Тема 3.5: Работа и отношения со СМИ

План:

1. Понятие СМИ

2. Отношения со СМИ

3. Функции сотрудника, отвечающего за отношения си СМИ

4. Сферы ответственности пресс-службы организации

5. Виды сообщений в СМИ

6. Жанры информационной публицистики

7. Интернет

1.Средства массовой информации незаменимы в работе организации с широкой общественностью. Чем крупнее или известнее организация, тем чаще ей приходится работать со СМИ. Успешная работа со СМИ требует развернутых знаний специфики массовых коммуникаций.

Массовая коммуникация - это постоянное распространение информации посредствам телевидения, радио, печати, кино и звукозаписи среди огромных аудиторий с целью информирования, идеологического, политического, экономического воздействия на точку зрения людей.

СМИ - организационно технические предприятия, созданные для скорейшей передачи и тиражирования словесной, музыкальной, образной информации. Их роль состоит в том, что они формируют общественное мнение и именуются как четвертая власть. Основные из СМИ:

· 1) Информационные агентства - организации, собирающие и пересылающие информацию (ИТАР - ТАСС, РИА, АР и так далее).

· 2) Пресса - массовые периодические печатные издания - газеты и журналы. Человек посредством газеты отождествляет себя с обществом, она помогает ощущать себя гражданином, членом какой- либо группы. Газету или журнал, в отличии от информации телевидения и радио, можно сохранить. Создание и поддержание известности через газету - критическая задача менеджеров компании.

· 3) Радио - его уникальность состоит в том, что оно вездесуще и доступно, так как люди почти везде слушают радио. Но информацию радио получает от информационных агентств.

· 4) Журналистика - это деятельность по сбору, переработки и распространению информации через печать, радио, телевидение.

 2.Специалисты по коммуникациям призваны руководить отношениями со СМИ, поддерживать информационное взаимодействие. В долгосрочной перспективе, как организация, так и СМИ, заинтересованы в общении. У каждого участника на информационном рынке должна быть своя стратегия (целевая аудитория и конкретные СМИ, своя тематика, методы работы). Манипулировать СМИ очень сложно, но можно представить свою точку зрения общественности.

Отношения со СМИ носят двусторонний характер. С одной стороны организация дает информацию о себе, а с другой отслеживает информацию о себе. Иногда такие потоки информации создаются специалистами по коммуникациям. В крупных компаниях есть такие бюро, где собирают информацию о компании, а также делают подборку информации из СМИ о других компаниях. При этом на рынке коммуникаций есть компании, которые могут предоставить такую информацию, например, два крупнейших бюро в США, Burrelle и Luce получают каждое более сотни газет и журналов и отправляют более 50 тысяч различных подборок своим клиентам ежедневно. [9;52]

Отношения с прессой продолжают оставаться наиболее важными из отношений со СМИ. Пресса служит для организации каналом широкого распространения информации об организации. В работе с прессой нужно помнить, что организация заинтересована в освещении только благоприятной информации о своей деятельности. Пресса же заинтересована, чтобы журналисты доставали информацию интересную или скрываемую от читателей. Пресса в основном публикует статьи социального характера. До сих пор общественное мнение формируется под воздействием прессы.

3.Основными функциями  ответственного за связь с прессой в организации являются:

· 1) предоставление материалов для печати, на основе которых готовятся статьи, репортажи.

· 2) ответы на запросы прессы и предложения информационных услуг.

· 3) мониторинг - отслеживание, анализ и оценка сообщений печати, радио и телевидения, принятие мер по исправлению ошибок в сообщениях и выступление с опровержениями.

Функции связи с прессой могут реализоваться самой организацией или возлагаться на посредника. В зависимости от объема работ, функция пресс-коммуникаций может выполнятся:

· 1) пресс-секретарем,

· 2) пресс-бюро,

· 3) отделом по работе с прессой,

· 4) пресс-службой или пресс-центром,

· 5) службой по коммуникациям,

· 6) внештатным работником или внешней консультативной фирмой по договору. Крупные организации и компании имеют собственные пресс-службы или пресс-центры, в небольших компаниях такая функция может совмещаться с другими функциями отделов.

В крупных организациях пресс-центры являются подразделениями отдела PR, а ответственный за связь с прессой подчиняется руководителю отдела PR. В обычных случаях ответственный за связь с прессой выступает от имени организации, но если вопрос представляет важный интерес для организации, то должен выступать сам руководитель организации. Ответственный за связь с прессой должен прикладывать максимум усилий, чтоб руководитель находил время для выступлении в прессе.

4.К основным сферам ответственности пресс-службы организации относится:

· 1) оперативное распространение информации о деятельности организации,

· 2) организация оперативного взаимодействия организации с СМИ,

· 3) информационно-аналитическое обеспечение менеджеров и занятых в организации по вопросам, затрагивающих интересы организации,

· 4) создание информационного банка данных, отражающих деятельность организации,

· 5) организация пресс конференций,

· 6) оперативный сбор и анализ материалов печати, имеющих отношение к организации,

· 7) подготовка интервью должностных лиц в организации для СМИ.

Пресс-службы существуют в том или ином виде во всех крупных организациях и компаниях, например, такие центры имеют президент РФ, правительство РФ, мэры крупных городов, крупные компании (Газпром, ЕЭС РФ и так далее).

С целью поддержания хорошего общественного мнения о себе или об организации, пресс-специалист предоставляет следующие материалы:

· 1) Бэкграундеры - информацию текущего характера.

· 2) Ньюз-, или Пресс-релиз - сообщения, содержащие важную новость для широкой аудитории.

· 3) Медиа-кит - сообщение содержащие полезную новость для прессы.

· 4) Занимательные статьи, которые больше развлекают читателя, чем его информирует.

· 5) Кейс-историю - историю, случай о фирме, товаре.

· 6) Именные статьи - статьи, подписанные должностным лицом фирмы.

· 7) Обзорные статьи - статьи инициируемые изданиями или специалистами по коммуникациям.

· 8) Факт-лист - документ, отражающий профиль организации.

· 10) Биографии.

· 11) Фотографии.

· 12) Заявления (призваны объявить или объяснить позицию).

Пресс-конференция - это встреча журналистов с целью получения информации для общественности по актуальным вопросам от представителей деловых, общественных, правительственных кругов.

Мониторинг в прессе - это отслеживание публикаций в прессе, одна из функций пресс-центра организации. Эту функцию выполняют обычно пара сотрудников, анализируют всю национальную прессу.

Радио и телевидение - значимые средства связи с широкой общественностью. Особенно они актуальны для крупных компаний, государственных структур, политических компаний.

Работа специалиста по коммуникациям с радио и телевидением предполагает знание аудиторий различных программ, выбора жанра, времени и продолжительности трансляции. Кроме того, крупные компании имеют собственные теле- и радиокомпании. Применение самых последних достижений в этой области позволяет готовить репортажи специалистам по коммуникациям самим. А знание особенностей этих сфер позволит специалисту более эффективно работать с журналистами.

5.Основные сообщения, передаваемые телевидением и радио, можно разделить на три типа: публицистические, художественные, научные.

Публицистические сообщения отличаются документальностью, невымышленностью материала. В коммуникациях чаще используют публицистические сообщения, которые можно также подразделить на информационные, аналитические и художественные. Информационная публицистика выражает жанры, стремящиеся к простой фиксации фактов, автор описывает конкретное событие.

Аналитическая публицистика сообщает содержание авторского анализа реальных событий и явлений.

Художественная публицистика основывается на сообщениях, полагающихся на образах, предложенных исполнителем. Задачи коммуникации реализуются средствами художественной выразительности.

Эффективное использование СМИ для целей коммуникаций предполагает знание разнообразия видов теле- и радиосообщений.

6.Жанры информационной публицистики - это:

· 1) Репортаж - оперативный и достоверный рассказ, при этом журналист выступает как свидетель или участник этого события. Отличие телерепортажа - зрелищность.

· 2) Интервью - беседа в форме вопросов и ответов, беседа журналиста желающего получить информацию с тем, кто эту информацию может дать.

· 3) Заметка - это укороченное изложение какого-либо события, обычно этот жанр применяют в выпусках новостей.

· 4) Отчет - это, по сути, та же заметка, но все - таки в более расширенном виде.

· 5) Выступление - рассказ какой-либо личности по поводу или на тему. Известные в стране люди обычно часто появляются на экране с выступлением. Но выступления можно разделить на три группы: текстовые, произносимые по заранее написанному тексту; тезисные, произносится основываясь на тезисы и материалы, написанные заранее; импровизированные выступления - это то, которое говорится на уже известную тему, но без подготовки.

Разделение на три вида публицистики основано на функции и структуре сообщения. Функция аналитической публицистики основана на анализе событий. Художественная публицистика - это показ какого - то события, через чью- то точку зрения. Эти жанры представлены в виде:

· 1) беседы - форма общения в виде диалога, часто это дискуссия на тему интересующую общественность;

· 2) обозрения - рассмотрения разнообразных событий, фактов, проблем на протяжении определенного отрезка времени;

· 3) комментария - толкования важного события или фактов объединенных общей проблемой.

· 4) корреспонденции, сообщение фактов, сопровождающееся их анализом и обобщением.

Наряду с этими жанрами используются также: очерк, зарисовка, эссе, фельетон и памфлет.

Выбор жанра теле- и радио коммуникаций - является не менее важной задачей специалиста по коммуникациям, чем выбор студии, времени и даты передачи.

7.Интернет - это огромная сеть компьютеров размещенных по всему миру и коммуникатирующих друг с другом. Эта сеть по сути дела создает огромное информационное пространство, в котором люди обмениваются посланиями, получают доступ к базам данных, обсуждают различные проблемы, получают новости и так далее.

Число пользователей растет, что свидетельствует о приобретении Интернетом свойств СМИ. Большая часть Web - узлов принадлежит американским компаниям. Web- узел содержит наряду с чисто коммерческой, информацию по коммуникациям. Туда же переместилась индустрия новостей и любую последнюю новость можно найти или оставить в Интернете. Периодические выпуски различного профиля в Интернете издают сотни организаций, компаний, профессиональных ассоциаций, университетов.

Использование Интернет для информирования профессиональных групп, многотысячной международной общественности подписчиков ньюз-групп и дискуссионных листов, для продвижения идей в этих группах, для лоббирования, уже превратило Интернет в один из перспективных и мощных инструментов по коммуникациям. С помощью сети Интернет у представителей СМИ появилась возможность экономить свое время. Например, подготовка материала и поиск информации теперь занимают гораздо меньше времени. По крайней мере, уже не приходится копаться в архивах и библиотеках в поисках информации по нужной теме, так как Сеть полностью автоматизировала этот процесс. Большинство современных журналистов используют Интернет каждый день, и в основном для поиска информации, сопроводительных материалов (фотографий, комментариев, пресс-релизов). Корреспонденты также используют Интернет, в частности электронную почту, для налаживания контактов с источниками информации. Интернет становится глобальным СМИ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: