Стресс определяется как перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов

Стресс может оказывать разрушительное воздействие на работника, а следовательно на организацию, создает проблемы.

Симптомы стресса:

нервность и напряжение;

хроническое переживание;

неспособность к отдыху;

чрезмерное употребление алкоголя или курения;

проблемы со сном;

чувство неспособности справиться с чем-либо;

эмоциональная неустойчивость;

проблемы со здоровьем;

впечатлительность и легкая ранимость.

Причины стресса – могут быть вызваны как организационными факторами, так и событиями личной жизни.

 К организационным:

повышенные требования к личности;

лимит времени;

расширение фронта работ;

внедрение нововведений;

неинтересная работа;

плохие физические условия работы (отклонения в температуре помещения, плохое освещение, шум);

плохие каналы обмена информацией.

Причины стресса руководителя:

хроническая нехватка квалифицированных работников;

затраты времени на личную обработку информации;

плохая работа личного секретаря;

работа вслепую с большим риском.

 События личной жизни. Особенно мощное воздействие на людей оказывают:

смерть супруга; близкого родственника;

раздельное жительство супругов по приговору суда;

развод;

болезнь;

увольнение с работы;

уход на пенсию;

крупная перестройка в бизнесе (реорганизация, банкротство;

переход на новый вид работы.

 

Все люди разные, поэтому стресс проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально устойчива к перегрузкам и как долго может выдержать их.

Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, другие нет, даже небольшая нагрузка может их выбить из колеи.

Стресс – процесс, нарастание которого снижает работоспособность личности.

Стресс однозначно оценить трудно. С одной стороны руководителю важно научиться смягчать удары стрессовых факторов, а для этого нужно их уметь распознавать заранее. С другой стороны, стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они не только стимулируют работу фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях.

Одно из исследований, проводимое американскими учеными показало, что среди методов борьбы со стрессом высшее руководство фирмы и руководители среднего звена используют:

делегирование полномочий;

анализ стрессовых ситуаций;

выявление причин, приводящих к стрессу;

общение с коллегами, др. работниками, посетителями;

беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями;

физические оздоровительные занятия;

самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе).

Выход из стрессового состояния у одних людей происходит быстрее, у других – медленнее. Люди используют свои способы преодоления стресса. Индивидуальные опросы выявили методы, применяемые людьми в стрессовых ситуациях (после допущенных ими ошибок, разноса начальника): - иду и делюсь с теми, кому доверяю, успокаиваюсь только с коллегами, включаю музыку, плачу.

Менеджер должен уметь преодолевать не только стрессовые, но и фрустративные состояния.

Фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, вызываемое непреодолимыми трудностями на пути достижения цели.

В состоянии фрустрации личность может вести себя или агрессивно (выказывать недовольство, раздражение, возмущение), или впасть в состояние депрессии (подавленность, обида, чувство беспомощности).

Все зависит от того, насколько личность способна преодолевать фрустрационные состояния. Способы психологической самозащиты:

что бог ни даст, все к лучшему;

все проходит, надо переждать;

хорошо еще, что так получилось, могло быть еще хуже.

Все эти способы можно свести к тезису «Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Руководитель часто подвергается стрессовым состояниям, недаром стресс называют его «профессиональной болезнью». Поэтому одной из задач руководителя является умение преодолевать стрессы, воспитывать стрессовоустойчивость в себе и стараться снижать уровень стресса для окружающих, что положительно будет отражаться на производительности труда и межличностных отношениях.

Не исключено, что вы все-таки не можете найти причины того, что вас беспокоит. В таком случае, полезно будет обратиться к тестам, приведенным ниже (психологический практикум). После ответов на вопросы отнеситесь с особым вниманием к тем сферам своей жизни, которые стессогенны для вас.

Подумайте, какие ваши личностные особенности (часто это ваши достоинства) усугубляют ваши собственные реакции на стресс. Спросите себя: «Другие люди так же бы отреагировали на эту ситуацию?». Найдите человека (хотя бы одного), который отреагировал на эту ситуацию или обстоятельство иначе, чем вы. Кто он? Чем он от вас отличается? Однако не считайте, что люди знают вас лучше, просто они обладают некоторой дополнительной информацией, поскольку наблюдают со стороны. Эпиктет говорил: «Людей расстраивают не вещи, а то, как люди смотрят на это?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: