Методические рекомендации

 

Начинать любое дело, включая изучение новой дисциплины, всегда трудно и, одновременно, крайне важно. Основная задача, которая стоит перед обучающимся при подготовке к первому семинарскому занятию по философии, − разобраться в сущности мировоззрения, в его особенностях, в мировоззренческом своеобразии философии. Это начало пути, достойным завершением которого после освоения всего курса должны стать более ясное осознание и корректировка собственных жизненных позиций, целей и мотивов поведения.

Для ее выполнения необходимо обратиться к учебной литературе, к первоисточникам и… постараться «заглянуть в себя». При этом, чтобы не заблудиться в густо растущем лесу различных точек зрения и интерпретаций авторов учебников и первоисточников, следует принять два тезиса, превратив их в личностные установки на весь период изучения дисциплины.

Во-первых, следует воздержаться от бытующего в головах несведущих мнения о том, что философия есть «витание в облаках», «бесполезное умствование», которое в жизни не пригодится. Ведь уже здравый смысл подсказывает, что нельзя судить о том, чего не знаешь.

Смысл второго тезиса раскрывает афоризм одного из основоположников немецкой классической литературы Г. Лессинга: «Речью можно выразить все, что мыслится толково».Применительно к обучению это означает, что понимание мыслей философов (как и любого другого человека) возможно лишь при условии освоения языка, на котором они выражены. Для этого необходимо постепенно овладевать содержанием философских терминов, вносить в свое сознание коррективы относительно знакомых слов «мировоззрение», «мышление», «добро», «истина», «вера», «миф», «факт», «человек» и других. Началом может стать знакомство с первоначальными значениями данных терминов. Так, например, слово «мировоззрение» − сложное, состоящее из двух: «мир» и «зрение». Но какой мир и какое зрение имеются в виду? В первой части речь идет о мире в целом, о свойствах, присущих всем явлениям без исключения, а вторая подразумевает способность не глаз, а ума − умозрение. Далее «раскодируем», сделаем яснее уже более понятные «мир в целом» и «умозрение». Расширение объема понятий путем наделения их новым дополнительным содержанием называется конкретизацией. Обратный процесс – выявление общих свойств объектов и уменьшение для этого знаковых, языковых средств выражения именуют абстрагированием. такое движение мысли не менее сложно, чем первое. Трудность в нем связана, прежде всего, с определением основания, по которому проводят сравнение.

Следуя такому поступательно-возвратному движению мыслей и слов, от абстрактного к конкретному и обратно (у философствующего этот процесс не имеет окончания), далее знакомимся с неотъемлемыми свойствами, атрибутами (лат.) мировоззренческих вопросов: их превосходящим опыт, трансцендентным (лат.)значением, «сокрытостью» («неочевидным присутствием» в конкретных мыслях, чувствах), ориентированностью не только на сущее онтичное (греч.), но и на должное (деонтичное), центрированность вокруг «Я». Примерами являются ранее отмеченные понятия: мир, истина, ценность, добро, справедливость, красота, общество, человек, цель, смысл жизни…

Далее необходимо познакомиться со свойствами основных типов мировоззрения: мифологического, религиозного, обыденного, философского и с формами его бытия: мироощущением, миропредставлением, миропониманием.

Логичным завершением изучения темы о мировоззренческой природе философии будет определение функций и значения мировоззрения в жизни человека и общества. Наконец, для преобразования полученных знаний в умения следует закрепить их путем самостоятельного поиска ответов на контрольные вопросы для диспутов.

Семинар 2

 

ФИЛОСОФИЯ КАК АРГУМЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

План

1. Особенности философского мировоззрения.

2. Структура и язык философии.

3. Мировоззренческая, методологическая и практическая функции философии.

4. Значение философии в жизни человека и общества.

 

Эссе и сообщения:

1. Как я понимаю философию.

2. Философия – это свобода.

3. Философия и наука.

4. Карл Ясперс о философской вере.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Говорят: «Умный учится на чужих ошибках, а мудрый их не допускает». Что знает мудрый?

2. Чем философское мировоззрение отличается от обыденного?

3. Русский философ Н.А. Бердяев считал, что философствовать можно на любую тему. Согласны ли Вы с ним? Что значит философствовать?

4. Что такое вера? Чем вера отличается от знания?

5. В чем состоит отличие философской веры от религиозной?

6. Рефлексия и познание – это одно и то же?

7. Обладают ли философские знания практической пользой?

8. В чем состоит отличие философии от других наук?

9. Что такое материализм и идеализм?

10. Если однозначных и окончательных ответов на мировоззренческие вопросы философия дать не может, зачем ее изучать?

 

Основные понятия:

Аксиология – раздел философии, изучающий ценности.

Гносеология (теория познания) раздел философии, изучающий природу и особенности познания, условия его истинности.

Материализм – установка, признающая подлинной реальностью, основой всего сущего независимое вещественное, телесное, а не духовное, идеальное, неосязаемое.

Идеализм – установка, признающая, что подлинной реальностью являются чувственно не видимые идеи: мировой дух, разум (объективный идеализм), сознание субъекта (субъективный идеализм).

Онтология – учение о бытии, раздел философии, рассматривающий сущность и свойства бытия.

Парадигма (с греч. образец) – совокупность убеждений, ценностей, языковых и методологических средств, принятых научным сообществом.

Рефлексия (с лат. обращение назад) – самопознание, познание собственных убеждений, верований, посылок.

Теория – форма знания, система логически связанных высказываний о сущностных связях и свойствах действительности.

Философия – рациональное, основанное на критической силе разума, проясненное мировоззрение.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Делез Ж. Что такое ф-я / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Алетейя; СПб, 1998.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

3. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М., V-VI 1992. - C. 14 – 40.

5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990.

6. Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс; пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. – Мн.: Пропилеи, 2000.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: