double arrow

Западный вектор внешней политики

Поворотным пунктом в истории развития суверенной Беларуси явился конституционный референдум, состоявшийся 24 ноября 1996 г. Он породил конституционно-политический кризис в стране и ухудшение отношений с Западом. Международное сообщество, такие влиятельные международные организации, как ОБСЕ, Совет Европы, Европейский союз, не признали в качестве законных результаты ноябрьского 1996 г. референдума, приведшие к установлению режима сильной президентской власти. Они заявили о непризнании новых государственных органов, созданных после референдума, в том числе Национального собрания. Государства Запада и международные организации (ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз) признавали Верховный Совет 13-го созыва как единственный легитимный законодательный орган власти в течение срока его полномочий до конца 2001 г. После референдума 1996 г. Запад и международные организации ввели ограничительные меры в отношении Беларуси. Совет Европы приостановил статус специально приглашенной страны, а Евросоюз – действие СПС и Временного соглашения по торговле. США объявили политику «избирательного участия», предусматривающую прекращение контактов с белорусским руководством и поддержку институтов гражданского общества в Беларуси. Вместе с тем Запад заявил, что его целью является не изоляция Беларуси, а возвращение ее в семью цивилизованных европейских стран, на путь демократии и рыночных реформ. Важное значение в нормализации отношений Беларуси с Западом имела ОБСЕ. В 1998 г. в Минске открылось Представительство Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) ОБСЕ. Основные усилия КНГ направлены на проведение свободных и демократических парламентских выборов и обеспечение свободы средств массовой информации. С целью нормализации внутриполитической обстановки миссия ОБСЕ пыталась наладить конструктивные переговоры между белорусскими властями и политической оппозицией. Однако эти попытки не принесли желаемого результата, а деятельность КНГ подверглась критике с обеих сторон. В 2001 г. после завершения президентских выборов миссия КНГ ОБСЕ в Беларуси была прекращена по решению белорусского правительства. В 2003–2010 гг. в Минске работал офис ОБСЕ, закрытый также по решению белорусского правительства. Беларусь вместе с другими странами – участницами ОДКБ подчеркивает необходимость реформирования ОБСЕ. Это помогло бы преодолеть возникшие в деятельности ОБСЕ географический (акцент на работу «к востоку от Вены») и функциональный (упор на гуманитарную «корзину») дисбалансы, развернуть политическую повестку дня организации к ключевым вопросам европейской безопасности. Вторая часть реформы ОБСЕ видится официальному Минску в том, чтобы завершить институциональное строительство этой организации. После распада Варшавского договора и СССР перед Беларусью встала проблема определения отношений с военно-политической организацией НАТО. В ноябре 1992 г. страну посетил генеральный секретарь НАТО М. Вернер. Он заявил, что Запад и НАТО с уважением относятся к стремлению Беларуси стать нейтральной и безъядерной страной, и отметил их заинтересованность в добрых отношениях с Беларусью и ее соседями. В 1993 г. во время визита в Минск Государственного секретаря США У. Кристофера Беларуси было предложено присоединиться к программе НАТО «Партнерство ради мира», на что позитивно отреагировало тогдашнее белорусское руководство. Однако на деле страна присоединилась к этой программе в январе 1995 г., сделав это одним из последних европейских государств. В 1997 г. штаб-квартирой НАТО в Брюсселе одобрена первая Индивидуальная программа партнерства Республики Беларусь с НАТО на 1997–1998 гг., которая предусматривает ограниченное сотрудничество с альянсом. С тех пор такие двухгодичные программы принимаются регулярно. Беларусь выступает против дальнейшего расширения НАТО в восточном направлении, размещения элементов военной инфраструктуры Северо-атлантического альянса у своих границ. Позиция Республики Беларусь в отношениях с НАТО исходит из признания объективной роли этой организации в сфере безопасности на евроатлантическом пространстве и рассматривает развитие конструктивных отношений с этой структурой там, где это действительно возможно и целесообразно. Главной задачей остается развитие конструктивного политического диалога с НАТО и наращивание практического сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе. Главным образом это относится к совместным проектам в области науки, предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, взаимодействию в борьбе с терроризмом, торговлей людьми, наркотрафиком и т. д. Важное значение в развитии отношений Беларуси с Западом имеют отношения с США. В первые годы существования дипломатических отношений между Беларусью и США был создан фундамент сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. В 1993 г. США посетила белорусская государственная делегация во главе с председателем Верховного Совета С. Шушкевичем. В 1994 г. Беларусь с краткосрочным визитом посетил Президент США У. Клинтон. Визиты Президента Республики Беларусь в США состоялись в 1995, 2000 и 2005 гг., в том числе и для участия в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Вместе с тем начиная с 1997 г. Соединенные Штаты начали осуществлять в отношении Беларуси политику «избирательного взаимодействия», которая привела к снижению уровня межгосударственного сотрудничества. В 2004 г. президент США Дж. Буш утвердил «Акт о демократии в Беларуси», принятый конгрессом, который предусматривал расширение поддержки институтам гражданского общества в Беларуси. Принятие этого документа было расценено официальным Минском как недружественный шаг и нарушение норм международного права. Новая администрация президента Б. Обамы продолжила действие «Акта о демократии в Беларуси». В 2007– 2008 гг. США ввели ограничительные меры экономического характера в отношении концерна «Белнефтехим», что привело к эскалации напряженности в двусторонних отношениях. Беларусь была вынуждена пойти на отзыв своего посла в США и сокращение дипломатического присутствия в США, а также потребовала от Вашингтона сделать то же самое. Отношения несколько потеплели в 2009–2010 гг., когда состоялись визиты представительных делегаций конгресса США в Минск, в ходе которых прошли встречи с Президентом Республики Беларусь и руководством страны. Повысился уровень контактов белорусской стороны с администрацией США. В декабре 2010 г. состоялась первая за последнее время встреча министра иностранных дел Республики Беларусь и Госсекретаря США, по итогам которой было принято совместное заявление о сотрудничестве Беларуси и США в области ядерной безопасности и ядерного нераспространения. Расширилось белорусско-американское взаимодействие в международных организациях и в области борьбы с международным терроризмом. Однако после президентских выборов в Беларуси 19 декабря 2010 г. белорусско-американские отношения вновь ухудшились. Беларусь выступает за нормализацию отношений с США и развитие двустороннего взаимодействия с ними на принципах взаимоуважения и партнерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: