Устройство и работа механизма переключения передач автомобиля ГАЗ – 53

Механизм переключения передач имеет специальные устройства:

1) фиксаторы для удерживания шестерен в нейтральном или включенном положении (рис.1 поз 17);

2) замки, препятствующие одновременному включению двух передач (рис. 2);

3) предохранители от случайного включения заднего хода (рис.1).

Фиксаторы (рис. 1 поз. 17) представляют собой стальные шарики 17, находящиеся в приливах крышки коробки передач. Фиксаторы входят в углубления 15 ползунов под давлением пружин 16 когда шестерни находятся в нейтральном положении или когда они зацеплены полностью (при включении передач).

Рисунок 1 - Механизм переключения КПП

1 - ползун 1й и 2й передач; 2 - ползун 3й и прямой передач; 3 - ползун задней передачи; 4 - вилка каретки 3й и прямой передач; 5 - вилка каретки 1й и 2й передач; 6 - направляющая вилки каретки заднего хода; 7 - вилка каретки заднего хода; 8 - болт; 9 - муфта каретки заднего хода; 10 - муфта каретки 3й и прямой передач; 11 - пластина предохранителя включения заднего хода; 12 - пружина предохранителя включения заднего хода; 13 - рычаг коробки передач; 14 - муфта каретки 1й и 2й передач; 15 - углубление для фиксатора (стопора); 16 - пружина фиксатора; 17 - фиксатор.

 

Схема замка приведена на рисунке 2. Между крайними ползунами 1 и 5 и средним ползуном 3 находятся два сухаря 2 и 6, а в сверлении среднего ползуна - штифт 4.

Ползуны 1, 3 и 5 имеют выточки, приходящиеся против сухарей при нахождении шестерен в нейтральном положении. Заходя в выточки ползунов, сухари при передвижении какого-либо одного ползуна запирают два других в нейтральном положении, потому что длина сухарей приблизительно соответствует расстоянию между ползунами, увеличенному на глубину одной выточки в ползуне. Так, при передвижении среднего ползуна 3 влево (рис. 2 схема а) будут заперты оба крайних ползуна 1 и 5, вследствие того что сухари 2 и 6 входят в выточки этих ползунов. Если переместить в ту же сторону ползун 1 (рис. 2 схема б), то сухарь 2 выйдет из выточки этого ползуна и войдет в выточку среднего ползуна 3; при этом сухарь 2, нажимая на штифт 4, заставит сухарь 6 войти в выточку ползуна 5. Запертыми окажутся ползуны 3 и 5. При выводе из нейтрального положения ползуна 5 окажутся запертыми ползуны 1 и 3 (рис. 2 схема в).

Рисунок 2 - Схемы работы замка коробки передач:

а - включена прямая передача; б - включена вторая передача; в - включен задний ход;

1 - ползун; 2 - сухарь; 3 - ползун; 4 - штифт; 5 - ползун; 6 – сухарь.

Предохранитель от случайного включения заднего хода показан на рисунке 1. Рычаг 13 снабжен тягой 8, отжатой пружиной 12 постоянно вниз. Нижний конец рычага может свободно входить в прорези муфт 14 и 10 вилок, управляющих каретками четырех передач вперед; в прорези же муфты 9 ползуна 3 вилки 7, управляющей кареткой заднего хода, рычаг не может войти - препятствует пластина 11, упирающаяся в выступ муфты 9. Поэтому задний ход можно включить только после того, как водитель приподнимет вверх пластину, нажимая пальцем на рычажок 31 тяги, размещенной на рукояти.

Работа. Управление коробкой передач осуществляется посредством рычага 13, качающегося на шаровой опоре крышки картера коробки.

Каретки передвигаются вилками 4, 5 и 7. Муфты 14, 10 и 9 вилок скреплены стопорными болтами 8 с ползунами 1, 2 и 3, могущими скользить в гнездах, сделанных в крышке коробки передач. Вилка 7 для перевода каретки заднего хода перемещается по направляющей 6, укрепленной в приливах картера коробки. Ползуны перемещаются рычагом 13, качающимся в шаровой опоре крышки коробки передач и удерживаемым на месте пружиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: