Анализ становления философской мысли прошлого основан на взаимодействии количественного и качественного подходов: хронологического (от греч. хронос - время), фиксирующего физическое время, и типологического, учитывающего различное содержание - тематику и методологию философских знаний разных культур и народов. Наиболее значимыми философскими потоками считают индийскую, китайскую и европейскую философии.
Решающими предпосылками перехода народов от мифологическо-религиозного к философскому мировоззрению считаются социально-экономические, политические и духовные (культурные). Первые способствовали становлению самостоятельного мышления благодаря освобождению части общества от физического труда. Сущность политических сводится к ослаблению контроля власти (жрецов и тиранов) над высказываниями сограждан по поводу мировоззренческих вопросов (о причинах и законах мироздания, смысле жизни человека и т.п.). Культурные предпосылки связаны с ценностными установками, содержание которых было изложено в устных и письменных источниках: народных сказаниях о героическом прошлом, эпосе, в поэмах и стихах, в мифах. Именно культурные предпосылки - источники отличий народов и цивилизаций.
|
|
Говоря о философии Индии, следует отметить, что ее духовными источниками были арийская мифология, донесенная в древнейшем литературном памятнике (II тыс. л. до н.э.), Ведах (с санскр. знание), а также народный индийский эпос, книга Махабхарата(Сказание о потомках Бхараты) и литературное произведение Рамаяна (путешествие царевича Рамы).
Ознакомившись с основными чертами философии Индии, этапами ее развития, далее необходимо обратиться к ее главным идеям: о нравственно-практической сущности человека, его равенстве с другими живыми существами, о человеческой свободе как стремлении освободиться от майи − мнимого, неподлинного мира вещей и страстей и учиться самому трудному - побеждать самого себя.
Руководствуясь аналогичным изучению индийской философии методологическим подходом, далее знакомимся с особенностями, главными идеями и периодами эволюции философской мысли Китая. При этом обнаружим много сходств с индийской философией: значимость традиции, плюрализм, практическая, этико-социальная направленность и другие. Тем интереснее становится изучение своеобразия китайской философии – оригинальной интерпретации натурфилософских представлений с использованием частиц ян, инь, ци, ли, а так же дао и дэ.
В завершение можно попробовать дать ответ на вопрос об актуальности идей философии Индии и Китая, т.е. определить их ценность в современную эпоху. С этой целью нужно попытаться, например, найти связь между традициями китайской философии и мощным экономическим рывком современного Китая.
|
|
Т е м а 3
ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
Семинар 4
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
План
1. Источники, периоды и особенности античной философии.
2. Натурфилософские идеи первых философских школ.
3. Атомистическая теория Демокрита, ее смысл и история.
4. Анаксагор и софисты.
Эссе и сообщения:
1. Предфилософия Эллады. Гомер и Гесиод.
2. Фалес - основатель милетской школы.
3. Зарождение диалектики. Гераклит Эфесский и Зенон Элейский.
4. Пифагор и пифагорейцы.
Вопросы для диспутов и самоподготовки:
1. В чем сходство и отличие особенностей философии Индии, Китая с философией Античности?
2. Гераклит говорил: «Многознание уму не научает». Почему?
3. Чем отличаются атомы Демокрита от современных научных знаний о них?
4. Можно ли решить апории Зенона «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий» и др.? Может ли помочь в их решении математика?
5. «Все во всем», - утверждал Анаксагор. Согласны ли Вы с ним?
6. Чем философ отличается от софиста, а киник от циника?
7. Есть ли софисты в современных обществах? Приведите примеры.
8. Можно ли научить мудрости, добродетели?
Основные понятия:
Антиномия − противоречие дух равно обоснованных тезисов.
Апория – «безвыходность», логическая задача, не имеющая решения, поскольку в исходном понятии содержится противоречие.
Архэ – первоначало, исходный принцип.
Гомеомерии – невидимые, сверхчувственные, бесконечные по числу, уникальные по качеству, вечные и неизменные первоначала, «семена всех вещей», пассивные, но благодаря Нусу, способные смешиваться и порождать разные вещи (Анаксагор).
Диалектика – «движение вдоль правильного пути», искусство доказывать, вести дискуссию.
Космос – «порядок», в греч. мифологии и философии гармоничная (прекрасная) упорядоченная Вселенная.
Космоцентризм – установка античной философии, когда размышления касаются не «узких» проблем, а всего Космоса (Вселенной).
Логос – слово, мысль, закон, Мировой разум.
Нус – Мировой ум, активное начало, творец Космоса из первобытного хаоса, движущий и познающий мир.
Список рекомендуемой литературы:
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.
2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М., 1981.
4. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1979.
5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.