уровню освещенности (Пример расчета приведен в Приложении 1)
Определение необходимого количества люминесцентных ламп для создания нормативной освещенности начинается с определения удельной мощности по формуле:
Р = Е нор. . 10, Вт/м2
Ет
где Р – удельная мощность ламп в помещении, Вт/м2
Е нор – нормативная освещенность, лк
Ет – минимальная горизонтальная освещенность при удельной мощности 10 Вт/м2 – 150 лк. Полученную удельную мощность умножают на площадь помещения, делят на мощность одной выбранной лампы и узнают необходимое количество ламп.
Количество ламп рассчитывается по формуле:
N = P . S
W
где N – количество ламп
Р – удельная мощность, получаемая по предыдущей формуле, Вт/м2
S – площадь помещения, м2
W – мощность выбранной лампы, Вт.
Определение коэффициента отражения фона
(пример расчета приведен в Приложении 1)
На степень освещения помещения оказывает большое влияние цвет окраски его стен. Светлые тона отражают больше падающего света чем темные. Для оценки отражающей способности любой поверхности, в том числе и стен служит «коэффициент отражения», который рассчитывается по формуле:
|
|
К отр = l2
l1
где К отр – коэффициент отражения света поверхностью.
l1 – величина падающего на поверхность света, лк
l2 – величина отраженного от поверхности света, лк.
Коэффициент отражения при светлой окраске должен быть выше 0,4, при окраске средних тонов 0,4 – 0,2, темных тонов ниже 0,2.
Определение равномерности освещения
(пример расчета приведен в Приложении 1)
Рабочая поверхность должна иметь максимально равномерное освещение на всем протяжении. Неравномерность освещенности рабочего места и прилегающих к нему площадей вызывает утомление аккомодационных мышц и зрительное утомление. О равномерности освещения помещения можно судить по «коэффициенту неравномерности», который представляет собой отношение наибольшей к наименьшей освещенности в одной плоскости. Коэффициент неравномерности в плоскости на протяжении 0,75 м должен быть не более 1,3, т.е. освещенность в одной точке может отличаться от освещенности во второй точке не более, чем в 1,3 раза. Расчет производится по формуле:
К нр = l1
l2
где К нр – коэффициент неравномерности
l1 - максимальная освещенность
l2 – минимальная освещенность.
Решите ситуационные задачи
(ответы для самопроверки даны в Приложении 1)
1. В аптечном помещении освещенность рабочего места в двух точках, удаленных друг от друга на расстояние 75см, составляет 500 и 400 лк. Определить и оценить коэффициент неравномерности освещения.
|
|
Решение:
2. Площадь торгового зала помещения аптеки 86м2. Освещение осуществляется 18 люминесцентными лампами по 40 Вт каждая. Определить освещенность (лк) и оценить полученную величину. Норматив освещенности для данного помещения 150 лк.
Решение:
3. В аптечном помещении величина падающего на поверхность стены света составляет 300 лк, отраженного света 80 лк. Определить и оценить коэффициент отражения.
Решение:
4. Определить необходимое количество люминесцентных ламп по 40 Вт каждая для помещения, площадь которого 18м2. Норматив освещенности для данного помещения 300 лк.
Решение:
Задание 4. Выполните реферативную работу. Требования к оформлению в Приложении 2.
1. Особенности труда аптечных работников.
2. Профилактика профессиональных заболеваний.
3. Значение вентиляции и отопления, их виды и нормативные величины в различных помещениях аптек.
РАЗДЕЛ II. Методические указания для студентов к выполнению практических занятий
Практическое занятие №1
Тема: Воздух как фактор окружающей среды. Гигиеническая оценка микроклимата закрытых помещений
Цели: 1. Изучить строение биосферы, атмосферы, источники загрязнения атмосферного воздуха, воздуха помещений.
2. Изучить гигиеническое значение атмосферного давления
3. Научиться самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Время: 180 минут.
Место проведения: кабинет ОПД.
Студенты должны знать к занятию:
Тема «Экологические и гигиенические проблемы воздушной среды».
Студенты должны выполнить на занятии:
1. Составить схему строения геосферы земли.
2. Заполнить таблицы по гигиеническому значению атмосферного давления и оптимальным показателям микроклимата помещений аптеки.
3. Решить задачи по определению скорости движения и относительной влажности воздуха в помещении аптеки.
4. Ответить на предложенные вопросы.
После занятия студент должен уметь:
1. Рассчитывать скорость движения воздуха в помещении аптеки.
2. Рассчитывать относительную влажность воздуха в помещении аптеки.
На занятии оцениваются:
1. Умение решать задачи
2. Уровень сформированности ОК 1., ОК 2., ОК 4., ОК 12., ПК 1.6
Домашнее задание: тема « Гигиена питания. Контроль за энергетической адекватностью».
Литература:
1. Крымская, И.Г. Гигиена и экология человека [Текст] / И.Г. Крымская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
2. Конспект лекций.
Оформление работы:
Задание № 1
Составьте схему строения геосферы Земли, обозначить слои биосферы, атмосферы, показать расположение озонового слоя, используя рисунок:
Задание № 2. Заполните таблицу:
Источники загрязнения атмосферного воздуха
Искусственные | Естественные |
Задание № 3. Заполните таблицу:
Гигиеническое значение атмосферного давления
Атмосферное давление | Где наблюдается | Клинические проявления |
1. Пониженное | ||
2. Повышенное |
Задание № 4. Заполните таблицу:
Оптимальные показатели микроклимата аптечных помещений
Температура воздуха | Влажность воздуха | Скорость движения воздуха |
Приборы для определения, ед. измерения | ||