СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………..4
Тематическое содержание курса ……………………………………………...6
Словарь-минимум основных понятий ………………………………………..9
Список литературы, имеющейся в библиотеке университета и в сети
Интернет ………………………........................................................................10
Темы семинарских занятий ………………………………………………….12
1. Мировоззрение как основа духовной культуры …………………………12
2. Философия как аргументированное мировоззрение …………………….15
3. Философия Индии и Китая............... ………………………………….......18
4. Античная философия. Досократический период ………………………..21
5. Античная философия. Классика, эллинизм ………………………….......23
6. Философия средневековья и эпохи Возрождения ……………………....26
7. Европейская философия ХVII века и Французское просвещение ……..30
8. Классическая немецкая философия. философия марксизма ……….......33
9. Постклассическая Западная философия …………………………………37
10. Особенности и главные идеи русской философии …………………….40
|
|
11. Онтология – философия бытия ……………………………………….....43
12. Гносеологический ракурс философии ………………………………….46
13. Философские проблемы науки и техники ……………………………...49
14. Философское учение о ценностях ……………………………………....53
15. Философия общества ………………………………………………….....56
16. Философия истории ……………………………………………………...59
17.Философия человека ……………………………………………………...62
Тема для самостоятельной работы. Философия и глобальные проблемы
современности …………………………………………..................................47
Примеры тестовых заданий по всем темам курса …………………………68
Приложение к базовой дисциплине «философия» для студентов бакалавриата и специалитета……………………………………………………..68
Темы рефератов и методические требования к подготовке
реферативных работ …………………………………………........................72
Тематика контрольных работ и методические требования по их
подготовке и написанию (для студентов заочной формы обучения) ……73
Вопросы к экзамену ………………………………………………………....75
ВВЕДЕНИЕ
Философия – одно из самых ценных достояний и высших достижений человеческого разума, теоретическое выражение духовного ядра культуры. Какую бы профессию не избрал для себя человек, в его сознании всегда присутствуют мировоззренческие, базовые и предельные представления: о себе, о мире, об обществе, о будущем. «Философия - это нечто... неизбежное», - утверждал видный испанский философ Х. О.-и-Гассет. Чтобы ориентироваться, мыслить, чувствовать, представлять и переживать мир «вечных» идей основательно-универсально, а не рыночно-примитивно, философия учит искусству самостоятельно размышлять о них, обосновывать предельные, «горизонтно-компасные» жизненные ориентиры.
|
|
Цель дисциплины – познакомить студентов с философией как системой знания, ее проблемами, ролью в жизни общества и человека, с основными этапами развития мировой философской мысли.
Задачи дисциплины:
- раскрыть природу философского знания, предмет и основные функции философии, методологию философского мышления, содержание философских категорий, главные подходы к решению мировоззренческих проблем;
- формировать у студентов навыки самостоятельного творческого осмысления глубинных социогуманитарных проблем современности;
В результате изучения дисциплины “Философия” студент должен
знать:
- основные философские понятия, закономерности развития природы, общества и мышления;
- базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории;
- смысл философских категорий, терминологию философии и структуру философского знания, функции философии, методы философского исследования, философские персоналии, специфику философских направлений современности;
- место и роль философии в общественной жизни; социально и личностно значимые философские проблемы;
- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа мировоззренческих вопросов;
уметь:
- выделять и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
- понимать особенности современного этапа развития общества и применять философские принципы, законы, формы и методы познания в практической деятельности;
владеть:
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на мир;
- умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий, соблюдения этических норм дискурса;
- методами и приемами философского анализа личностных, исторических и социально-культурных проблем;
- навыками философского анализа разных типов мировоззрения, использования философских приемов для определения главных трендов развития современного общества, их философско-правового анализа.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования РФ выпускник программы бакалавриата и специалитета должен обладать общекультурной компетенцией (ОК) - способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1).
На успешное и эффективное выполнение означенных задач и достижение поставленной цели ориентирует настоящее учебно-методическое пособие. Специфическая форма обучения, самостоятельная работа, как никакая другая, способствует превращению информации в часть духовного мира личности. Вдумчивая и систематическая индивидуальная работа научает самостоятельно мыслить, тренирует память, воспитывает волевые качества.
При подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия», в первую очередь, следует обратить внимание на освоение философских категорий к каждой теме. Это знание поможет понять смысл стоящих вопросов и найти на них нужные ответы. Список рекомендуемой литературы составлен с учетом доступности для освоения студентами 1, 2-го курсов. Кроме того, в пособии предлагаются краткие методические указания по подготовке к каждому занятию с пояснением сущностных аспектов философских проблем. Последнюю тему предлагается изучить без проведения практического занятия.
Для приобретения навыков самостоятельного мышления и более глубокого понимания содержательных модулей и вопросов курса философии, а также самоконтроля в пособии разработан набор теоретических заданий к каждой теме − вопросы для диспутов и определены темы для написания рефератов. Итоговой проверке усвоения знаний предназначены приведенные образцы тестов, темы для контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) и перечень экзаменационных вопросов. Расширению кругозора студентов поможет знакомство с указанными в пособии первоисточниками для подготовки рефератов, сообщений и эссе с последующим их обсуждениям на семинарских занятиях.
|
|
С учетом того, что часы, выделяемые на проведение семинарских занятий, на разных специальностях вуза различны, в настоящем пособии рассматривается максимальное их число – семнадцать занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет философии, ее гуманистический смысл и предназначение.
Мировоззренческий характер философии. Философия, здравый смысл, религия, искусство, наука. Источники философствования. Философия как система знаний, ее структура. Функции и роль философии в жизни общества и человека.
Тема 2. Философия Востока. Индия, Китай.
Принципы изучения истории философии. Зарождение философской мысли в странах Древнего Востока. Основные черты и этапы развития индийской философии, ее основные идеи. Источники и периоды развития философии Китая. Особенности, проблемы и школы. Даосизм, конфуцианство и современность.
Тема 3. Философия Античности.
Принципы анализа истории европейской философии. Предпосылки и этапы развития греко-римской философии. Основные черты и школы натурфилософии. Классики Античности: общая характеристика учений Сократа, Платона и Аристотеля. Сущность и школы эллинизма. Неоплатонизм – последний рассвет античной философии. Идеи античной философии и современность.
Тема 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения.
Теоретические истоки философии средневековья: Афины и Иерусалим. Основные черты, этапы развития: апологетика и патристика, схоластика. Проблема веры и разума и ее решения. Проблема универсалий. Значение Средневековой философии. Особенности философского мировоззрения Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, переходный характер. Философские взгляды Н. Кузанского и Дж. Бруно.
|
|
Тема 5. Философия Нового времени: ХVII век и Просвещение.
Предпосылки философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм – главные течения философии ХVII в.: достоинства и ограниченность в решении проблемы метода познания. Онтологическая проблема философии ХVII в. Основные черты западноевропейской философии ХVIII ст. Философские идеи французского просвещения.
Тема 6. Классическая немецкая философия и философия марксизма.
И. Кант – родоначальник КНФ: решение гносеологических проблем и определение предмета философии. Сущность категорического императива. Философская система Г. Гегеля. Диалектика Гегеля, противоречие метода и системы. Антропотеизм Л. Фейербаха. Место философии в марксизме. Ученик К. Маркса об общественно-экономической формации. Марксизм и христианство. Исторические судьбы учения К. Маркса.
Тема 7. Современная западная философия.
Понятие и особенности современной философии. Этапы развития, школы и течения современной западной философии. Общая характеристика постнеклассического периода современной философии. Главные тенденции современной философии: постмодернизм и его альтернативы.
Тема 8. Русскаяфилософия ХIХ-ХХ вв.
Истоки становления русской философской мысли. Философские идеи в Киевской Руси. Философские дискуссии славянофилов и западников. Философия всеединства В. Соловьева. Экзистенциальные и гуманистические идеи Ф. Достоевского, Л. Толстого, Л. Шестова, П. Флоренского. Идея свободы в творчестве Н.А. Бердяева.
Тема 9. Онтология – философское учение о бытии.
Предмет онтологии и ее место в структуре философского знания. Эволюция онтологических знаний. Аспекты, уровни и виды бытия. Основные онтологические категории: бытие, субстанция, реальность, материя, объективная и субъективная реальность. Соотношение понятий «мир» и «научная картина мира». Место онтологии в современной философии.
Тема 10. Гносеология – философия познания.
Основные проблемы гносеологии. Формы познания: научное, повседневное, религиозное, художественное, философское. Проблема познаваемости мира. Источники и структура познавательного процесса. Проблема метода в познании: эмпиризм и рационализм, рациональное и иррациональное. Основные формы познания. Основные концепции истины. Проблема критериев и объективности истины.
Тема 11. Философия науки и техники.
Становление науки. Гносеология и эпистемология. Сущность и отличительные черты научного знания. Классическая и неклассическая парадигмы науки. Методы и формы научного познания. Закономерности развития науки. Отношения науки и техники в современном мире. Философские проблемы науки и техники.
Тема 12. Аксиология – философия ценностей.
Открытие ценностной доминанты жизни человека эпохи модерна-постмодерна. Понятие ценностей. Конкретные и абстрактные ценности. Типы ценностей: конкретные и абстрактные, материальные и духовные и т.п. ценности в соответствии со структурой ценностного отношения. Ценности востока и Запада, модерна и постмодерна. Ценностные ориентации в жизни общества и человека, цели и идеалы. Ценности современных обществ.
Тема 13. Социальная философия.
История философских представлений об обществе. Особенности современных подходов к пониманию общества: формационная, культурно-цивилизационная, системная модели. Субстанциальные основы общества: социальная деятельность, социальные отношения и их взаимосвязь. Структура общества. Предмет философии истории. История и философия истории. Проблемы смысла и цели истории. Философия о движущих силах и направленности исторического процесса.
Тема 14. Философская антропология.
Проблема сущности человека: история и современность. Рождение философской антропологии как раздела знания. Единство биологического, социального (культурного) и индивидуального в человеке. Структура сознания и его свойства. Проблема происхождения человека – эволюционный и революционный подходы. Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, свободы и ответственности.
Тема 15. Философия и глобальные проблемы современности.
Процессы глобализации жизни: причины, условия и сферы. Сущность и типы глобальных проблем. Пессимистический, оптимистический, скептический подходы относительно решения глобальных проблем. Человек в условиях глобализации мира. Роль экогуманизма, воспитания планетарного сознания в предотвращении катастроф и решении глобальных проблем современности.