К практическим и лабораторным занятиям

СОДЕРЖАНИЕ

  ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………….. 4
  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 5
1. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическим и лабораторным занятиям………………….. …   6
  Модуль № 1. «Структура и функции простых и сложных белков»…………………….…………………………………………..   6
  Модуль № 2. «Витамины, ферменты, гормональная регуляция процессов метаболизма»…………………. ………………………   8
  Модуль № 3. «Энергетический обмен. Обмен и функции         углеводов»…………………………………………………..…...   11
  Модуль № 4. «Обмен и функция аминокислот. Биосинтез нуклеиновых кислот и белка. Основы молекулярной генетики»  …………………………………………………….......     13
  Модуль № 5. «Обмен и функции липидов»……………………. 16
  Модуль № 6. «Основы функциональной биохимии»……………   18
2. Контрольные вопросы к защите модулей…………………….. 21
  Модуль № 1. «Структура и функции простых и сложных белков»…………………….…………………………………………   21
  Модуль № 2. «Витамины, ферменты, гормональная регуляция процессов метаболизма»…………………. ……………………...   24
  Модуль № 3. «Энергетический обмен. Обмен и функции              углеводов»…………………………………………………….....   28
  Модуль № 4. «Обмен и функция аминокислот. Биосинтез нуклеиновых кислот и белка. Основы молекулярной генетики»  …………………………………………………….....     30
  Модуль № 5. «Обмен и функции липидов»…………………… 33
  Модуль № 6. «Основы функциональной биохимии»…………..   36
3. Экзаменационные вопросы по биологической химии………………………..……………………………………….   38
  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………..... 50

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данных методических указаний – сформировать у студентов лечебного факультета представление о структуре курса биологической химии, последовательности изучения модулей, межпредметной интеграции биохимии с другими естественнонаучными и профессиональными дисциплинами. Методические указания предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студента в течение всего периода обучения по дисциплине «Биохимия» и включают в себя контрольные задания для подготовки к текущим лабораторно-практическим занятиям, вопросы для защиты каждого из модулей и экзаменационные вопросы по дисциплине.

Учебно-методические указания составлены в строгом соответствии с рабочей программой и учебным планом кафедры для студентов лечебного факультета и в полной мере отвечает требованиям государственного образовательного стандарта ФГОС ВО по специальности 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета).

Контрольные задания помогут студентам эффективно готовиться к каждому занятию по биохимии, к защите модулей и к завершающему этапу освоения дисциплины – экзамену.

ВВЕДЕНИЕ

 

Биологическая химия является одной из фундаментальных дисциплин, обеспечивающих подготовку квалифицированного врача.

Цели обучения студентов курсу биохимии

1. Изучение строения и роли биологически важных соединений, метаболических процессов в живом организме как основ функционирования биологических объектов в целом.

2. Формирование:

- системы химических знаний, умений, навыков, обладающих свойством широкого переноса, элементов творческой деятельности для последующего включения их в состав компетенций выпускника медицинского вуза;

- представления о биохимии как науке постоянно разви­ваю­щейся и позволяющей на молекулярном уровне углубленно познавать сущность жизни, о роли биохимии как фундаментальной науки, необходимой для формирования клинического мышления врача;

- знаний об основных сферах применения биохимических положений в будущей клинической практике, об основных методах клинических биохимических исследований, приме­няе­мых в повседневной практике врача;

- научного миропонимания, химической картины природы, химической грамотности как части общей культуры человека с медицинским образованием;

- опыта разнообразной деятельности: экспериментальной, учебно-исследовательской, расчетной, графической и др.;

- практических умений постановки и выполнения учебно-исследовательской экспериментальной работы.

- навыков изучения учебной химической литературы, информационного поиска.

Восприятие и усвоение биохимии во многом зависит от учебной системы, структурированности и последовательности изучения её основных разделов. В учебном плане кафедры фундаментальной и клинической биохимии весь объём дисциплины разделён на шесть модулей, два из которых посвящены статической биохимии (строение и функции белков; биологически активные вещества – витамины, ферменты, гормоны), три – динамической (обмен энергии и углеводов, обмен белков и обмен липидов) и завершающий, шестой, – функциональной. В соответствии с модульной системой и составлены учебные задания по дисциплине.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки

к практическим и лабораторным занятиям

                                                                                                                                                   Модуль № 1

 

«СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ БЕЛКОВ»

1. Белок как молекулярная основа живой материи. Роль белков в процессах жизнедеятельности.

2. Элементарный состав белков. Открытие аминокислот.

3. Строение и классификация аминокислот. Понятие о протеиногенных аминокислотах.

4. Химический состав белков. Пептидная теория строения белков.

5. Молекулярная масса белков. Размеры и форма белковых молекул.

6. Свойства белков как высокомолекулярных соединений.

7. Растворимость белков, факторы ее определяющие. Понятие дифильности белковых молекул.

8. Амфотерность белков, факторы, определяющие величину и знак заряда белковой молекулы.

9. Понятие об изоэлектрической точке и изоэлектрическом состоянии белков.

10. Гидратация белковых молекул, факторы ее определяющие.

11. Устойчивость белковых молекул в растворе, факторы ее определяющие.

12. Осаждение белковых молекул из раствора. Типы осадочных реакций.

13. Механизм обратимого осаждения белков.

14. Механизм и условия высаливания белков плазмы крови из растворов.

15. Механизм необратимого осаждения белков из растворов. Понятие о денатурации белков, обратимость процесса.

16. Нативная структура белка и ее нарушения. Признаки денатурации.

17. Осаждение белков солями тяжёлых металлов, механизм, особенности реакций, значение для клиники.

18. Осаждение белков минеральными и органическими кислотами, механизм, особенности процесса, значение для клиники.

19. Уровни структурной организации белков.

20. Первичная структура белков, понятие, типы связей первичной структуры.

21. Зависимость физико-химических и биологических свойств молекулы от первичной структуры.

22. Видовая специфичность первичной структуры, закономерности.

23. Методы изучения первичной структуры белка. Значение расшифровки первичной структуры для клиники.

24. Гидролиз, понятие, типы, значение метода. Схема гидролитического расщепления простого белка.

25. Понятие о хроматографическом разделении аминокислот и белков. Виды хроматографии, значение метода.

26. Принцип и значение метода распределительной хроматографии аминокислот.

27. Понятие о конформации пептидных цепей (вторичная и третичная структура). Связи, обеспечивающие конформацию белков. Фолдинг.

28. Доменная структура белков, ее биологическое значение.

29. Зависимость биологических свойств белков от вторичной и третичной структуры.

30. Четвертичная структура белка. Зависимость биологической активности белков от четвертичной структуры.

31. Методы количественного определения концентрации белков: прямые и непрямые.

32. Колориметрический метод определения концентрации белков, принцип, значение.

33. Понятие об электрофотоколориметрии. Устройство фотоэлектроколориметра. Значение метода для клиники.

34. Принцип рефрактометрического определения концентрации белка. Устройство прибора.

35. Принцип электрофоретического разделения белков. Устройство прибора, виды электрофореза, значение метода для клиники.

36. Методы разделения и выделения индивидуальных белков из смеси, принципы.

37. Ионообменная хроматография, принцип метода, значение.

38. Аффинная хроматография, принцип метода, значение.

39. Понятие о гельфильтрации. Использование метода «молекулярных сит».

40. Классификация белков, общие принципы.

41. Классификация белков по биологическим функциям.

42. Способность белков к специфическим взаимодействиям как основа биологических функций всех белков. Понятие лигандов, типы лигандов.

43. Механизм образования белково-лигандных комплексов, особенности процесса.

44. Общая характеристика группы простых белков. Белки глобулярные и фибриллярные, различия в строении и свойствах.

45. Классификация белков по семействам, принципы. Понятие о белках-шаперонах, роль шаперонов в процессах жизнедеятельности

46. Сложные белки, разделение по простетическим группам, типы связей.

47. Хромопротеины. Химический состав, представители, биологическая роль.

48. Нуклеопротеины, химический состав, представители, локализация в клетке, роль в процессах жизнедеятельности.

49. Состав и строение мононуклеотидов. Роль нуклеозидмоно-, ди- и трифосфатов в процес­сах жизнедеятельности.

50. Первичная структура нуклеиновых кислот, нуклеотидный состав ДНК и РНК. Зако­но­мерности первичной структуры ДНК.

51. Пространственная структура ДНК и РНК, типы связей, обеспечивающих конфор­ма­цию нуклеиновых кислот.     

52. Строение хромосомы, упаковка ДНК в хромосоме.

53. Гликопротеины, химический состав простетической группы, представители, биологическая роль.

54. Фосфопротеины, химический состав, представители, биологическая роль.

 

Модуль № 2

«ВИТАМИНЫ, ФЕРМЕНТЫ, ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: