double arrow

Политическая культура Беларуси.

3

 

Политическая культура Беларуси формировалась на пограничье западной и восточной цивилизаций, на основе взаимодействия с культурами многих этносов: литовцев, поляков, русских, евреев, татар и др. Белорусские земли входили в состав различных полиэтнических государственных образований - Древнерусское государство, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитую, Российскую империю, СССР. На формирование политической культуры Беларуси оказал влияние и такой фактор, как существовавшие на ее территории этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: православной, католической, протестантской, иудейской и проч.

Существование на белорусских землях этих далеких от согласия между собой конфессий отрицательно сказывалось на формировании этнического самосознания белорусов, и по этой причине на их духовной и политической культуре. Благодаря религиозному плюрализму многие ученые и в России, и в Польше не видели в коренном населении Беларуси целостного этноса, единой политико-культурной общности.

Не имея своей подлинной национальной государственности, входя в состав различных государственных формирований, белорусский народ подвергался национальному, религиозному, культурному и языковому насилию и гнету. Не случайно много веков подряд у коренного населеняи Беларуси отсутствовало даже единое самоназвание (этноним). Наши предки называли себя литвинами, русинами, западными русскими, белорусами, а часто просто тутэйшыми, т.е. местными, о чем писал еще Я. Купала.




Об уровне национального самосознания белорусов свидетельствует хотя бы то, что после распада СССР Беларусь оказалась, пожалуй, единственной республикой на постсоветском пространстве, где не наблюдалось проявлений национализма, где население предпочитает общаться на неродном языке. Скажем, у литовцев, эстонцев, украинцев проявления националистических настроений имели место даже во времена СССР. Мы оставляем в стороне вопрос о том, хорошо это или плохо, но примечательно, что уже в наши дни некоторые польские, российские, да и наши ученые считают, что процесс консолидации белорусов в нацию еще не завершен.

Значительное влияние на формирование этнического менталитета белорусов, а следовательно, и их политической культуры, оказало господство в Беларуси в течение длительного времени общинных, коллективистских начал общежития и образа жизни, основанных на взаимопомощи в взаимоподдержке, доминирование принципа групповой справедливости над принципами индивидуальной свободы и самоопределения, характерного для западной цивилизации. Такое положение было вызвано экстремальными условиями существования в зоне рискованного земледелия, длительным сохранением сельской общины, которую не могла разрушить до конца даже столыпинская аграрная реформа начала ХХ в.



Таким образом, формирование политической культуры Беларуси на стыке двух цивилизаций - западной и восточнославянской имело и отрицательные, и положительные последствия. С одной стороны, это выразилось в подавлении национального начала более сильными соседями, с другой - это способствовало формированию самобытной культуры, которая интегрировала, вобрала в себя лучшие достижения восточной и западной культур, исключая все негативное, например, проявления как тотального экспансионизма, так и крайнего индивидуализма. Синтез признаков различных систем часто дает жизнеспособные организмы. Как отмечает В.В. Кириенко, «этнообразующие, природно-климатические, геополитические и социокультурные условия, формирующие белорусский этнос, отличающиеся от условий формирования других, в том числе и родственных, славянских - великорусского, малоросского и польского этносов, предопределили не только общие славянские, но и специфически-национальные, белорусские ментальные характеристики».

Если бросить ретроспективный взгляд на формирование политической культуры на землях Беларуси, то следует сказать, что в условиях феодальной раздробленности в ней наличествовали в основном элементы патриархальной, подданической культуры. Неграмотное крестьянство, лишенное информации о жизни общества, проявляло слабый интерес к политике. В большей степени этот интерес обнаруживался в среде богатой части населения, магнатов, шляхты и т.д.



В эпоху белорусского Возрождения и Реформации (XIV - XVII вв.), которая совпала со становлением и расцветом Великого Княжества Литовского, был заложен фундамент не только белорусского культуры в целом, но и самобытной политической культуры в частности. В этот период сформировались устойчивые черты национального характера, менталитета белорусов, отражающиеся в их политической культуре.

Вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой (1569 - 1795 гг.) оказало двоякое влияние на дальнейшее формирование политической культуры Беларуси. С одной стороны, с подписанием Люблинской унии в 1569 г. в Беларуси пришли польское право, польская культура, польский язык, которые стали постепенно вытеснять национальную культуру, право и язык. Власть с помощью католической церкви стремилась ассимилировать белорусов путем полонизации, устранения языка, традиций, обычаев, национального самосознания. С другой стороны, нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой способствовало проникновению в нее либерально-демократических ценностей Западной Европы: индивидуализма, парламентаризма, идеи свободы, личной независимости и проч.

И все же доминирующим оказался процесс денацинализации. Если на начальных этапах процесс консолидации белорусского этноса шел по европейскому образцу, имея в качестве социальной основы магнатов, шляхту, горожан, то в последствии в XVIII в. его социальная структура сильно изменилась. Белорусов среди полонизированной шляхты «третьего сословия», горожан почти не осталось. Не было национальной интеллигенции, купечества и офицерства, которые могли бы стать авторитетными творцами и носителями национальной идеи. Мелетий Смотрицкий еще в 1610 г., оценивая факт перехода отечественных князей из веры предков в «латинскую веру», вопрошал: «Где нынче князья Слуцкие, Заславские, Вишневецкие, Чарторыйские?». Как известно, они «перестроились» в соответствии с «законом диалога культур», стали польскими князьями. То же самое можно сказать о небезызвестных представителях родов Хадкевичей, Сапег, Воловичей, Тышкевичей и др.

Хранители белорусской культуры, языка и традиций оказалось лишь белорусское крестьянство. Об этом разрыве в развитии белорусской культуры с горечью писал еще М. Богданович. В статье «Белорусское возрождение» он показал, что белорусская культура, развивавшись «на древнеславянских корнях», в XIV - XV вв. сблизилась с западноевропейской культурой, пережила в XVI столетии свой «золотой век». За ним последовал период упадка и «к концу XVII столетия летаргия белорусской национальной жизни обозначилась вполне ощутительно». Это была та самая ситуация разрыва в развитии культуры, вызванная «денацинализацией белорусской шляхты и мещанства, в результате которой «белорусский народ не только не смог продолжить развитие своей культуры, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добытое раньше.

С конца XVIII в. белорусские земли стали неотъемлемой частью Российского государства. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическом сознании и поведении белорусов. Индивид и общество рассматривалось здесь как пассивные субъекты социально-политического процесса. К тому же по отношению к населению Северо-Западного края, т.е. к белорусам, проводилась русификаторская политика. В 1832 г. в делопроизводство края был введен русский язык, а в 1840 г. вышел закон, отменивший местное право для всех западных губерний России. Предполагалось, что это усилит здесь три опоры царизма: самодержавие, православие, народность. Однако идеи национальной независимости, по крайней мере, национально-культурной автономии, никогда не затухали в сознании белорусского народа. А в последней трети XIX - начале ХХ в. политической культуре Беларуси произошли значительные сдвиги: возникает национально-сознательная интеллигенция. По данным переписи 1897 г., к белорусам причисляли себя 40% чиновников, 10% юристов, 20% врачей и 60% учителей. В начале ХХ в. были созданы первые политические партии, началась разработка национальной идеи.

Таким образом, со времен Великого Княжества Литовского политическая культура Беларуси характеризуется определенным дуализмом. В ней присутствовали элементы патриархальной, подданической и отчасти активистской культур. Она представляет собой взаимодействие двух социокультурных и политических потоков, ориентирующихся главным образом на ценности корпоративизма, соборности, справедливости, равенства, отличается приверженностью патриархальным традициям, безропотным подчинением властям, почитанием верховного правителя. Другой социокультурный поток, другая политическая культура белорусского общества больше опиралась на демократические традиции, содержала ценности свободы, индивидуализма, плюрализма, прав человека, возможности для рядовых жителей принимать участие в местной общественной жизни посредством таких демократических институтов средневековья, как вече, городское самоуправление, предоставленное многим городам Беларуси согласно магдебургскому праву, общинное управление, эпизодические формы республиканского правления, опыт либеральных реформ, парламентаризм и даже многопартийность в ХХ веке.

Большое воздействие на политическую культуру белорусского народа, как и всех народов бывшего СССР, оказала практика строительства и функционирования социалистического общества, а также монопольное господство коммунистической идеологии. Это нашло отражение в дальнейшем утверждении коллективистских этатистско-патерналистских ценностей, отказе от принципов индивидуализма, частнособственнических отношений и религиозных воззрений. Иначе говоря, политическая культура Беларуси развивалась в русле тех политических и культурных процессов, которые происходили под влиянием КПСС и руководства советского государства. Это означало дальнейшее ослабление национальных черт белорусской культуры, в том числе политической.

Таким образом, длительное господство авторитарных режимов на территории Беларуси, преобладание государственных форм регулирования общественной жизни приводило к ограничению индивидуальной свободы, инициативы и политической активности, снижению чувства личной ответственности и самостоятельности, формированию ориентации при решении личных проблем на государство и харизматического лидера.

Развитие политической культуры Беларуси в нынешних условиях представляет собой сложный и противоречивый процесс. Политическую культуру белорусского общества можно охарактеризовать как неоднородную, гетерогенную структуру переходного типа, включающую в себя различные политические установки, ориентации, взгляды и устремления. Часть населения ориентируется на традиционные ценности - стабильность, порядок, социальную справедливость, государственное регулирование основных сфер общественной жизни. Другие отдают предпочтение либерально­демократическим ценностям: утверждению прав и свобод, созданию правового государства и гражданского общества, свободе частного предпринимательства, конкуренции. И вместе с тем в политической культуре Беларуси можно выделить основополагающие, доминирующие особенности или черты, характерные для большинства граждан. Эти особенности обусловливаются в конечном счете национальным характером народа.

Что такое национальный характер? Национальный характер включает глубинные, базовые социально-психологические черты, мировоззренческие архетипы, определяющие мироощущение человека, его восприятие окружающей действительности и себя в ней. Национальный характер белорусов сложился под влиянием соответствующих природно-климатических условий и географического положения Беларуси на пересечении европейских дорог. На ее территории произошло огромное количество войн, но это были чаще всего «внешние войны», которые велись за интересы сопредельных государств. Это повлияло на формирование у наших предков немилитаристского сознания. Известная покладистость белорусов, их спокойствие, уравновешенность, хозяйственность, бережливость, законопослушание, бесконфликтность, религиозная терпимость - эти качества в определенной мере формировались как приспособительные механизмы в условиях частных войн и лишений. У белорусов отсутствует чувство национального превосходства над представителями других национальностей. Вместе с тем для значительной части наших граждан характерны пассивность и нерешительность, отсутствие настойчивости и рискованности. Многие исследователи отличают такую черту современных белорусов, как упорный повседневный труд. Во многом эти черты влияют в настоящее время на политическое поведение граждан.

Одной из главных черт политической культуры белорусов является толерантность, т.е. высокая степень национальной, расовой, политической, конфессиональной и других видов терпимости. В науке под толерантностью понимается «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения, взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Говоря о толерантности белорусов, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления. В этой связи необходимо обратить внимание еще на одну особенность политической культуры белорусов - тяготение к политическому и идеологическому центру в спектре политических предпочтений. Даже в период обострения политических противоречий и подъема массовых движений в 1990-е годы численность радикально настроенных лиц здесь была небольшой. То же самое можно сказать и об ориентации граждан на использование ненасильственных средств при разрешении внутриполитических конфликтов.

Наряду с толерантностью необходимо также отметить интровертный, так сказать, характер политической культуры белорусов, который проявляется в определенном консерватизме их политического бытия. Люди здесь тяготеют больше к малым социальным группам, нежели к большим политическим объединениям - партиям, общественным организациям и политическим движениям. Поэтому белорусский социум не готов к быстрым и радикальным переменам. Это является одной из причин постепенного реформирования политической системы и экономики страны.

Как уже отмечалось, развитие политической культуры в Беларуси в нынешних условиях представляет собой сложный и противоречивый процесс. Доминировавший в советский период тип политической культуры пришел в противоречие с современными тенденциями общественного прогресса. Необходимо формирование новой, демократической политической культуры, которая бы отвечала современным реалиям, основному вектору, тенденциям социально-экономического развития общества. А каковы эти тенденции? Как показывают данные социологических исследований, проведенных В.В. Кириенко, эти тенденции видятся гражданам в движении вперед через социально-экономическое реформирование и утверждение частной собственности. Опросы показали, что респондентов, предпочитающих двигаться вперед, по пути реформ, в 9 раз больше тех, кто хотел бы возврата к прошлому. Вместе с тем, приходит к выводу автор, «в мировоззренческой картине современных белорусов нет места для двух крайних путей общественного реформирования: как вульгарного уравнительного социализма, так и примитивного «дикого» капитализма. Из двух рыночных путей общественного реформирования явное предпочтение отдается социально ориентированной рыночной экономике». И дальше автор пишет: «Опираясь на мнение респондентов, схематично контур белорусской модели можно сформулировать следующим образом: через социально-экономическое реформирование, утверждение частной собственности; в движении на Восток, прежде всего через восстановление необоснованно разорванных и формирование новых связей с братскими, прежде всего славянскими народа, так и на Запад, в мировое хозяйство, интеграцию в европейские, евразийские экономические и геополитические организации; через усиление дисциплины, порядка, ответственности на основе современной законодательной базы; через устранение уравнительного принципа в распределении материальных благ и усиление защитных социальных механизмов недееспособных граждан».

Нарисованная картина полностью соответствует социал-демократической модели развития общества. Тот же эволюционно-реформистский путь движения вперед; компромиссность (взять все хорошее от капитализма и социализма); плюрализм различных форм хозяйствования будет способствовать становлению социально-ориентированной рыночной экономики.

В соответствии с социально-экономической и политической моделью развития общества будет развиваться и политическая культура. Она должна складываться как сложноструктурное сочетание характерных для нас национально-культурных и общедемократических ориентаций и ценностей. Как пишет М. Н. Кустовский и Б. М. Соколов, «политическая культура белорусского общества формируется на основе трех источников. Первый источник это политическая практика, включающая нормативные акты, государственные программы, неформализованные традиции политической жизни. Второй источник - зарубежный опыт и гражданская политическая культура, выросшая на основе традиций, рожденных европейскими революциями, в том числе и Октябрьской. Проблема в том, как идет заимствование из этого источника: хаотично или сознательно, с пониманием, что именно подходит для Беларуси. Третий источник - национальные политические традиции».

Носителем политической культуры является, прежде всего, индивид, личность как субъект политического процесса. В связи с этим встает задача воспитания политически грамотного человека, который за внешними проявлениями способен видеть глубинные причины, основания и взаимосвязи политических отношений. Индивид способен стать подлинным субъектом политики, только овладев всем богатством политической культуры.

Процесс формирования политической культуры - это непрерывный процесс, осуществляемый как государственными, так и общественными институтами. Многое здесь зависит от средств массовой информации и системы образования всех уровней от школы до вуза. Нельзя сбрасывать со счетов и стихийные процессы политической социализации, т.е. постоянное воздействие на человека окружающей среды, накопление собственного политического опыта.

Немаловажную роль в формировании политической культуры играет идеологическая составляющая нашего государства. В этом плане для нас важен поиск идентичной, адекватной современному белорусскому обществу идеологии. Думается, что процесс определения идеологических приоритетов и консолидирующих общество идей у нас до сих пор не завершен. В этой связи нашему политическому истеблишменту и интеллектуальной элите предстоит немалая работа.



3




Сейчас читают про: