double arrow

Методические  рекомендации


 

Философия Античности (с греч. древности) − философия древних греков и римлян − является началом всей европейской философии. В развитии европейской философии принято различать четыре периода: Античность (VI в. до н.э. − V в. н.э.), Средневековье (II - V – ХIII вв.) и Возрождение (ХIV – ХVI вв.), Новое время (ХVII - ХIХ ст.) и Современная «постклассическая» философия (ХХ-ХХI вв.). Подобно тому, как зерна или саженцы в потенции есть колосья, цветы и плоды, античная философия в ее главных чертах определила философское будущее всей западной философской мысли. И верно, более двух тысяч лет, отделяющие нас от эллинов, не такой уж большой срок, если взглянуть на него с иной стороны: измерить средней продолжительностью человеческой жизни, по 60 лет. Тогда получим гораздо более скромную цифру 40! Конечно, и этого срока довольно, чтобы миропредставления и миропонимание европейцев изменились, но не так уж и существенно. Многое в них осталось. Например, рационализм, монистическое понимание истины, отвлеченность от жизненно-практических проблем…

главной отличительной чертой воззрений древнегреческих мыслителей был космоцентризм в его мифологической интерпретации, т.е. представление о Вселенной как упорядоченном разумно и прекрасном, доступном человеческому чувственному и разумному восприятию целом. Другой особенностью философии этого периода был синкретизм – нерасчлененность, слитность в мировоззрении рационально-понятийного и образно-мифологического. И все же струя рационально-логического в философии Античности была гораздо более мощной, чем в философии Востока.




В истории античной философии можно выделить три этапа: натурфилософский (досократический) – VII – ср. V в. до н.э., классический (V-IV вв. до н.э.) и эллинистический (Ш в. до н.э – V в. н.э.). На первом, начальном, греческие философы размышляли более всего о природном, отождествляемом с космическим) мироустройстве: единстве/многообразии, изменчивости/устойчивости, первоначале (архэ) всех вещей. Коллективно эти темы обсуждались в так называемых школах: Милетской, Пифагорейской и Элейской. Оригинальные взгляды на фюзис (с греч. природа) высказали также родоначальник диалектики Гераклит Эфесский и основатель атомистической философии Демокрит из Абдер. Результатами их представлений о природе-космосе явилось расширение многообразия (конкретизация) знаний, с одной стороны, и сомнение в возможности однозначно разрешить натурфилософские проблемы, с другой.

Однако неоднозначность ответов не прервала, а перенаправила дальнейшую историю философской мысли Эллады. Натурфилософов сменили софисты − первые европейские просветители и, одновременно, родоначальники эгоизма и цинизма. Софисты распространяли знания, умение аргументировать, оперировать понятиями. Но при этом они утверждали, что у каждого истина своя. «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют», - утверждал Протагор. Именно умение доказывать, развитое софистами Протагором, Горгием, Гиппием и др., а также идеи первого Афинского философа Анаксагора о качественной и количественной бесконечности вещей, их взаимосвязи и упорядоченности сыграли решающую роль в рождении классической (с лат. образцовой) философии Античности.



 

 

Семинар 5

 

АНТИЧНАЯ  ФИЛОСОФИЯ.  КЛАССИКА,  ЭЛЛИНИЗМ

План

 

1. Жизнь и учение Сократа.

2. Философия Платона – источник всей европейской философии.

3. Аристотель как систематизатор философского знания Античности.

4. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики.

 

Эссе и сообщения:

1. Сократ-символ европейской философии.

2. Учение Платона об идеях.

3. Основные идеи метафизики Аристотеля.

4. Философский скептицизм. История и современность.

5. Сущность и судьба учения Плотина.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. В чем смысл высказывания Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»?

3. За что классик немецкой философии Г. Гегель назвал Сократа «этически безупречной личностью»?

4. Что такое «эйдосы» Платона?

5. Почему Платону не удалось реализовать теоретическую модель «идеального государства» на практике?



6. В чем смысл мифа о пещере Платона?

7. Что означают приписываемые Аристотелю слова «Платон мне друг, но истина дороже»?

8. Почему философ Диоген жил в бочке?

9. Чем отличаются удовольствие и наслаждение эпикурейцев от современных представлений о них?

10. Чего больше содержит философский скептицизм: позитивного или негативного?

 

Основные понятия:

Благо −вершина иерархии мира идей Платона.

Майевтика(с. греч. повивальное искусство, родовспоможение) название-сравнение, которое использовал Сократ для объяснения своего метода – искусства извлекать скрытое в каждом человеке знание путем наводящих вопросов.

Метафизика– так назвал философские труды Аристотеля Андроник Родосский, т.е. первофилософия, размышления о том, что находится после (физики).

Метод –способ достижения определенной цели, совокупность приемов, средств познания и освоения действительности.

Материя(по Аристотелю) – то, из чего состоят вещи, их субстрат и потенция, возможность принять любую форму.

Мера –важнейшаякатегория античной философии, всей культуры, гармоническое единство качественной и количественной определенности вещи, явления.

Форма –сущность (эйдос) отдельного, единичного предмета, неразрывно связанная с материей, актуализация потенции материи.

Эйдос (идея) – целостная сущность вещей.

Эманация(лат.) – истечение, выделение чего-либо из более сложного.

Энтелехия(с. греч. осуществленность) – внутренняя сила и результат, актуализация возможности, цели.

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М., 1981.

4. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1979.

5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

 

 







Сейчас читают про: