Перечень раздаточного материала по темам

Учебных занятий

 

Тема 1.1  Развитие взглядов на менеджмент

1.1 Хронология науки об управлении

1.2 Сравнение японского и американского менеджмента

1.3 Основные подходы к управлению

1.4 Традиционное и новое мышление в менеджменте

Тема 2.1 Функции менеджмента

2.1 Делегирование полномочий (перечень задач)

Тема 2.2 Стратегический менеджмент

3.1 Основные отличия стратегического менеджмента от оперативного

3.2  Эталонные стратегии развития

Тема 2.3 Система мотивации труда

4.1 Перечень стимулирующих средств в организации

Тема 3.1 Организация как объект менеджмента

5.1 Классификация организаций по основным критериям

5.2 Организационно-правовые формы предприятий

Тема 3.2  Внутренняя среда организации

6.1 Организационные типы структур

Тема 3.3 Основные теории принятия управленческих решений. Управление рисками

7.1 Виды предпринимательского риска

Тема 4.1  Психология менеджмента

8.1 Психологические типы личности

8.2 Классификация типов темперамента и их взаимосвязь с типом нервной системы

8.3 Качества менеджера

8.4 Качества лидера

8.5 Методы менеджмента

8.6 Источники власти в организации

Тема 4.3  Управление конфликтами

9.1 Функции конфликтов в организации

9.2 Способы управления конфликтами

9.3 Основные правила критики и последовательность их применения

Тема 4.4 Особенности менеджмента в области профдеятельности

10.1 Стили руководства

10.2 Сравнение стилей руководства и типов влияния

10.3 Сильные и слабые стороны стилей управления

10.4 Факторы, оказывающие влияние на эффективность управления

 

Таблица 1.   Хронология науки об управлении

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность, регистрация фактов
4000 Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
2600 Египтяне Децентрализация в организации управления
1800 Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
1491 Евреи Концепция организации, скалярный принцип
600 Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
400 Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
400 Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
175 Катон Использование описаний работ
20 н.э. Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
1100 Газали Требования к менеджеру
1835 Маршалл, Логман Признание и обсуждение относительной важности менеджмента
1881 Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
1900 Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; функциональная организация, оценка себестоимости, исследование рабочего времени, определение научного менеджмента; упор на работу менеджера, исследования, стандарты, планирование, контроль
1916 Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, функции менеджмента, принципы менеджмента, признание необходимости преподавания менеджмента
  Александ Г. Черч Функциональная концепция менеджмента
1919 Моррис Л. Кук Различные области использования менеджмента
1927 Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
1949 Норберт Винер Разработка системного анализа в теории информации
1976 Ромари Стюарт Альтернатива и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях
1985 Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации – как важному ресурсу развития бизнеса

Таблица 2. Сравнение японского и американского менеджмента

Японская модель Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления Корпорация состоит из автономных отделений.     Использование матричных структур управления

4. Наем и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет.     Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (уравнительная зарплата) Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса.     При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

5. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется – низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» (канбан) без создания запасов и межоперационных заделов Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз «Действуй по обстановке». Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работу на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации.   Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада).   Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организация 0коллективного отдыха и др. Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

7. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10-15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделения фирмы. В плане отделения показываются объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков. Процесс планирования децентрализован. Отделениями планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры» (СХЦ).

8. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций
Широкое привлечение заемных средств Самофинансирование корпораций

Таблица 3.  Основные подходы к управлению

 

 

Название Краткое содержание
1 2
Административный При административном подходе регламентируются функции, права обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах
Воспроизводственный Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
Количественный Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов
Комплексный При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента
Маркетинговый Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя
Нормативный При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении
Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности
Процессный При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций
Системный При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов
Ситуационный Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией
Функциональный Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения

 

Таблица 4. Традиционное и новое мышление в менеджменте

 

Традиционное мышление Новое мышление

1. ПРОИЗВОДСТВО

Производственный процесс основан на глубоком технологическом разделении труда. Он требует большой заботы о сбалансировании производственных программ, длительного времени для переналадки производственного оборудования, больших издержек на перемещение и транспортирование деталей Производство представляет собой совокупность рабочих групп с небольшой численностью работников, отвечающих за какой-либо узел, агрегат. Небольшие подразделения укомплектованы меньшим числом, но более квалифицированных людей

2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Снижение издержек производства связывается лишь с повышением индивидуальной производительности труда работника (интенсификацией) или через замену живого труда (внедрение новых машин), выпуск товаров большими сериями Ведется постоянная борьба со всеми видами потерь на производстве, постоянный поиск улучшений в методах и формах организации производства, путей прогресса в области производительности, гибкости и оперативности производства, качества продукции, в уровне обслуживания потребителей, эффективности управления.

3. КАЧЕСТВО

Внесение изменений в технологию производства или продукта происходит под действием рынка или в результате появления инженерных разработок. При кажущейся логике такого подхода он делает производство негибким Улучшение качества выпускаемых изделий происходит постоянно. При необходимости создаются готовые потребности у потенциальных клиентов, являющихся объективной основой дальнейшего существования делового предприятия. Жизненный цикл товаров стал короче, номенклатура шире, объем выпуска меньше

4. СЫРЬЕ

Стремление приобрести материалы по как можно более низким ценам, иметь предприятия в странах с дешевой рабочей силой. Обычный подход: из нескольких поставщиков выбирают того, у кого наиболее дешевое сырье Резервы ищутся везде, не обязательно выбирается самое дешевое сырье

5. ЗАПАСЫ

Стремление к сокращению запасов (сырья, полуфабрикатов) до минимума, но не к отказу от них Запасы в любой форме и для любых целей не нужны. На это ориентированы многие технологии, в том числе поставки «точно в срок», «с колес», при использовании которых отпадает необходимость в складских помещениях

6. УПРАВЛЕНИЕ

Организационные структуры управления производством строились по принципу управленческих пирамид в виде нагромождения линейных и функциональных служб и подразделений друг над другом. В этих условиях выделялись четыре сферы деятельности: инженерные разработки, производство, сбыт и финансы Отказ от традиционной структуры управления. Здесь строго действуют по правилу – создать управленческую команду под конкретную цель, проблему, задачу. Такие команды включают руководителей и исполнителей, новаторов и изобретателей, инженеров и торговых работников. Они знают цель, обладают необходимыми знаниями, несут ответственность от начала работы до ее завершения

7. ПЕРСОНАЛ

Традиционная безработица (увольнение работников в период плохой хозяйственной конъюнктуры) рассматривается как положительный фактор Новая управленческая стратегия исходит из того, что безработица – это прежде всего символ варварского отношения к человеческому капиталу, показатель безграмотного управления трудовыми ресурсами. «Пожизненный найм – одно из свидетельств нового подхода  

Таблица 5. Делегирование полномочий

Таблица 6. Основные отличия стратегического менеджмента от оперативного

В стратегическом менеджменте В оперативном менеджменте
1.Миссия организации –выражение организаций в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением. 1. Миссия организации –производство товаров услуг с целью получения прибыли.
2.Внимание концентрируется преимущественно на проблемах внешнего окружения, на поисках новых возможностей в конкурентной борьбе, на адаптации к изменениям в окружении Внимание концентрируется преимущественно на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных с более эффективным использованием ресурсов.
3.Стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу. Оперативный менеджмент ориентирован на кратко- и среднесрочную перспективу.
4. Основными факторами построения системы управления являются люди, система информационного обеспечения и рынок. Основными факторами построения системы управления являются организационные структуры, техника и технология.
5. При управлении персоналом рассматривают работников как основу организации, источник благополучия. При управлении персоналом рассматривают работников как ресурс организации, исполнителей работ.
6. Эффективность выражается в том, насколько своевременно и точно организация в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения. Эффективность выражается в максимизации прибыли, рациональном использовании производственного потенциала.

Таблица 7. Эталонные стратегии развития

1. Стратегия концентрированного роста: - усиления позиции на рынке; - поиска новых рынков; - развития продукта 2. Стратегия интегрированного роста: - обратной интеграции (рост фирмы за счет приобретения, усиление контроля над поставщиками); - за счет приобретений или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечными потребителями.
3. Стратегии диверсифицированного роста: - централизованной диверсификации; - горизонтальной диверсификации; - конгломеративной диверсификации. 4. Стратегии сокращений: - ликвидации; - «сбора урожая»; - сокращений (закрытие или продажа); - сокращения расходов.

 

Таблица 9.  Классификация организаций по основным критериям

Критерий классификации Классы, или виды Примеры и комментарии

Критерий формализации

Формальные организации Коммерческие организации, а также государственные и международные институты и органы
Неформальные организации Институт семьи, неформальные отношения между людьми

Форма собственности

Частные Собственность частных лиц и организаций (кафе, пекарни, строительные организации)
Муниципальные Муниципальная собственность (больницы, спортивные базы, и т.д.)
Государственные Государственная собственность (вузы, музеи)
Иные Организации, находящиеся в совместной или иностранной собственности (отели, магазины и проч.)

Отношение к прибыли

Коммерческие Организации, где основная цель – получение прибыли
Некоммерческие Организации, созданные с некоммерческими целями

Организационно-правовая форма

Коммерческие Хозяйственные товарищества, акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), государственные унитарные предприятия (ГУП)
Некоммерческие Фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы

Размер

(в зависимости от численности работающих)

Малые Численность персонала до 100 человек в промышленности; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек, розничная торговля, сфера обслуживания – 30 человек, в остальных отраслях – 50 человек
Средние Численность персонала от 100 до 300 чел.
Крупные Численность персонала от 300 чел.

Сектор производства

Отрасли первичного цикла (добыча сырья) Организации и предприятия газовой, угольной, нефтяной промышленности, сельского, лесного, рыбного хозяйства
Отрасли вторичного цикла (обрабатывающая промышленность) Организации и предприятия машиностроительного комплекса, химической промышленности и металлообработки, машиностроения, текстильной промышленности
Отрасли третичного цикла (услуг) Банки, образовательные и медицинские учреждения, торговые предприятия, туристические и гостиничные организации, предприятия питания, страховые компании
Четвертый сектор (информационные технологии) Институты и организации, занимающиеся информационными технологиями

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: