Теоретические сведения

Задний ведущий мост автомобиля МАЗ 5335 имеет двойную главную разнесённую передачу, которая состоит из конической главной передачи (рис. 1, д) и двух колесных редукторов (рис. 1, в); симметричный конический межколесный дифференциал (рис. 1, д); полностью разгруженные полуоси.

Особенностью конической главной передачи автомобиля МАЗ 5335 является то, что ведущая коническая шестерня 35 изготовленная за одно целое с валом, крепится не консольно, а имеет дополнительную опору, пред­ставляющую собой цилиндрический роликоподшипник 30. При трех подшипниках конструкция получается более компактной, значительно уменьшается длина хвостовика шестерни, что при небольшой базе автомобиля позволяет лучше расположить карданный вал, и, кроме того, значительно снижается нагрузка на подшипники по сравнению с консольным креплением.

Рисунок 1 - Задний ведущий мост автомобиля МАЗ 5335.

а - схема; б - конструкция; в - колесный редуктор; г -детали колесного редуктора; д - главная передача и дифференциал.

1 - солнечная (ведущая) шестерня; 2 - сателлит; 3 - наружная чашка водила; 4 - коронное (ведомое) колесо (эпициклическое); 5 - ступица заднего колеса; 6 - полуось; 7 - колесный редуктор; 8 - тормозной механизм задних колес; 9 - стопорный штифт кожуха полуоси; 10 - кожух полуоси; 11 - центральный редуктор; 12 - тормозной разжимной кулак; 13 и 16 - крышки; 14 и 22 - стопорные кольца; 15 - упорный сухарь; 17 - ось сателлита; 18 -подшипник сателлита; 19 - стопорный болт оси сателлита; 20 - пробка заливного отверстия; 21 - контргайка подшипника ступицы; 23 - гайка подшипника ступицы; 24 - кожух полуоси; 25 - упор ведущей шестерни; 26 - внутренняя чашка водила; 27 - полуосевое зубчатое колесо; 28 - сателлит дифференциала; 29 - крестовина дифференциала; 30 - цилиндрический роликоподшипник; 31 - конический подшипник; 32 - фланец; 33 - сальник; 34 - регулировочные прокладки; 35 - ведущая шестерня; 36 - картер редуктора; 37 - ведомое колесо; 38 - ограничитель ведомого колеса; 39 - правая чашка дифференциала; 40 - демонтажный болт картера редуктора.

Устанавливаемый в расточке прилива картера роликоподшипник 30 воспринимает радиальные усилия, уменьшая деформа­цию шестерни 35.

Конический симметричный дифференциал заднего моста имеет четыре сателлита и два полуосевых зубчатых колеса.

Центральный редуктор в сборе, состоящий из конической главной передачи и дифференциала, установлен в картере заднего моста и закреплен шпильками и гайками к его обработанной плоскости, а с задней стороны отверстие закрыто штампованной крышкой, приваренной к картеру моста. В расточки перегородок картера запрессованы кожухи 10 полуосей (рис. 2,б), которые от проворачивания удерживаются стопорными штифтами 9.

 

На наружные концы кожухов полуосей с помощью эвольвентных шлицев закреплены внутренние чашки 26 (рис. 1, в), которые жестко соединены с наружными чашками 5, образуя неподвижное водило, на трех осях 17 которого вращаются сателлиты 2. От полуосей момент передается к центральной солнечной шестерне 7, от нее через три сателлита 2 и коронное колесо 4 к ступице колеса.

Передаточное число колесного редуктора определяется отношением числа зубьев коронного колеса и солнечной шестерни, поэтому изменением указанных чисел зубьев может быть получен ряд передаточных чисел при сохранении межосевого расстояния. Сателлиты не влияют на величину передаточного числа.

Разнесенная двойная главная передача позволяет разделить крутящий момент и тем самым разгрузить дифференциал и полуоси от повышенного момента. Недостатком разнесенной передачи является то, что такая кон­струкция вызывает повышение относительных скоростей вращения зубчатых колес при повороте или буксовании автомобиля, что требует дополнительных мер для защиты трущихся поверхностей деталей дифференциала (введение шайб, втулок, улучшенной смазочной системы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: