Что же принципиально отличает русскую философию от других национальных философских традиций?

Русская философия

 

 

План:

1. Особенности русской философии

2. История русской философии

2.1. Древняя и средневековая русская философия (XI — XVII вв.) – Иларион, Филофей.

2.2. Русское Просвещение (XVIII - первая четверть XIX в.) - Г.С. Сковорода, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев.

2.3. Период становления самобытной мысли (30—70-е годы XIX в.). славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) и западничество (А.И. Герцен, В.Г. Белинский).

 

Домашнее задание. (ответить письменно, объем ответа должен состоять несколько развернутых предложений).

1. Какую роль сыграло христианское православие в развитии духовной и социальной жизни русского государства?

2. Каковы особенности Просвещения в России?

3. Каковы причины преобладания художественно-образного типа философствования в России?

 

Дополнительное задание (за его выполнение вы получаете дополнительную оценку)
Прочесть статью «Патриотизм или мир» Л.Н. Толстого и ответить письменно на следующие вопросы: какую проблематику поднимает русский писатель в своей статье? Как вы сами оцениваете патриотизм сегодня? (объем от одной до двух страниц)

 


Особенности русской философии

Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер. Это было отмечено и на примере Индии, Китая, Греции, Рима, европейских народов.

Не составляет исключения и Россия. В России, в отличие от Греции или Германии, философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В Средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии и до XIX в. Большая продолжительность этого периода связана с тем, что если в Европе после эпохи Возрождения главной отраслью культуры стала наука и философия, которые обратились к решению проблем познания, то в России этого не произошло — наука в России получила развитие только в послепетровское время, а точнее, во второй половине XVIII в. Соответственно философия познания или же философия науки возникла позднее, чем в Европе. Русская философия сохранила преимущественно религиозное направление до начала XX в., когда это направление было наряду с другими разгромлено пришедшими к власти большевиками, а виднейшие русские философы — Бердяев, Булгаков и другие — были высланы из России (что не помешало им развивать религиозную философию в эмиграции) или репрессированы, как Флоренский.

Особенностью русской философии также была ее нацеленность на проблемы этики, что отнюдь не противоречило ее преимущественно религиозному характеру. Это заметно уже в первом религиозно-философском произведении «Слово о Законе и Благодати» и сохранилось тогда, когда после церковного раскола религиозная направленность философии стала ослабевать. В этом смысле для русской философии характерно то же, что и для русской литературы, которая также отличалась своей этической направленностью.

Другой особенностью русской философии был ее акцент на социальную проблематику. Это проявилось со времени зарождения идеи Москвы как «третьего Рима», с которой связывают формирование русской идеи как таковой. Ориентация на социальные проблемы способствовала тому, что после разгрома большевиками русской религиозной философии философия из служанки богословия в СССР стала служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 г. Советский этап можно назвать вторым этапом развития русской философии, из которого ныне она перешла в третий, не получивший пока четких очертаний.

В общих чертах, русская философская мысль – это явление чрезвычайно многоплановое и сложное, оно требует к себе бережное и творческое отношение. В её истории много спорных проблем, но то, что она является особым феноменом мировой философской мысли – является неоспоримым. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

 

Что же принципиально отличает русскую философию от других национальных философских традиций?

1. Пристальное внимание к этическим вопросам и проблеме смысла жизни (как и зачем жить?).

2. Разработка «русской идеи» — проблемы особой духовной миссии России в мировой истории.

3. Убежденность в кризисе мировой культуры и как следствие — поиск новых путей развития философии и общества. Стремление выработать программу совершенствования общества.

4. Неприятие отвлеченности классической западной философии (начиная с XIX в.).

5. Критика узкого рационализма и общий антисциентизм.

6. Стремление к синтезу различных подходов, идей, проблематики и т.д. Наиболее ярко это стало проявляться к концу XIX в. у B.C. Соловьева и философов Серебряного века.

 

Периодизация:

1. Древняя и средневековая русская философия (XI — XVII вв.).

2. Русское Просвещение (XVIII - первая четверть XIX в.).

3. Период становления самобытной мысли (30—70-е годы XIX в.).

4. Серебряный век русской философии (последняя четверть XIX в. - 1917 г.).

5. Советский период русской философии (1917—1991 гг.).

6. Постсоветский период русской философии (с 1991 г.).

 

Из характерных черт русской философии можно выделить следующие стороны:

● сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

● специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);

● целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

● большая роль проблем морали и нравственности;

● конкретность;

● широкое распространение в массах, понятность простому народу.

 

Основой предмета русской философии составляли:

● проблема человека;

● космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

● проблемы морали и нравственности;

● проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

● проблема власти;

● проблема государства;

● проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

● проблема будущего.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: