Б. «конструктивная» часть методологии: опытно-индуктивный метод

Особенности философии эпохи Нового времени

1) Хронологические рамки эпохи Нового времени.

2) Предмет философии в эпоху Нового времени.

3) Развитие теории познания (гносеологии):

а) эмпиризм,

б) рационализм.

Хронологические рамки эпохи Нового времени

С точки зрения исторической хронологии, к периоду Нового времени принято относить период, начавшийся в Европе с XVII в. (за точку отсчёта берётся Английская революция 1620–1640 гг.) и продолжающаяся по настоящее время. В философии к эпохе Нового времени, как правило, относят период от XVI в. до XVII века.

Предмет философии в эпоху Нового времени

В эпоху Нового времени религиозная тематика в философии отходит на второй план; схоластика, в которой тема Бога и его свойств была доминирующей, критикуется как бесплодное, бессмысленное занятие.

На первый план выходит наука, одной из причин такой смены тематики являетсябурное развитие естественных наук (прежде всего, механики), математики. Для философии этого периода характерна вера во всемогущество науки, в безграничные возможности разума, как следствие, в философии преобладает научная тематика.

Развитие теории познания (гносеологии)

В философии Нового времени онтологическая проблематика была с вязана с понятием «субстанция» и её свойствами, но на первый план выходят гносеологические проблемы:

а) проблемы научного метода;

б) проблема достоверности знания;

в) связь внешнего и внутреннего опыта

г) возможности познания человеком внешнего мира и т.д.

    Выделились два гносеологических направления, которые по-разному отвечали на вопрос: Что является источником знания для человека?

1) Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, которое признаёт главным источником знаний чувственный опыт и утверждает, что все знание основывается на опыте.

Основные представители этого направления – Ф. Бэкон (Англия), С. Гоббс (Англия), Дж. Локк (Англия), Э. Кондильяк (Франция) и другие.

2) Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), направление в теории познания, которое признает разум главными источником знания.

Основные представители этого направления – Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия) и другие.

Френсис Бэкон

(1561-1626)

1) Методология:

а. «разрушительная» часть методологии: учение об идолах

б. «конструктивная» часть методологии: опытно-индуктивный метод.

2) Пути исследования в науке.

Методология

А. «разрушительная» часть методологии: учение об идолах

         Путь к истине преграждают ложные идолы, искажающие истину, отсюда вытекает первая задача: проделать критическую работу и очистить разум от идолов.

         Идолы бывают врождённые или приобретённые.

         Врождённые идолы присущи человеческой природе, они подобно кривому зеркалу искажают свет истины тем, что смешиваются с природой вещей. Они не уничтожимы, но «можно выявить их и изобличить, чтобы на место старых заблуждений не приходили новые».

    Приобретённые идолы возникают из ошибочных мнений людей или учений философов, превратных доказательств. Их можно искоренить, но даётся это с большим трудом.

    Ф. Бэкон различает 4 вида идолов, «осаждающих умы людей»: идолы рода, идолы пещеры, идолы театра и идолы площади.

Идолы рода

    Идолы рода– врождённые идолы, присущие природе каждого человека как чувствам, так и разуму:

а) чувства часто обманывают нас или отказывают нам в помощи;

б) разум склонен

· видеть положительное и действенное, чем отрицательное и недейственное,

· поддаваться страстям и воле, выдавая желаемое за действительное,

· приписывать природе душу и цели, которых она не имеет.

Идолы пещеры

         Идолы пещеры(врождённые или приобретённые) – индивидуальное восприятие или заблуждения человека: «у каждого есть своя пещера, которая ослабляет и искажает свет природы», избавиться от них можно при помощи коллективного опыта.

Идолы площади

         Идолы площади (приобретённые) - неправильное использование слов: многозначность слов обладает обманчивым свойством искажать мысль и извращать логику рассуждения, и вместо познания вещей человек начинает вести бесплодные споры о словах. Кроме того, слова придумываются толпой, а значит, плохо и нелепо.

Идолы театра

    Идолы театра(приобретённые) – слепая вера в авторитеты. Сколько философских систем, столько поставлено комедий, так как системы говорят о вымышленных мифах, а не о реальном мире, в науке также много мифов, которые существуют вследствие веры в них, традиции, ложных доказательств, беззаботности. Отсюда задача философа и учёного – опровергать предрассудки, авторитеты, суеверия: «истина – дочь времени, а не авторитета».

б. «конструктивная» часть методологии: опытно-индуктивный метод.

    После избавления от идолов в свои права вступает опытно индуктивный метод: в качестве научного метода Ф. Бэкон предложил неполную индукцию (инду́кция (лат. inducere — влечь за собой, установить, наведение) - логический вывод, сделанный на основе движения от частных фактов к общим теоретическим выводам), когда вывод делается на основе знания лишь части фактов.

    Такая индукция даёт не истинное, а вероятностное знание, зная эту особенность Ф. Бэкон предлагал искать факты, не подтверждающие тезис (детская ступень в индукции), а опровергающие его («поиск отрицательных инстанций»). Пока опровержение не найдено, тезис считается истинным. Поиск «отрицательных инстанций» требовал точного установления фактов, что выводило на первый план не наблюдение, а эксперимент.

    К методу Ф. Бэкон также предъявлял требования:

1) Веря в единство природы, философ главную задачу видит в разложении её, «рассечении и анатомировании мира» (аналитическая тенденция).

2) Разделение не цель, а средство для поиска простых начал.

3) Поиск простых начал нужен для открытия законов природы.

4) Необходимо тщательно перечислять всё, что природа говорит разуму, только в таком перечислении рождается истинное толкование природы.

    Чтобы выявить, что природа говорит разуму, Ф. Бэкон предложил составлять таблицы:

1) Таблица присутствия (где изучаемое явление присутствует).

2) Таблица отсутствия (где изучаемое явление отсутствует).

3) Таблица сравнения (изучаемое явление присутствует в определённой степени),

4) Таблица отбрасывания (исключение случаев, не типичных для изучаемого явления).

5) Таблица «сбора плодов» (общий вывод из таблиц).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: