Санитарный режим ЛПУ включает:
1. организационные меры (контроль за режимом поступления, пребывания и выписки пациентов, за службой крови и ее препаратов, за назначением инвазивных манипуляций и антимикробных средств, за режимом стерилизации и дезинфекции в ЛПУ);
2. медицинские осмотры и обследование персонала (при поступлении на работу и периодические профилактические): на возбудителей венерических инфекций, золотистый стафилококк, патогенные энтеробактерии (результаты осмотров заносят в индивидуальную санитарную книжку);
3. работу только в спецодежде, соответствующей выполняемым операциям (для работы в асептических условиях необходим комплект стерильной одежды);
4. соблюдение сроков хранения стерильного материала (см. под- разд. 12.1.4);
5. соблюдение правил личной гигиены,
6. влажную уборку помещений (оборудования, стен, полов) с применением дезинфицирующих средств;
7. дезинфекция ультрафиолетом воздуха в операционном блоке, перевязочных и др.;
8. соблюдение правил использования дезинфицирующих и антисептических средств (в том числе сроков хранения);
9. дезинфекцию использованных материалов (см. подразд. 12.1.3); проведение санитарно-микробиологических исследований.
Для предупреждения ВБИ в плане текущего надзора проводятся санитарно-микробиологические исследования: рук хирургов, кожи операционного поля, перевязочного и шовного материала, инструментов, воздуха, поверхностей оборудования. Обязательному исследованию подлежат специфические устройства, расположенные в операционном зале, наркозной, пред- и послеоперационной палатах, перевязочной, а также в палатах интенсивном терапии и реанимации, кабинетах физиотерапии и лечебной физкультуры. В акушерских стационарах обязательно обследуют родильные залы, операционный блок, послеродовые и детские палаты, комнаты пастеризации и хранения грудного молока. Важными направлениями является контроль стерильности изделий медицинского назначения и обследование персонала на микробоносительство. Объектами контроля являются: тазы и щетки для мытья рук хирургов, перчатки, зонды, катетеры, кровать, ларингоскоп, дыхательный мешок, кушетка для перевязок, халат и рабочий стол медсестры, термометры, лекарственные формы для инъекций, для ухода за кожей новорожденных, внутренняя поверхность холодильника для хранения лекарств и др. Контролируют также качество уборки и дезинфекции помещений.
В плане самоконтроля лаборатории ЛПУ проводят санитарномикробиологические исследования 1 — 4 раза в месяц, лаборатории центров госсанэпиднадзора - 2 — 4 раза в год и внепланово (по эпидпоказаниям, в случае санитарного неблагополучия).
Смывы с рук берут у всех участвующих в операции; исследование проводят, как указано выше. Для выявления носителей золотистого стафилококка персонал хирургических и акушерских отделений, а также отделений реанимации и интенсивной терапии обследуют 1 раз в квартал. Материал из передних отделов обеих половин носа берут стерильным сухим или увлажненным тампоном и непосредственно засевают штрихами на поверхность желточно- солевого агара в чашке Петри (вращая тампон). В другом варианте на ту же среду засевают, растирая шпателем, 0,1 мл из 5 мл ИХН, в котором в течение 10 минут отмывали тампон. После инкубирования среды подсчитывают количество колоний, образованных Staphylococcus aureus (по культуральным и морфолого-физиологическим признакам). Повторное выделение этих микроорганизмов в высокой концентрации (103 КОЕ в 1 мл и более) свидетельствует о микробоносительстве. Для санации микробоносители проходят специальные процедуры с применением антимикробных воздействий.
Санитарно-микробиологическое исследование
Оборудования, рук и спецодежды персонала
Отбор проб. С рабочих столов, весов, посуды, тары для хранения материала, оборудования, рук и спецодежды персонала пробы отбирают методом смыва стерильным ватным тампоном, помещенным в пробирки со стерильным ИХН или пептонной водой. При отборе проб с крупных плоских поверхностей (столы, халаты и т.д.) используют проволочную рамку-шаблон площадью 100 см2. Перед взятием пробы шаблон фламбируют, а тампоны увлажняют. Для проведения смывов с рук увлажненным ватным тампоном (или марлевой салфеткой, 5x5 см) протирают руки обследуемого, начиная с менее загрязненных участков кожи: тыльную часть ладони, ладонь, межпальцевые поверхности, ногтевые ложа и подногтевые поверхности. Перед исследованием смывную жидкость с тампоном или салфеткой встряхивают в течение 10 мин для десорбции микроорганизмов и далее смывную жидкость используют для посевов.
Методика исследования. Определение БГКП (см. выше).
Определение Staphylococcus aureus. 1 мл смывной жидкости засевают в пробирку с 5 мл солевого бульона, инкубируют в термостате при 37 °С в течение 24 ч (далее, как в разделе по исследованию пищевых продуктов).
Требования к микробиологической чистоте: присутствие БГКП, синегнойной палочки, протеев, стафилококка в смывах не допускается.