Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента ДВС, подводимого к ведущим колесам, и выбирается из условий получения заданной максимальной скорости автомобиля на высшей передаче в КПП и оптимальной топливной экономичности.
На рисунке 1 показан ведущий мост с одинарной гипоидной передачей автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12. Крутящий момент от карданной передачи через закрепленный корончатой гайкой фланец 9 и внутренние шлицы передается ведущей шестерне 8, а от нее ведомому колесу 22. Ось ведущей шестерни 8 смещена относительно оси ведомого колеса вниз на 32 мм. Зубчатые колеса подбирают по пятну контакта в зацеплении, поэтому они работают бесшумно. Изношенные или поврежденные зубчатые колеса главной передачи заменяют только парами.
Передача размещена в картере 18, отлитом из ковкого чугуна и прикрепленном болтами к картеру 1 заднего моста. Для большей прочности этот неразъемный картер имеет ребра жесткости. Ведущая шестерня 8 изготовлена как одно целое с валом, который опирается на цилиндрический 14 и на конические 10 и 12 роликоподшипники, установленные для устранения зазора между кольцами и роликами с предварительным натягом и закрытые крышкой 7. Роликоподшипник 14 запрессован до упора в торец зубчатого венца и застопорен кольцом 15. Наружные кольца роликоподшипников 10 и 12 установлены в стакане 6, закрепленном болтами в картере главной передачи. Роликоподшипники 10 и 12 воспринимают возникающие при работе главной передачи осевые силы. Конструкция опор вала ведущей шестерни обеспечивает малые деформации, поэтому главная передача отличается высокой долговечностью.
|
|
Ведомое колесо 22 закреплено на картере дифференциала. Зацепление зубчатых колес регулируют прокладками 5. Регулировка не нарушается благодаря достаточной жесткости картера 18 и наличию предварительного натяга подшипников 10 и 12. Радиальные и осевые силы, действующие на ведомое колесо главной передачи, воспринимаются роликоподшипниками 26 картера дифференциала. Гайки 19 и 27 служат для регулировки подшипников и зацепления гипоидной передачи.
Регулировочный винт 4 упора, ввернутый в картер напротив зоны зацепления зубчатых колес, ограничивает деформацию ведомого колеса при передаче больших крутящих моментов. Эта деформация определяется величиной зазора между колесом и упором; зазор можно регулировать, ввертывая или вывертывая винт 4.
Залитое в картер до определенного уровня масло захватывается ведомым колесом и по маслоприемной трубке 28 и каналу 29 подается к подшипникам ведущей шестерни. От подшипников масло отводится по нижнему каналу в маслоуловитель 3. Остальные детали главной передачи смазываются разбрызгивающимся маслом. Нормальное давление в полости картера поддерживается при помощи сапуна.
|
|
Рисунок 1 - Ведущий мост автомобиля ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12:
1 - картер заднего моста; 2 - полуось; 3 - маслоуловитель; 4 - регулировочный винт; 5 и 11 - регулировочные прокладки; 6 -стакан; 7- крышка; 8 - ведущая шестерня; 9 - фланец; 10, 12 и 26 - конические роликоподшипники, 13 - пробка заливного отверстая; 14- цилиндрический роликоподшипник; 15 - стопорное кольцо; 16 и 24 - опорные шайбы; 17 - сателлит, 18 - картер главной передачи; 19 и 27 - регулировочные гайки; 20 - правая коробка сателлитов; 21 - крестовина; 22 - ведомое колесо: 23 - левая коробка сателлитов; 25 - полуосевое зубчатое колесо; 28 - маслоприемная трубка,29 - канал.
Дифференциал предназначен для передачи, изменения и распределения крутящего момента между двумя потребителями и обеспечения, при необходимости, их вращения с разными угловыми скоростями.
В заднем ведущем мосту автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12 установлен симметричный конический дифференциал, коробка которого состоит из двух чашек. Как уже указывалось, ведомое колесо 22 (рис. 1) главной передачи прикреплено к фланцу коробки дифференциала, вращающейся на двух роликоподшипниках. Чтобы конструкция была прочной и имела малые габаритные размеры, число сателлитов доведено до четырех. Полу осевые зубчатые колеса надеты на шлицы полуосей, которые центрированы в гнездах, расточенных в коробке дифференциала.
Детали дифференциала необходимо смазывать, так как они нагружаются значительными силами. Для улучшения подвода смазочного материала к этим деталям и повышения износостойкости опорных шайб сателлитов на коробке дифференциала установлен маслоуловитель 3.
Главная передача и дифференциал заднего и переднего ведущих мостов автомобиля ГАЗ – 66 (рис. 2) унифицированы, за исключением маслоприемного устройства подшипников вала ведущей шестерни, которое в переднем мосту не применяется.
Рисунок 2 Главная передача автомобили ГАЗ-66.
1 - втулка; 2 и 3 - каналы; 4 - винт упора; 5 и 15 - регулировочные прокладки; 6, 16 и 29 - конические подшипники; 7 - крышка; 8 - гайка; 9 - вал ведущем шестерни; 10 - фланец; 11 - сальник; 12 - маслоотражательное кольцо; 13 и 31 - болты; 14 - муфта; 17 - пробка; 18 - роликовый подшипник; 19 - картер редуктора; 20 - гайка; 21 - полуось; 22 - чашка дифференциала; 23 - стопорная пластина; 24 - крышка; 25 - сухарь; 26 - ведомая шестерня; 27 - наружная звездочка; 28 - сепаратор; 30 - внутренняя звездочка.
Рисунок 3 - Кулачковый симметричный дифференциал повышенного трения.
1, 7 – чашки; 2 –сепаратор; 3 – сухарь; 4 – стопорные кольца; 5 – внутренняя звездочка; 6 – наружная звездочка; 8 – полуось.
Сепаратор вместе с чашкой дифференциала жестко крепится к ведомой шестерне главной передачи, а звездочки внутренними шлицами соединяются с полуосями 8. На внутренней поверхности звездочки 6 равномерно расположены шесть выступов (кулачков), а на внешней поверхности внутренней звездочки 5 имеется два ряда кулачков, расположенных в шахматном порядке по шесть кулачков в каждом ряду. В рабочем положении сухари соприкасаются с кулачками наружной и внутренней звездочек.
Для повышения долговечности в мосты устанавливают главную передачу гипоидного типа. Ведущая шестерня относительно ведомой смещена вниз на 32 мм. Для предотвращения больших деформаций ведомой шестерни главная передача снабжена регулируемым упором. Главная передача и дифференциал смонтированы в отдельный картер редуктора, который свободно вставляют в отверстие картера моста и закрепляют болтами.
В мосту автомобиля ГАЗ – 66 используется кулачковый симметричный дифференциала повышенного трения. Состоит (рис. 3) из двух чашек 1 и 7, опирающихся на роликовые конические подшипники, смонтированные в картере ведущего моста. К левой чашке жестко прикреплен сепаратор 2, в котором просверлено два ряда радиальных отверстий, расположенных в шахматном порядке по 12 в каждом ряду. В отверстия установлены сухари 3, изготовленные из легированной стали, термически обработанные и имеющие высокую твердость. Сухари могут перемещаться и соприкасаться с внутренней (малой) 5 и наружной (большой) 6 звездочками, установленными между чашками 1 и 7. От выпадения и проворачивания сухари удерживаются стопорными кольцами 4.
|
|