Механизм переключения передач имеет специальные устройства:
1) фиксаторы для удерживания шестерен в нейтральном или включенном положении (рис.1 поз 17);
2) замки, препятствующие одновременному включению двух передач (рис. 2);
3) предохранители от случайного включения заднего хода (рис.1).
Фиксаторы (рис. 1 поз. 17) представляют собой стальные шарики 17, находящиеся в приливах крышки коробки передач. Фиксаторы входят в углубления 15 ползунов под давлением пружин 16 когда шестерни находятся в нейтральном положении или когда они зацеплены полностью (при включении передач).
Рисунок 1 - Механизм переключения КПП
1 - ползун 1й и 2й передач; 2 - ползун 3й и прямой передач; 3 - ползун задней передачи; 4 - вилка каретки 3й и прямой передач; 5 - вилка каретки 1й и 2й передач; 6 - направляющая вилки каретки заднего хода; 7 - вилка каретки заднего хода; 8 - болт; 9 - муфта каретки заднего хода; 10 - муфта каретки 3й и прямой передач; 11 - пластина предохранителя включения заднего хода; 12 - пружина предохранителя включения заднего хода; 13 - рычаг коробки передач; 14 - муфта каретки 1й и 2й передач; 15 - углубление для фиксатора (стопора); 16 - пружина фиксатора; 17 - фиксатор.
|
|
Схема замка приведена на рисунке 2. Между крайними ползунами 1 и 5 и средним ползуном 3 находятся два сухаря 2 и 6, а в сверлении среднего ползуна - штифт 4.
Ползуны 1, 3 и 5 имеют выточки, приходящиеся против сухарей при нахождении шестерен в нейтральном положении. Заходя в выточки ползунов, сухари при передвижении какого-либо одного ползуна запирают два других в нейтральном положении, потому что длина сухарей приблизительно соответствует расстоянию между ползунами, увеличенному на глубину одной выточки в ползуне. Так, при передвижении среднего ползуна 3 влево (рис. 2 схема а) будут заперты оба крайних ползуна 1 и 5, вследствие того что сухари 2 и 6 входят в выточки этих ползунов. Если переместить в ту же сторону ползун 1 (рис. 2 схема б), то сухарь 2 выйдет из выточки этого ползуна и войдет в выточку среднего ползуна 3; при этом сухарь 2, нажимая на штифт 4, заставит сухарь 6 войти в выточку ползуна 5. Запертыми окажутся ползуны 3 и 5. При выводе из нейтрального положения ползуна 5 окажутся запертыми ползуны 1 и 3 (рис. 2 схема в).
Рисунок 2 - Схемы работы замка коробки передач:
а - включена прямая передача; б - включена вторая передача; в - включен задний ход;
1 - ползун; 2 - сухарь; 3 - ползун; 4 - штифт; 5 - ползун; 6 – сухарь.
Предохранитель от случайного включения заднего хода показан на рисунке 1. Рычаг 13 снабжен тягой 8, отжатой пружиной 12 постоянно вниз. Нижний конец рычага может свободно входить в прорези муфт 14 и 10 вилок, управляющих каретками четырех передач вперед; в прорези же муфты 9 ползуна 3 вилки 7, управляющей кареткой заднего хода, рычаг не может войти - препятствует пластина 11, упирающаяся в выступ муфты 9. Поэтому задний ход можно включить только после того, как водитель приподнимет вверх пластину, нажимая пальцем на рычажок 31 тяги, размещенной на рукояти.
|
|
Работа. Управление коробкой передач осуществляется посредством рычага 13, качающегося на шаровой опоре крышки картера коробки.
Каретки передвигаются вилками 4, 5 и 7. Муфты 14, 10 и 9 вилок скреплены стопорными болтами 8 с ползунами 1, 2 и 3, могущими скользить в гнездах, сделанных в крышке коробки передач. Вилка 7 для перевода каретки заднего хода перемещается по направляющей 6, укрепленной в приливах картера коробки. Ползуны перемещаются рычагом 13, качающимся в шаровой опоре крышки коробки передач и удерживаемым на месте пружиной.