Использование тонов для передачи объема

Следующее упражнение развивает способность правильно оценивать градацию тонов. Вы увидите, как трансформируются тона в процессе их наложения - овладеть этим необходимо для понимания большинства описанных в этой книге изобразительных приемов.

Важно уметь оценивать тон, так как это позволяет правильно передавать тени и достоверно воспроизводить объем.

Создайте композицию из светлых и темных вещей. Чтобы легче было определять тона, выберите преимущественно белые или слабо окрашенные предметы простой формы, с четко выделенными плоскостями, например кубики или коробки. Чтобы немного усложнить задачу, пусть один кубик будет интенсивной окраски и станет своего рода цветовым акцентом.

Разместите объекты на одноцветном фоне, например, окрашенной стены и на плоской поверхности. Источник света (подойдет настольная лампа) установите с какой-то одной стороны, чтобы получились интересные тени. (Для достижения желаемого эффекта придется поэкспериментировать с различными положениями источника света и объектов.) Какие-то предметы разместите под наклоном, чтобы получилось сочетание темных и светлых плоскостей, отбрасывались тени разной интенсивности. В отдельных местах может присутствовать резкий контраст тонов, в других их смена едва уловима.

Начните со смешения пяти тонов одного цвета. В этом примере я использовал ламповую сажу с добавлением небольшого количества натуральной сиены, чтобы цвет был теплым и не тусклым. На палитре сложно определить тона, так что не забудьте опробовать их на кромке листа и подождите, пока не высохнут, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть в действительности.

Материалы:

  • Карандаш НВ
  • Предварительно растянутая шероховатая акварельная бумага 140 г/м2
  • Акварельные краски: ламповая сажа, натуральная сиена
  • Кисти: широкая акварельная, средняя круглая, маленькая соболья

Композиция

В данном примере не составит особого труда оценить тона, определить обращенные к свету и затененные стороны, отбрасываемые предметами тени. Когда в группе присутствуют интенсивные цвета (здесь это красная коробка), рассматривайте предмет, прикрыв веки, что позволит уменьшить воздействие цвета и определить истинный тон. Для простоты объяснения обозначим каждый пример сверху вниз буквами от А до Е, а наклонно стоящую коробку на переднем плане - буквой F.

1
Карандашом НВ вычертите ребра коробок и границы теней, обращая внимание как на позитивные формы (сами коробки), так и на негативные (пространство между ними). Детали на данном этапе не важны - главное выявить плоскости объекта изображения.

2
Покройте самым светлым тоном (тон 1) все, что не является чисто белым (в данном примере - это верх коробки В). Дайте высохнуть.

3
Следующим светлым тоном (тон 2) покройте левую сторону коробки В и верх коробки D, поле бумаги вне конструкции из коробок, не тронутое вами на этапе 2. Воспользуйтесь кистью меньшего размера, чтобы аккуратно обозначить грани. Пусть краска высохнет.

4
Более темным тоном обладает красная коробка А. Воспользуйтесь тоном 3, чтобы закрасить эту коробку, а также тени, которые она отбрасывает на коробку В, тень коробки В на коробке С, тень коробки С на коробке D и все области, за исключением тех, которые, на ваш взгляд, имеют более светлые тона. Дайте высохнуть.

5
Наложите тон 4 на торец коробки В, боковые стороны коробки Е, покройте коробку F, обозначьте тень на полу и стене. Для очерчивания граней воспользуйтесь маленькой собольей кистью, а потом действуйте широкой. Тоном 4 покрываются также две треугольные тени, которые коробка А отбрасывает на коробку В, а коробка С - на коробку D.

6
Самый темный из подготовленных тонов положите на правую сторону коробки Е, верхнюю часть и сторону коробки F. Не обязательно продвигаться исключительно от светлых тонов к темным: тень от крышки коробки D была отмечена дополнительным тоном, занимающим промежуточное положение между тонами 4 и 5.

7
Теперь оцените градацию тонов. Помните, что светлые краски при их наложении на более темные дают относительно темный комбинированный тон. Я нанес второй слой тона 3 на сторону коробки А, тень на полу и стене, затененные участки коробки А и полностью на коробки Ей F.

8
Некоторые ребра коробок оказались скрытыми подслоями краски, а потому придется обозначить их с помощью тонкой кисти. Чтобы не смазать еще влажную краску, воспользуйтесь муштабелем. Я нанес дополнительный слой краски на длинную сторону коробки D и тем самым одновременно затемнил более светлую сторону коробки F. Я также добавил блик, который увидел на блестящей поверхности коробки С.

9
Наконец я решил, что тень на стене и полу должна быть темнее, и наложил дополнительный слой тона 2.










Округлые объекты

Следующая задача - оценка тональности объектов разнообразных форм и цветов.

Возьмите предметы простых, ясных форм и с диапазоном светлых и темных тонов. Например, яблоки - отличный образец светлых и умеренно темных тонов, лимон - носитель светлого тона, а баклажан обеспечит вас темным тоном.

Начните с определения самого светлого тона. Если какой-то объект блестит, на нем играют блики, то он должен быть обозначен самым светлым тоном. Отраженный свет может не быть совершенно белым, но казаться таким по контрасту с окружением. Чтобы определить его истинный цвет, вырежьте в белом листе бумаги отверстие примерно 5 мм в поперечнике и взгляните на отраженный свет через это отверстие. Закройте второй глаз и перемещайте лист так, чтобы был виден один только блик, и тогда вы поймете, белый он или несколько темнее по тону.

Как и в предыдущем случае, смешайте пять тонов одного цвета. Я в данном случае смешал голубовато-зеленую с небольшим количеством гуммигута.

Материалы:

  • Карандаш НВ или В
  • Предварительно растянутая шероховатая акварельная бумага 140 г/м2
  • Акварельные краски: голубовато-зеленая, гуммигут
  • Кисти: широкая акварельная, средняя круглая

Композиция

Помимо не очень отчетливых границ, данная группа предметов отличается как по цвету, так и потону, а поэтому необходимо оценить тона сквозь прикрытые веки. Помните, что отраженный свет влияет на прилегающие тени.

1
Карандашом НВ без нажима сделайте набросок композиции, проводя легкие, но ясные линии. Обозначьте тени и блики. Определите, какие участки объектов находятся в тени: на стыке, где одна плоскость переходит в другую, источник света уже не освещает часть предмета.

2
Нанесите тон 1 на всю картину, за исключением апельсина, фона и бликов на тарелке и помидоре. Дайте краске высохнуть.

3
Тоном 2 покройте яблоко (оставив два блика), светлую сторону верхнего банана, тень на нижнем банане и тарелку, аккуратно оставив белые блики на ней. Чистой водой пройдитесь вдоль края тарелки, чтобы сделать более мягкой тень на столе. Пусть краска подсохнет.

4
Тоном 3 обозначьте ямочки на кожуре апельсина. Капли краски сольются и создадут темные текстурные участки. Возле плодоножки нанесите мелкие точки, оттеняющие блики. Закрасьте тем же тоном теневую сторону верхнего банана и яблока и переходите к тарелке и помидору, не забывая о бликах. Сделайте более темной тень под тарелкой. Дайте высохнуть.

5
Тоном 4 наложите второй слой на апельсин, покрыв, как и на предыдущем этапе, рябью для создания бликов. Добавьте тона помидору и тарелке. Подчеркните линию перехода от света к тени на яблоке, оставив значительную часть затененной стороны под предыдущим тоном, отметив таким образом отражение света. Дайте высохнуть.

6
С использованием того же тона 4 закрасьте тарелку, оставив нетронутыми блики, а также тень под апельсином и между бананами. Дайте высохнуть.

7
Самым темным тоном 5 наложите тени на тарелке, обозначьте отдельные участки вокруг плодоножки яблока. Возможно, понадобится усилить какие-то промежуточные тона, например на затененной стороне яблока, однако постарайтесь не затронуть при этом только что наложенные темные тона.

8
Наконец еще раз обратите внимание на полутона, чтобы не было слишком резких переходов от света к тени, и усильте зону самой глубокой тени.

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: