Русская философия
План:
1. Особенности русской философии
2. История русской философии
2.1. Древняя и средневековая русская философия (XI — XVII вв.) – Иларион, Филофей.
2.2. Русское Просвещение (XVIII - первая четверть XIX в.) - Г.С. Сковорода, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев.
2.3. Период становления самобытной мысли (30—70-е годы XIX в.). славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) и западничество (А.И. Герцен, В.Г. Белинский).
Домашнее задание. (ответить письменно, объем ответа должен состоять несколько развернутых предложений).
1. Какую роль сыграло христианское православие в развитии духовной и социальной жизни русского государства?
2. Каковы особенности Просвещения в России?
3. Каковы причины преобладания художественно-образного типа философствования в России?
Дополнительное задание (за его выполнение вы получаете дополнительную оценку)
Прочесть статью «Патриотизм или мир» Л.Н. Толстого и ответить письменно на следующие вопросы: какую проблематику поднимает русский писатель в своей статье? Как вы сами оцениваете патриотизм сегодня? (объем от одной до двух страниц)
|
|
Особенности русской философии
Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер. Это было отмечено и на примере Индии, Китая, Греции, Рима, европейских народов.
Не составляет исключения и Россия. В России, в отличие от Греции или Германии, философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. В Средние века в Европе философия была служанкой религии, и то же самое было в России в течение продолжительного времени с самого возникновения русской философии и до XIX в. Большая продолжительность этого периода связана с тем, что если в Европе после эпохи Возрождения главной отраслью культуры стала наука и философия, которые обратились к решению проблем познания, то в России этого не произошло — наука в России получила развитие только в послепетровское время, а точнее, во второй половине XVIII в. Соответственно философия познания или же философия науки возникла позднее, чем в Европе. Русская философия сохранила преимущественно религиозное направление до начала XX в., когда это направление было наряду с другими разгромлено пришедшими к власти большевиками, а виднейшие русские философы — Бердяев, Булгаков и другие — были высланы из России (что не помешало им развивать религиозную философию в эмиграции) или репрессированы, как Флоренский.
Особенностью русской философии также была ее нацеленность на проблемы этики, что отнюдь не противоречило ее преимущественно религиозному характеру. Это заметно уже в первом религиозно-философском произведении «Слово о Законе и Благодати» и сохранилось тогда, когда после церковного раскола религиозная направленность философии стала ослабевать. В этом смысле для русской философии характерно то же, что и для русской литературы, которая также отличалась своей этической направленностью.
|
|
Другой особенностью русской философии был ее акцент на социальную проблематику. Это проявилось со времени зарождения идеи Москвы как «третьего Рима», с которой связывают формирование русской идеи как таковой. Ориентация на социальные проблемы способствовала тому, что после разгрома большевиками русской религиозной философии философия из служанки богословия в СССР стала служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 г. Советский этап можно назвать вторым этапом развития русской философии, из которого ныне она перешла в третий, не получивший пока четких очертаний.
В общих чертах, русская философская мысль – это явление чрезвычайно многоплановое и сложное, оно требует к себе бережное и творческое отношение. В её истории много спорных проблем, но то, что она является особым феноменом мировой философской мысли – является неоспоримым. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Что же принципиально отличает русскую философию от других национальных философских традиций?
1. Пристальное внимание к этическим вопросам и проблеме смысла жизни (как и зачем жить?).
2. Разработка «русской идеи» — проблемы особой духовной миссии России в мировой истории.
3. Убежденность в кризисе мировой культуры и как следствие — поиск новых путей развития философии и общества. Стремление выработать программу совершенствования общества.
4. Неприятие отвлеченности классической западной философии (начиная с XIX в.).
5. Критика узкого рационализма и общий антисциентизм.
6. Стремление к синтезу различных подходов, идей, проблематики и т.д. Наиболее ярко это стало проявляться к концу XIX в. у B.C. Соловьева и философов Серебряного века.
Периодизация:
1. Древняя и средневековая русская философия (XI — XVII вв.).
2. Русское Просвещение (XVIII - первая четверть XIX в.).
3. Период становления самобытной мысли (30—70-е годы XIX в.).
4. Серебряный век русской философии (последняя четверть XIX в. - 1917 г.).
5. Советский период русской философии (1917—1991 гг.).
6. Постсоветский период русской философии (с 1991 г.).
Из характерных черт русской философии можно выделить следующие стороны:
● сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
● специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
● целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
● большая роль проблем морали и нравственности;
● конкретность;
● широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основой предмета русской философии составляли:
● проблема человека;
● космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
● проблемы морали и нравственности;
|
|
● проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
● проблема власти;
● проблема государства;
● проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
● проблема будущего.