double arrow

Внешнеполитические приоритеты президента Беларуси


 В 1995 г. А. Лукашенко сформулировал следующие внешнеполитические приоритеты Беларуси: укрепление суверенитета страны; усиление многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ при углублении отношений с Россией; развитие отношений со странами Запада, в том числе Центральной и Восточной Европы; создание благоприятных условий для сотрудничества с международными организациями. Однако главным вектором внешней политики стала Россия. В конце 1990-х гг. перевес восточного вектора в ущерб западному оказался настолько сильным, что белорусский президент провозгласил курс на многовекторную внешнюю политику. Это проявилось в активизации связей со странами Азии, Африки и Латинской Америки и во вступлении страны в 1998 г. в Движение неприсоединения. В 1999 г. была также выдвинута концепция создания «пояса добрососедства» вокруг Беларуси. Однако улучшить отношения с Польшей и странами Балтии, как и нормализовать отношения с государствами Евросоюза, США и Западом, в целом не удалось. До середины 1994 г. механизмы разработки, принятия и реализации решений в области внешней политики были сосредоточены в Верховном Совете и Совете Министров. После введения института президента и особенно принятия на референдуме 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь ведущая роль в сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики перешла к президенту. Согласно Конституции, он является гарантом реализации внешнеполитических решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в зарубежных государствах и при международных организациях. В руках президента сконцентрирована и вся кадровая политика в области внешней политики. Ведущим органом в сфере реализации внешней политики является Министерство иностранных дел. За годы независимости численность сотрудников министерства выросла в несколько раз, достигнув к началу 2000 г. более 200 человек. В начале 1999 г. система органов государственного управления, отвечающих за внешнеполитическую и внешнеэкономическую сферу, была реорганизована. На основе Министерства иностранных дел, Министерства внешнеэкономических связей и аппарата министра по делам СНГ было создано единое Министерство иностранных дел (МИД). В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей и осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашей страны. В систему МИДа входят центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом. МИД обеспечивает выполнение комплекса задач в сфере международной деятельности, включая обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; защиту прав и интересов белорусских граждан и организаций за рубежом; создание благоприятных условий для продвижения наших экономических интересов за рубежом; сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития; подготовку предложений по стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического курса Республики Беларусь и др. МИД также координирует сотрудничество государственных органов Беларуси с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж; проводит переговоры с представителями иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; принимает участие в организации международных форумов в Республике Беларусь и за рубежом и др.












Сейчас читают про: