобиля ЗИЛ – 130;

4. Объясните работу механизма переключения передач автомобиля

ЗИЛ – 130.

5. Объясните устройство и работу КПП автомобиля ВАЗ – 2108.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

 

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: