Теоретические сведения

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента ДВС, подводимого к ведущим колесам, и выбирается из условий получения заданной максимальной скорости автомобиля на высшей передаче в КПП и оптимальной топливной экономичности.

На рисунке 1 показан ведущий мост с одинарной гипоидной передачей автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12. Крутящий момент от карданной передачи через закрепленный корончатой гайкой фланец 9 и внутренние шлицы передается ведущей шестерне 8, а от нее ведомому колесу 22. Ось ведущей шестерни 8 смещена относительно оси ведомого колеса вниз на 32 мм. Зубчатые колеса подбирают по пятну контакта в зацеплении, поэтому они работают бесшумно. Изношенные или поврежденные зубчатые колеса главной передачи заменяют только парами.

Передача размещена в картере 18, отлитом из ковкого чугуна и прикрепленном болтами к картеру 1 заднего моста. Для большей прочности этот неразъемный картер имеет ребра жесткости. Ведущая шестерня 8 изготовлена как одно целое с валом, который опирается на цилиндрический 14 и на конические 10 и 12 роликоподшипники, установленные для устранения зазора между кольцами и роликами с предварительным натягом и закрытые крышкой 7. Роликоподшипник 14 запрессован до упора в торец зубчатого венца и застопорен кольцом 15. Наружные кольца роликоподшипников 10 и 12 установлены в стакане 6, закрепленном болтами в картере главной передачи. Роликоподшипники 10 и 12 воспринимают возникающие при работе главной передачи осевые силы. Конструкция опор вала ведущей шестерни обеспечивает малые деформации, поэтому главная передача отличается высокой долговечностью.

Ведомое колесо 22 закреплено на картере дифференциала. Зацепление зубчатых колес регулируют прокладками 5. Регулировка не нарушается благодаря достаточной жесткости картера 18 и наличию предварительного натяга подшипников 10 и 12. Радиальные и осевые силы, действующие на ведомое колесо главной передачи, воспринимаются роликоподшипниками 26 картера дифференциала. Гайки 19 и 27 служат для регулировки подшипников и зацепления гипоидной передачи.

Регулировочный винт 4 упора, ввернутый в картер напротив зоны зацепления зубчатых колес, ограничивает деформацию ведомого колеса при передаче больших крутящих моментов. Эта деформация определяется величиной зазора между колесом и упором; зазор можно регулировать, ввертывая или вывертывая винт 4.

Залитое в картер до определенного уровня масло захватывается ведомым колесом и по маслоприемной трубке 28 и каналу 29 подается к подшипникам ведущей шестерни. От подшипников масло отводится по нижнему каналу в маслоуловитель 3. Остальные детали главной передачи смазываются разбрызгивающимся маслом. Нормальное давление в полости картера поддерживается при помощи сапуна.

Рисунок 1 - Ведущий мост автомобиля ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12:

1 - картер заднего моста; 2 - полуось; 3 - маслоуловитель; 4 - регулировочный винт; 5 и 11 - регулировочные прокладки; 6 -стакан; 7- крышка; 8 - ведущая шестерня; 9 - фланец; 10, 12 и 26 - конические роликоподшипники, 13 - пробка заливного отверстая; 14- цилиндрический роликоподшипник; 15 - стопорное кольцо; 16 и 24 - опорные шайбы; 17 - сателлит, 18 - картер главной передачи; 19 и 27 - регулировочные гайки; 20 - правая коробка сателлитов; 21 - крестовина; 22 - ведомое колесо: 23 - левая коробка сателлитов; 25 - полуосевое зубчатое колесо; 28 - маслоприемная трубка,29 - канал.

Дифференциал предназначен для передачи, изменения и распределения крутящего момента между двумя потребителями и обеспечения, при необходимости, их вращения с разными угловыми скоростями.

В заднем ведущем мосту автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12 установлен симметричный конический дифференциал, коробка которого состоит из двух чашек. Как уже указывалось, ведомое колесо 22 (рис. 1) главной передачи прикреплено к фланцу коробки дифференциала, вращающейся на двух роликоподшипниках. Чтобы конструкция была прочной и имела малые габаритные размеры, число сателлитов доведено до четырех. Полу осевые зубчатые колеса надеты на шлицы полуосей, которые центрированы в гнездах, расточенных в коробке дифференциала.

Детали дифференциала необходимо смазывать, так как они нагружаются значительными силами. Для улучшения подвода смазочного материала к этим деталям и повышения износостойкости опорных шайб сателлитов на коробке дифференциала установлен маслоуловитель 3.

Главная передача и дифференциал заднего и переднего ведущих мостов автомобиля ГАЗ – 66 (рис. 2) унифицированы, за исключением маслоприемного устройства подшипников вала ведущей шестерни, которое в переднем мосту не применяется.

Рисунок 2 Главная передача автомобили ГАЗ-66.

1 - втулка; 2 и 3 - каналы; 4 - винт упора; 5 и 15 - регулировочные прокладки; 6, 16 и 29 - конические подшипники; 7 - крышка; 8 - гайка; 9 - вал ведущем шестерни; 10 - фланец; 11 - сальник; 12 - маслоотражательное кольцо; 13 и 31 - болты; 14 - муфта; 17 - пробка; 18 - роликовый подшипник; 19 - картер редуктора; 20 - гайка; 21 - полуось; 22 - чашка дифференциала; 23 - стопорная пластина; 24 - крышка; 25 - сухарь; 26 - ведомая шестерня; 27 - наружная звездочка; 28 - сепаратор; 30 - внутренняя звездочка.

Рисунок 3 - Кулачковый симметричный дифференциал повышенного трения.

1, 7 – чашки; 2 –сепаратор; 3 – сухарь; 4 – стопорные кольца; 5 – внутренняя звездочка; 6 – наружная звездочка; 8 – полуось.

Сепаратор вместе с чашкой дифференциала жестко крепится к ведомой шестерне главной передачи, а звездочки внутренними шлицами соединяются с полуосями 8. На внутренней поверхности звездочки 6 равномерно расположены шесть выступов (кулачков), а на внешней поверхности внутренней звездочки 5 имеется два ряда кулачков, расположенных в шахматном порядке по шесть кулачков в каждом ряду. В рабочем положении сухари соприкасаются с кулачками наружной и внутренней звездочек.

Для повышения долговечности в мосты устанавливают главную передачу гипоидного типа. Ведущая шестерня относительно ведомой смещена вниз на 32 мм. Для предотвращения больших деформаций ведомой шестерни главная передача снабжена регулируемым упором. Главная передача и дифференциал смонтированы в отдельный картер редуктора, который свободно вставляют в отверстие картера моста и закрепляют болтами.

В мосту автомобиля ГАЗ – 66 используется кулачковый симметричный дифференциала повышенного трения. Состоит (рис. 3) из двух чашек 1 и 7, опирающихся на роликовые конические подшипники, смонтированные в картере ведущего моста. К левой чашке жестко прикреплен сепаратор 2, в котором просверлено два ряда радиальных отверстий, расположенных в шахматном порядке по 12 в каждом ряду. В отверстия установлены сухари 3, изготовленные из легированной стали, термически обработанные и имеющие высокую твердость. Сухари могут перемещаться и соприкасаться с внутренней (малой) 5 и наружной (большой) 6 звездочками, установленными между чашками 1 и 7. От выпадения и проворачивания сухари удерживаются стопорными кольцами 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: