Функции центров занятости населения

УРОК № 13

 

Тема: Государственная служба занятости населения. Цели, функции, задачи.

Цели урока: Понять назначение центров занятости и их возможности для профессионального самоопределения учащихся и в решении трудных жизненных ситуаций.
Обучающая (познавательная) – создать условия для оценки роли центров занятости в жизни каждого человека.
Развивающая – создать условия для формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Воспитательная – создать условия для формирования личностных УУД (профессионального самоопределения).
Учащиеся будут знать/понимать информацию о возможностях трудоустройства и путях получения образования, используя возможности центров занятости.
Учащиеся будут уметь уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Учсяащие научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа рынка профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные – профессиональное самоопределение.
Метапредметные – уметь осуществлять поиск нужной информации на сайте центра занятости Крымской области.
Предметные – знать и понимать назначение центров занятости и иметь представление о возможностях центров занятости для решения возможных собственных проблем.
Средства:
1. Опорные конспекты-лекции.
2. Компьютер с выходом в интернет.
3. Допускается использование учащимися с целью поиска информации своих планшетов, смартфонов, телефонов с выходом в интернет.
Ход урока:
-проверка посещаемости

-проверка домашнего задания

 

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

· обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;

· оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;

· создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;

· развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;

· повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

















ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

· содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

· информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;

· организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

· психологическая поддержка безработных граждан;

· профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;

· организация проведения оплачиваемых общественных работ;

· организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

· социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

· содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

· содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

· организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

· выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Государственная служба занятости населения является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
информирование о возможностях трудоустройства;
содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
организация общественных работ;
организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
регистрация безработных;
выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
оформление досрочного выхода на пенсию;
разработка программ занятости;
мероприятия по социальной защите различных групп населения.


Задачи государственной политики занятости и трудоустройства граждан:
- предотвращение массовой и сокращение численности безработицы;
- разработка и реализация мероприятий по социальной защите безработных.
Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории РБ создана государственная служба занятости (ГСЗ), основными задачами которой являются:
- организация учета граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в подборе работы;
- содействие развитию самостоятельной занятости безработных;
- аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах;
- бесплатные консультации граждан по вопросам трудоустройства;
- регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
- организация профессионального обучения и переобучения безработных;
- регулирование процессов трудовой миграции;
- контроль за соблюдением законодательства о занятости населения и др.
Правоотношения по трудоустройству устанавливаются:
- между ГСЗ и безработными;
- между ГСЗ и работодателями;
- между работодателями и безработным, который имеет направление ГСЗ.
Основанием возникновения правоотношений между ГСЗ и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.
В обязанности ГСЗ по отношению к безработному входит регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований, оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы, помощь в выборе такой работы, предоставление возможности профессионального обучения или переобучения, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи. К правам ГСЗ в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом «О занятости населения Республики Беларусь».
Правоотношения между ГСЗ и нанимателем характеризуются установлением определенных обязанностей нанимателей в отношении службы занятости, а также мер ответственности, применяемых к нанимателям в случае нарушения ими законодательства о занятости.
Так, ст. 15 Закона о занятости обязывает нанимателей независимо от форм собственности, в том числе и ИП:
- не позднее чем за 2 месяца до высвобождения работников по п. 1 ст. 42 ТК письменно уведомить об этом ГСЗ;
- письменно уведомлять ГСЗ о наличии вакантных рабочих мест в течение 2 недель со дня их образования;
- создавать рабочие места для работников, получивших инвалидность на данном производстве;
- производить отчисления в Государственный фонд содействия занятости;
- организовывать оплачиваемые общественные работы в соответствии с указаниями ГСЗ.
Кроме того, наниматели обязаны:
- принимать на работу лиц, направленных ГСЗ в счет брони;
- создавать рабочие места для льготных категорий граждан;
- принимать на работу выпускников государственных высших, средних специальных учебных заведений, ПТУ в соответствии с заключенными договорами (заявками) между нанимателями и учебными заведениями.
За нарушение законодательства о занятости наниматель несет ответственность в виде штрафных санкций. Обжалование решений ГСЗ производится в вышестоящий орган или в суд.
Подходящей считается работа (за исключением оплачиваемых общественных работ), соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, трудовой стаж и опыт работы по специальности, транспортную доступность нового места работы.
Подходящей не может считаться работа, если:
- она предоставлена в другом населенном пункте по административно-территориальному делению, в районе, где жилищные и иные существенные условия проживания менее благоприятные, чем те, которые безработный имел до обращения в службу занятости;
- заработная плата более чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;
- отказ от нее обоснован уважительными личными либо семейными обстоятельствами.
Если в течение 6 месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.
Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более 1 года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, повышения квалификации или переквалификации, а в случае невозможности ее предоставления – другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей и требований законодательства о труде.
ГСЗ представляет собой разветвленную систему специальных государственных органов и организаций, осуществляющих реализацию политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан:
- департамент по занятости Министерства труда и социальной защиты населения РБ;
- управления областных служб занятости (Минский городской центр занятости) населения;
- городские, районные (региональные) центры занятости;
- центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных, их филиалы и отделения.
Финансирование органов ГСЗ осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет:
- обязательных отчислений нанимателей независимо от форм собственности и хозяйствования;
- ассигнований из республиканского и местного бюджетов;
- добровольных пожертвований и иных поступлений.
ГСЗ может предоставлять финансовую помощь нанимателям для создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, не срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Наряду с государственными службами занятости в РБ получают развитие и частные коммерческие органы (образования) по трудоустройству, которые имеют существенные отличия от государственных по своей структуре и полномочиям (функциям).

 

1. Государственная служба занятости, основные направления деятельности.

 Переход к рыночной экономике вызвал необходимость введения дополнительных мер по социальной защите граждан, обусловив создание службы занятости населения, которая, помогая человеку в поиске работы, призвана способствовать сохранению стабильной обстановки в обществе в целом.

 
































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: