Методические рекомендации

 

Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно со II - V по XIV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии средневековья – «Афины и Иерусалим»: античная философия и христианское вероучение, возникшее в I-II вв. н.э. Философия средневековья – своеобразный исторический тип философии. Потребность в обретении человеком устойчивой почвы под ногами в виде монотеистической веры не избавила его от присущей ему склонности мыслить разумно. В основе философии и культуры средних веков лежат текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретаций текстов Священного Писания.

вера в тот период была нужнее, поэтому философия постепенно превратилась в «служанку богословия» (Филон Александрийский). И все же философы и здесь аргументируют свое предпочтение: архиепископ Константинопольский И. Златоуст (347 - 407), прекрасный оратор, пришел к выводу о том, что «природа рассудочных доводов подобна лабиринту – нигде не имеет конца и не позволяет мысли утвердиться на каком-нибудь основании». Главной чертой всей средневековой философии становится теоцентризм – установка, когда Бог – мерило всех проблем: онтологических, гносеологических, антропологических, этических, социальных. Так, средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

В истории средневековой философии можно выделить два этапа: апологетику и патристику (II - VI вв.) и схоластику(VII - ХIV вв.). На первом «защитники и отцы» нового веропонимания: Филон Александрийский,Юстин Мученик,обезглавленный римским префектом, его ученикТатиан, скончавшийся после пыток, Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский, Аврелий Августин, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов - все свои усилия направили на борьбу с язычеством и обоснование истинности христианского вероучения. Особо следует выделить (и более детально познакомиться) оригинальные мысли епископа Гиппонского Аврелия Августина о соотношении веры и разума, концепции времени, решении проблемы «оправдания зла», идее всемирной истории.

В период с VII по ХIV вв. на территории Европы возникли учебные заведения  –  монастырские,  епископальные,  придворные  школы,  а  с  ХШ века - университеты (в Париже, Оксфорде, Болонье…), где философия в религиозной форме преподается систематически. Отсюда наименование второго периода – схоластика (с лат. школьная философия).Главные темы схоластической философии: 1) о соотношении веры и разума; 2) доказательства бытия Бога; 3) проблема происхождения и смысла универсалий (общих понятий).

Подобно Августину на первом этапе, в период схоластики наиболее яркой фигурой в европейской философии был итальянец Фома Аквинский. Используя философию Аристотеля, ему удалось лучше других обосновать свои ответы отмеченных проблем. Так, Фома утверждал, что диалектика есть божественное искусство, люди не изобретают, а открывают ее для себя как средство познания Бога. Разделение философии и религии бессмысленно. Не случайно в книге Бытия сказано: «вначале было слово», т.е. Логос, мысль. Античные философы открыли много истин, и не их вина, что они не были крещены. Общие понятия существуют вначале у Бога, а затем люди сами дают им разные имена, оставляя неизменной сущность.

Достижениями философии средневековья следует признать возвышение морально-этической составляющей человека, разработку логики, доказательства. Вместе с тем, ограничение философии теологической проблематикой, уход от реальности вывели схоластику на тропу бесполезных дискуссий, как, например, по вопросу «может ли всемогущий Бог создать камень, который не сумеет поднять?».

Уход от проблем земных, запрет церковью эмпирической науки, духовный «домоклов меч» вечной вины человечества и страха попасть в ад за греховную жизнь, злоупотребления священнослужителей спровоцировали мировоззренческий переворот в сознании европейцев, побудив философов к поиску новых ориентиров. Средневековье уступило место эпохе  Возрождения,  особенностью  которой  был  ее  переходный   характер,  переплетение установок  и  ценностей  средневековья  и  разработка  принципа  миропонимания будущего Нового времени – антропоцентризма. Мылители-возрожденцы, достойные наследники великих итальянских деятелей искусства «Флоренции-цветущей», философы Н. Кузанский, Э. Роттердамский, Дж. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла возрождают греко-римский интерес к гармонии Истины и Красоты, духовности и телесности, трактуя их по-христиански, как высшие дары Бога. Критике подвергаются наивная вера, бесполезность некоторых теологических дискуссий, аморальный образ жизни церковников, рисуются картины-проекты справедливого устройства земной жизни.

 

 

Т е м а  5

ФИЛОСОФИЯ  НОВОГО  ВРЕМЕНИ: ХVII  ВЕК И ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

Семинар 7

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  ХVII  ВЕКА И  ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

План

 

1. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

2. Учение о субстанции: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

3. Основные черты и идеи французского Просвещения.

 

Эссе и сообщения:

1. Френсис Бэкон – основоположник философии Нового времени.

2. Рационалистическая философия Рене Декарта.

3. Монадология Готфрида Лейбница.

4. Французское Просвещение: социально-философские взгляды Вольтера, Руссо, Монтескье, Гельвеция.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Когда и кем был сформулирован лозунг «Знание-сила!»? Что он означает?

2. Каковы общие черты философии Ф. Бэкона и Р. Декарта?

3. Тезис эмпириков, сформулированный Дж. Локком: «Нет ничего в знании, чего прежде не было бы в чувствах», − рационалист Г. Лейбниц принял с оговоркой: «кроме самого разума». В чем смысл его замечания?

4. В чем заключаются недостатки рационализма, подмеченные эмпириками?

5. Для чего при рассмотрении гносеологической проблемы о методе познания философы Нового времени обратились к онтологическому вопросу о субстанции?

6. Что общего между монадологией Г. Лейбница и онтологическими представлениями античных философов Демокрита и Анаксагора?

7. В чем сходство «идеального государства» Платона и социально-философских идей французских просветителей?

 

Основные понятия:

Антропоцентризм – философская установка, выделяющая человека в качестве главной цели и философских изысканий (философствования).

Модус –(с лат. способ, вид) – преходящее свойство предмета (в отличие от атрибута).

Монада –в философии Г. Лейбница – неделимый первичный духовный элемент, потенциально содержащий в себе вселенную; число монад бесконечно.

Просвеще́ние – распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве.

Рационализм – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Сенсуализм – философское учение, признающее чувственность единственным источником познания.

Эмпиризм –метод, согласно которому основой познания и действия людей является основанный на деятельности чувств опыт.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М.: Логос, 2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3. Антисери Д. Западная  философия  от  истоков  до  наших дней / Д. Антисери и Дж. Реале. - Спб., 2001.

4. Бэкон Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Соч. в 2-х т. – Т 1. - М., 1978.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: