Вклад в укрепление международной безопасности

Международное признание

Процесс международного признания белорусского государства, которое еще называлось Белорусская ССР, начался после краха августовского путча, точнее, после придания Декларации о государственном суверенитете БССР статуса конституционного закона и принятия закона о политической и экономической самостоятельности БССР. Это произошло 25 августа 1991 г. 30–31 августа сейм Польской Республики признал независимость БССР де-факто. После подписания Беловежских соглашений и их ратификации Верховным Советом Республики Беларусь ее независимость признали Турция (16 декабря), Швеция (19 декабря) и Монголия (20 декабря). Первыми государствами мира, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США. Они сделали это 27 и 28 декабря 1991 г. соответственно. До конца года Беларусь была признана 54 государствами мира. Решение о признании суверенитета бывших республик СССР было принято руководителями стран – членов ЕЭС 23 декабря 1991 г. в ходе встречи в Гааге, на которой было распространено «Заявление 12 о будущем статусе России и других бывших республик СССР». В течение 1992 г. произошло полное международное признание Республики Беларусь. По состоянию на начало 2019 г. Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами мира, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционируют также 13 отделений посольств Республики Беларусь. Иностранные государства представлены в Беларуси 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству в стране аккредитовано 85 иностранных диппредставительств. Республика Беларусь значительно расширила свое участие в международных универсальных и региональных организациях. Она вступила в Международный валютный фонд и Группу Всемирного банка (1992), Международную организацию гражданской авиации (1993), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (2005), Международную организацию по миграции (2005), Межпарламентский союз (1994), Организацию по запрещению химического оружия (1997), возобновила активное членство во Всемирной организации здравоохранения, прерванное в 1949 г. (1992), получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (1993). В сентябре 1992 г. Республика Беларусь первой из стран СНГ, за исключением России, открыла в Минске Представительство ООН/ПРООН. Беларусь является членом 14 специализированных учреждений ООН и ряда других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с ООН на основе специальных соглашений. В 1998 г. Беларусь была принята в Движение неприсоединения. С 1993 г. в Минске действует Отделение ООН/Программы развития ООН (ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси по линии этой Программы и оказания необходимого консультативного и технического содействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделение Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с соответствующим финансированием для осуществления программы по защите материнства и детей. ООН оказывает поддержку национальным усилиям по урегулированию проблем беженцев и миграции. Беларусь была принята или активизировала свои отношения с рядом региональных организаций. В 1991 г. она была принята в Европейскую энергетическую хартию, в 1992 г. – в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. называется Советом евроатлантического партнерства), Европейский банк реконструкции и развития, получила статус специально приглашенной страны в Совете Европы, а в 1993 г. подала заявку на прием в эту организацию. В 1995 г. страна подписала Договор о партнерстве и сотрудничестве, в 1996 г. – Временное соглашение по вопросам торговли с Европейским союзом. В 1995 г. присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», в 1996 г. вступила в Центрально-европейскую инициативу. В 2005 г. Беларусь получила статус наблюдателя при Организации черноморского экономического сотрудничества, в 2009 г. – при Совете государств Балтийского моря и Шанхайской организации сотрудничества. Согласно данным белорусского МИДа, на 1 января 2019 г. Республика Беларусь – полноправный член 50 международных межправительственных организаций, еще в 6 она имеет статус наблюдателя. После провозглашения независимости значительно расширилась договорно-правовая база международных отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями. На 1 сентября 1998 г. ее составляли около 1790 межгосударственных и межправительственных международных документов, в том числе 1020 многосторонних. По состоянию на начало 2018 г. общее количество международных договоров, выполнение которых осуществлялось Республикой Беларусь, составляло более 3,5 тыс., в том числе более 1900 – двусторонних, около 1500 – многосторонних договоров.

 

Вклад в укрепление международной безопасности

 

В начале 1990-х гг. приоритетными направлениями внешней политики Беларуси являлись: укрепление реального суверенитета и независимости, сотрудничество с государствами СНГ в «организации» постсоветского пространства, налаживание добрососедских отношений с сопредельными странами, превращение Беларуси в безъядерное и нейтральное государство, «возвращение в Европу» и развитие связей с государствами Запада, международная помощь в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. К середине 1990-х гг. по всем из этих направлений были достигнуты заметные, а то и впечатляющие результаты. Особенно следует отметить вклад Беларуси в укрепление международной безопасности в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями. Республика получила в наследство от СССР самую высокую в мире концентрацию военнослужащих: 1 военный на 43 гражданских лица. Потребовалось много сил и средств для сокращения армии со 160 тыс. до 62 тыс. чел. По Договору об ограничении вооруженных сил и вооружений в Европе (ДОВСЕ), к которому страна присоединилась в 1992 г., было уничтожено 1773 танка, 1341 боевая бронированная машина, 130 боевых самолетов и другой военной техники, что составило более 10 % вооружений и военной техники, ликвидированной всеми 30 странами – участницами ДОВСЕ. Беларусь принимает активное участие в процессе адаптации ДОВСЕ к новым геополитическим реалиям и первой ратифицировала Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное в 1999 г. В 1992 г. за границы республики было выведено тактическое ядерное оружие. В 1993 г. белорусский парламент ратифицировал Договор о стратегических наступательных вооружениях (СТАРТ-1) и Лиссабонский протокол 1992 г., предусматривающий присоединение Республики Беларусь в качестве неядерной державы к Договору о нераспространении ядерного оружия. В ноябре 1996 г. из страны было выведено стратегическое ядерное оружие и она де-факто и де-юре стала безъядерным государством. Последовательная политика Беларуси в области ядерного разоружения получила высокое международное признание. В соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Республика Беларусь уничтожила 584 ракеты, их пусковые установки и дополнительное оборудование. Она является участницей Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет (2002) и Группы ядерных поставщиков (2000). В 1993 г. Беларусь подписала Конвенцию о запрещении химического оружия, в 1996 г. – Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Она ратифицировала договор в 2000 г. и выступает за его скорейшее вступление в силу. В 1995 г. Беларусь заключила с МАГАТЭ Соглашение о применении гарантий, которое подтверждает выполнение Беларусью обязательств по исключительно мирному использованию ядерного материала и установок. В 1990 г. Беларусь выдвинула инициативу о создании в Центральной и Восточной Европе безъядерной зоны. В 1996 г. это предложение было модифицировано президентом А. Лукашенко в связи с расширением НАТО на Восток в идею создания в этом регионе пространства, свободного от ядерного оружия. Но за исключением России и Украины остальные заинтересованные страны (Польша, государства Балтии и др.) не поддержали белорусскую инициативу, не желая тем самым закрывать для себя двери в НАТО. В 2003 г. Республика Беларусь, обладая седьмым в мире арсеналом противопехотных мин, присоединилась к Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении. Беларусь является одним из сторонников дальнейшей адаптации Венского документа 1999 г. по мерам доверия и безопасности и заключила договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности в военно-политической области с Украиной и Литвой (2001), Латвией и Польшей (2004). Беларусь является также стороной Договора по открытому небу, который содействует повышению транспарентности и укреплению доверия в регионе и Европе в целом. С момента обретения независимости Беларусь была и остается «нетто-поставщиком безопасности». И не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Новый термин «нетто-поставщик региональной безопасности» в отношении нашей страны означает, что ее вклад в европейскую безопасность существенно больше, чем те риски, которые теоретически могут исходить с территории Беларуси. При этом безопасность в данном случае понимается не в узковоенном смысле, а в современной, расширенной трактовке, включающей военный, экономический, экологический и энергетический компоненты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: