Краткосрочные акварельные этюды с натуры

В живописи изображение натуры цветом называют этюдом. Этюдные акварельные работы бывают разными по характеру, задачам, методике выполнения, средствам выразительности. Овладеть искусством этюда можно только путем постоянного рисования с натуры. В зависимости от длительности выполнения этюды с натуры разделяют на краткосрочные и длительные. К краткосрочным относятся наброски и зарисовки, к длительным – штудии.

Этюд-набросок – это быстро выполненное изображение, в общих чертах характеризующее живописно-пластические качества натуры. Целевое назначение наброска состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры. Лишь в форме быстрого наброска можно запечатлеть неповторимые и быстротечные события. Это могут быть процессы труда, спортивные состязания, постоянно изменяющиеся состояние пейзажа и освещенности, движения людей, животных и т. д.

Этюд-набросок

Чтобы запечатлеть все это, художник располагает иногда считанными минутами или даже секундами, не имея возможности рассмотреть натуру подробно, увидеть все детали. Передать характерность и неповторимость этого мимолетного состояния натуры, «остановить мгновение» – таковы задачи наброска. Его достоинства определяются не какой-то особой проработанностью и законченностью, а прежде всего свежестью, эмоциональностью, остротой восприятия увиденного и выразительной передачей этого.

Недостаток времени и быстротечность события вынуждает художника мгновенно ориентироваться в обстановке и передавать в наброске скупыми живописными средствами общий пластический и цветовой характер натуры. В силу этого в этюдах-набросках возможна обобщенность изображения – многие подробности, детали могут отсутствовать или остаться приблизительными, незаконченными, едва заметными и понятными лишь автору. Однако при всей обобщенности решения этюда надо стремиться к тому, чтобы предметы в изображении не утрачивали своих природных признаков и качеств.

Умение быстро и верно передавать характер, пропорции, цветовую окраску, движение важно и при рисовании животных, птиц, и при изображении пейзажа на рассвете, при закате солнца, наступлении сумерек. Здесь художник вначале должен передать различия по цвету, тону, характеру, пропорциям больших масс неба, земли, воды, предметов, а потом дополнять этюд необходимыми подробностями. Таким образом, перед этюдом-наброском в первую очередь ставится задача передать такие свойства натуры, как пропорции, движение, форму, тонально-цветовое различие предметов, эмоциональное состояние натуры.

Этюд-набросок

В быстром этюде надо стремиться к возможной простоте, лаконичности, выразительности изображения, для чего необходимо из массы впечатлений от натуры выделять только ее самые характерные особенности. Надо избегать ненужных подробностей в деталировке, нанесении штрихов, линий, пятен, мазков, не способствующих усилению выразительности этюда.

Вначале следует рисовать неподвижные предметы и объекты, а затем живую модель. При изображении натуры в спокойном положении одну-две минуты необходимо отводить на изучение и анализ натуры, ее свойств и особенностей. Наметив в наброске общее, можно переходить к разработке характерных деталей. Рисовать акварельные работы с живой натуры следует лишь до тех пор, пока она не изменила своего положения.

Целевое назначение быстрых этюдов определяет и методику их выполнения. Это касается и работы над этюдом, который пишется с натурщика. Дело в том, что в сложной, напряженной позе натурщик может находиться лишь несколько минут. Затем форма может невольно несколько измениться. Поэтому, делая набросок с фигуры человека, надо в первую очередь стараться передать общий цветовой характер натуры, её движение, пропорции, а затем на втором этапе разрабатывать некоторые подробности, не теряя при этом цельности и выразительности наброска.

Этюд-зарисовка

В то же время задача наброска состоит не в том, чтобы уметь быстро и ловко нарисовать, а в изучении и познании различных сторон натуры. Поэтому на первых порах обучения больший объем в работе должны занимать двух- и четырехчасовые зарисовки. Затем, по мере приобретения знаний и опыта, время на выполнение набросков можно постепенно уменьшать.

Этюды-зарисовки выполняются с натуры. Чаще всего в них решаются сугубо специфические задачи: изучается и ведется поиск точного характера формы и предмета или какой-либо его отдельной детали, ее конструктивного и цветового решения.

К такому виду этюдной работы можно отнести кратковременные задания по живописи несложных натюрмортов, головы, фигуры человека и т.д., а также этюды-зарисовки фрагментов натуры, например рук, ног, костюма, к длительному этюду или композиционной работе в целях углубленного изучения наиболее важных живописно-пластических качеств натуры. К этому же типу этюдов относятся зарисовки отдельных растений, фруктов, овощей, цветов, камней, деревьев или их частей (пни, ветки, листья), фрагментов архитектурных строений и их украшений, предметов труда, быта и т. п. Зарисовки выполняются также при разработке композиционных заданий с аналогичной целью, что и при работе художника над картиной.

Этюд-зарисовка

Зарисовки обычно прорабатываются очень тщательно. Художник стремится максимально приблизиться к натуре, как можно точнее передать ее особенности. Такая документальность, протокольность обогащает художника знанием живописно-пластических качеств натуры, ее конструктивного строения, пропорций, цвета. Эти знания натуры особенно необходимы художнику, когда работа ведется по представлению, воображению или над композицией.

Работу над быстрыми этюдами надо обязательно чередовать с выполнением этюдов длительного характера. Специфика природы набросков не позволяет с необходимой полнотой изучать и передавать своеобразие и богатство форм, цвета, света и других особенностей натуры.

С другой стороны, занятие только длительными этюдами притупляет остроту восприятия натуры, живое отношение к ней. Поэтому следует разумно сочетать работу над длительными этюдами с этюдами кратковременного характера – набросками, зарисовками. При одностороннем увлечении каким-либо одним видом учебных заданий вырабатывается штамп, заученность приемов, живописной палитры. Чередование различных видов учебных заданий и методики их выполнения активизирует восприятие натуры, позволяет разнообразнее и глубже изучать ее.

Длительные акварельные этюды с натуры

Этюды-штудии (длительные этюды) выполняются в течение нескольких сеансов не менее двух-четырех часов каждый. Задача длительного этюда – глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, конструктивного строения, колористических особенностей и освещения. Работу над длительной акварельной работой можно разделить на два этапа – подготовительный и исполнительный.

Подготовительный этап включает визуальное изучение и анализ натуры, ознакомление с методическими рекомендациями, поиск композиционного решения – определение места (точки зрения), с которого будет выполняться этюд, создание набросков, графических и цветовых эскизов для уяснения компоновки, формата и размера этюда, его зарисовок, этюдов-эскизов в целях углубленного изучения отдельных, наиболее важных и сложных сторон натуры. К подготовительному этапу относится также выполнение рисунка под живопись, который делается на отдельном листе бумаги.

Вначале надо сделать внимательный анализ натуры, понять ее пластический, цветовой и эмоциональный строй, условия и характер освещения, акцентировать внимание на наиболее характерных и интересных ее качествах.

Очень важная и ответственная задача – выбрать место, с которого будет выполняться этюд. Чтобы найти наилучшую композицию этюда, надо сделать несколько пробных эскизов-набросков в линейном и цветовом выражении с разных точек зрения. Сравнив их между собой, можно выбрать наилучшее решение. С выбранной точки зрения натура должна смотреться цельно и пластично, т. е. главные компоненты должны не терять выразительности большой формы, не загораживать друг друга, красиво располагаться в формате, создавая определенное равновесие масс, тонально-цветовой и масштабный ритм. С выбранной точки зрения натура должна иметь хороший обзор. Расстояние до модели должно быть таким, чтобы ее можно было охватить взглядом всю одновременно. В силу свойства нашего зрения это можно сделать, если находиться от натуры на удалении не менее двух-трех ее величин по большей стороне (высоте или ширине).

Этюд-эскиз

При компоновке этюда надо, чтобы изображаемые предметы по величине не были бы слишком мелкими или крупными относительно размера работы. Величина изображения не должна превышать величины натуры. Первые эскизы-наброски выполняются, как правило, графически. Размер их не превышает размера спичечного коробка. Здесь лишь намечается и ведется поиск структурно-пластического решения композиции, расположения и взаимосвязи больших масс, предметов, их величины в избранном формате.

Свежесть впечатления, представление о цветовом и эмоциональном строе натуры надо обязательно зафиксировать в кратковременном этюде-эскизе. В таком этюде решаются следующие основные задачи: определяется или уточняется композиция (особенно ее цветовая, колористическая организация), намечаются большие тонально-цветовые отношения теплых и холодных, насыщенных и слабонасыщенных, светлых и темных цветов; на предметах обозначаются большая тень и свет, определяется разница в тоне и цвете по планам, запечатлевается в целом эмоциональный строй натуры.

В целях углубленного изучения цветового и пластического характера натуры могут быть сделаны кратковременные этюды, наброски, зарисовки с отдельных, наиболее важных и сложных частей натуры или отдельных предметов постановки.

Поиск решения композиции и особенно формы предметов характеризуется всевозможными переделками. Все это приводит к загрязнению и даже повреждению поверхности основы. Поэтому композиционный поиск и рисунок под живопись следует выполнить вначале на отдельных листах бумаги. Небольшие композиционные эскизы-наброски иногда делают на полях работы.

Подготовительный рисунок

В предварительном рисунке-эскизе решаются следующие основные задачи:

а) поиск структурного и пластического решения композиции (если эта задача предварительно не была решена в композиционных эскизах-набросках). Если же рисунок выполняется с учетом эскиза, то на этой стадии лишь уточняется найденное решение в конкретном размере и формате будущего этюда;

б) поиск решения формы предметов, их характера, движения, пропорций, конструктивного строения, взаиморасположения и постановки их на плоскости и т. п. Намечаются характерные детали и планы;

в) частичная светотеневая моделировка формы предметов, поиск тональных отношений больших масс постановки;

г) окончательное определение формата и размера будущего этюда.

Чем внимательнее и строже будет подход к рисунку, а, следовательно, и к изучению и анализу натуры, тем более качественной будет и сама живопись. Если рисунок под живопись делается на отдельном листе бумаги, следует перевести его на чистую живописную основу. Акварельная бумага кладется на бумагу такого же размера с тщательно проработанным подготовительным рисунком. Затем их размещают на стекле, подсвеченном снизу, и переводят просвечивающееся изображение на акварельную бумагу.

На исполнительном этапе потребуется умение владеть методом ведения живописи при длительных формах этюда, знание технологии и техники работы соответствующими изобразительными материалами, умение видеть натуру цельно и на основе этого последовательно приводить изображение к целостности и единству.

Этот этап работы над этюдом включает следующие основные стадии: первая прописка, лессировки, приведение этюда к живописно-пластической цельности.

Работа в цвете. Начальный этап

Начинать работу над этюдом следует с нахождения гармонии отношений общего. Поэтому сразу же в первой прописке необходимо наметить отношения, добиться гармонии больших цветовых пятен, ведущих цветов натуры и стараться сохранять, уточнять эту гармонию на всех последующих стадиях работы над этюдом. То есть введение деталей, их проработка, живописно-пластическая моделировка формы и т. д. Должны все время согласовываться и соотноситься с общим решением, усиливать выразительность больших цветовых отношений.

Первая прописка выполняет три основных функции – композиционную, пластическую и колористическую. С точки зрения композиции в первой прописке устанавливаются гармонические соотношения и взаимосвязи основных цветов по насыщенности, светлоте, цветовому оттенку, теплохолодности, величине цветовых пятен, активности и соподчиненности цветов, контрастов в соответствии с композиционным центром этюда.

В пластическом отношении в первой прописке четко намечают величину, границы и характер светотеневой моделировки форм предметов, их взаимосвязь и расположение в пространстве и т. д.

В первой прописке определяется и колористический строй этюда на основе гармонического сочетания отношений ведущих цветов натуры, обусловленных и объединенных колористически соответствующими условиями освещения, окружения, пространственного расположения предметов.

Работа в цвете. Заключительный этап

Намеченное в первой прописке живописно-пластическое решение этюда разрабатывается и развивается в последующих прописках, лессировках.

Можно использовать лессировки трех типов – тонирующую, моделирующую и ретуширующую. Тонирующая лессировка употребляется, чтобы усилить слабоокрашенные или приглушить яркие, насыщенные, светлые тона, контрасты, придать цветовому строю этюда цельность, колористическое единство.

Второй тип лессировки – моделирующий. В его задачу входит усиление моделировки, лепки объема формы, получение мягких градаций светотени и цвета на форме, усиление и обогащение цветовых градаций теней.

Если первая прописка достаточно разработана в живописно-пластическом отношении, то лессировка выполняется, как правило, с целью усиления колорита, моделировки формы предметов.

Строя цветовое решение этюда на больших отношениях, надо стремиться исходить из известного в методике ведения живописного процесса принципа – от общего к частному и от частного к общему с последующим синтезом. Это значит, что, найдя и наметив отношения больших масс цвета, тона, нужно должное внимание уделить и детализации изображения – выявлению объема, конструктивного строения, характера деталей. Нужно не терять из вида общее, цельность изображения, постоянно сравнивать этюд с натурой, обобщать ее, отбирая в ней главное, существенное и опуская второстепенное, случайное.

Живопись акварельной работы должна находиться в соответствии с сюжетом, предметно-тематическим содержанием, выражать соответствующие условия освещения, окружающей среды, пространства, в котором находятся предметы.

 

 
Материалы и принадлежности.

Акварельные краски.

Акварельные краски продаются в тюбиках или кюветах. До недавнего времени я пользовалась акварелью в кюветах. Но когда я приобрела небольшой набор акварель в тюбиках, сразу же заметила разницу. Во-первых, цвет! Акварель в тюбиках обладает более насыщенным цветом, она более яркая и густая. Во-вторых, кистям нет необходимости растирать сухую краску, и они живут дольше.
У меня уже сложилась любимая палитра цветов, которыми я пользуюсь. Это индиго, оливковая, кармин и охра. Практически все работы выполнены этой ограниченной палитрой. Также мне нравятся неаполитанская жёлтая, берлинская лазурь, ультрамарин, серая пейна.
Для работы, конечно-же не подходят детские краски. Покупать нужно только художественные!






Белая гуашь.

Иногда я использую гуашь. Ей можно делать блики в местах, которые уже плотно закрашены, а также набрызг при помощи щётки. Я пользуюсь художественной гуашью «Белила цинковые» марки «Невская палитра» (ЗК).

Кисти.

В своём арсенале нужно иметь несколько кистей разных размеров. Во время работы я использую круглые колонковые кисти № 2 и 3. Также, для заливки больших плоскостей я пользуюсь круглой белечьей кистью №7 – она способна удерживать в себе большое количество воды. Вообще, у меня есть кисти всех размеров, но пользуюсь я только названными.
Необходимо следить, чтобы у кистей сохранялся острый кончик! (Проверять во влажном состоянии)
После работы необходимо сразу же промывать кисти холодной водой! Можно использовать при этом растительное мыло, но не рекомендуется использовать обычное мыло или моющие средства.
Говорят, что лучшие кисти для акварели – соболиные. Лелею надежду когда-нибудь их приобрести, но к сожалению, не встречаю их в продаже. Хотя, за границей они вполне доступны.

Палитра.

Для палитры я приобрела пластиковую белую досочку, именуемую «доской для лепки». Самое интересное, что она абсолютно удобна для акварели! Там есть и большое свободное пространство, и небольшие разграниченные ячейки.
Также для палитры можно использовать: блюдца; куски оргстекла; если у вас акварель в кюветах в большой белой пластиковой коробке, то там есть встроенная палитра; и т.д., главное, чтобы это была невпитываемая поверхность.

Бумага.

Бумага для акварели должна быть плотной. Очень часто она имеет шероховатую поверхность, благодаря чему пегмент «цепляется» и цвет получается более насыщенным. Также создается интересный эффект, так как акварельная техника нередко подразумевает прозрачность, а фактурная бумага придаёт объёмность. Вес бумаги лучше принимать 300 г/м минимум.
Сейчас продаётся довольно много папок, альбомов акварельной бумаги. Но зачастую там довольно сомнительное качество. Лучше приобретать бумагу в художественных салонах. Можно приобрести акварельную бумагу гознак формата А1 и порезать её на необходимые размеры.
Также существуют акварельные склейки – это своего рода папки, в которых бумага склеена по контуру. Можно писать даже в технике «по сырому» - при высыхании бумага приобретает гладкую поверхность. Когда же работа завершена, можно очень легко отделить лист из склейки. Выпускаются такие папки заводом «Невская палитра», называется «Белые ночи».
Если это не склейка, бумагу необходимо натягивать. В художественных магазинах продаются планшеты разных размеров. Для натягивания нужно обильно намочить лист водой под краном, ровно положить на планшет, закрепить по бокам кнопками (или степлером для мебели). При высыхании получается ровный лист, которые не будет пузыриться при рисовании, даже в технике «по сырому». Когда же акварель закончена – она срезается резаком.

Ластик.

Я люблю мягкие ластики. При работе с акварелью это немаловажно, так как грубые ластики могут повредить поверхность и краска будет ложится неровно, скатываться. Замечательные ластики – MILAN.

Карандаши.

Лучше использовать карандаши HB или B, так как они мягкие, легко удаляются ластиком, не царают бумагу. Хорошие карандаши – Koh-i-noor Faber Castell. Карандаши необходимо остро затачивать. Удобно при этом пользоваться канцелярским резачком. Очень не люблю точилки…

Клейкая лента.

Клейкую ленту я использую как маскирующую жидкость. Лучше использовать бумажный скотч, только приобретайте тот, который подешевле) В нём меньше клея, и он, не навредив поверхности, довольно просто отклеивается. Если же отклеивание идёт тяжело, достаточно нагреть поверхность фоном, и всё пойдёт намного проще.








Канцелярский резак.

Для точки карандешей, срезки бумаги, процарапывания деталей.

Зубная щётка.

Можно взять старую, но лучше купить дешёвую новую щётку, в ней лучше задерживается пигмент. Использую для разбрызгивания краски. Разбрызгивать можно при помощи щётки и расчёски, но я пользуюсь пальцем) Так мне проще контролировать интенсивность набрызга.

Фен.

Если не хочется ждать, когда высохнет тот или иной слой краски. Он заметно убыстряет процесс.
Этими материалами я пользуюсь.

Гуммиарабик.

Я добавляю капельку гуммиарабика в воду. С ним акварель становится насыщенней, но и сохнет дольше.

Защитная жидкость.

Это не совсем обычная защитная жидкость... Она не снимается! Пользуюсь ей редко. Наносится либо на поверхность, которую не планирую закрашивать, либо на уже закрашенную поверхность, но чтобы избежать попадания другой краски, соседних слоёв. Когда высыхает, становится абсолютно прозрачной.

Бычья желчь.

Продаётся в аптеке и имеет ужасный запах)) Либо продается в художественных салонах, уже без запаха, но намного дороже. Добавляется в воду при рисовании. Эффект - акварель сохнет намного быстрее! Буквально на глазах, это на самом деле так!


 

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Автор: binary от 26 февраль, раздел: Новости, просмотров 8278

+2

Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему. Нужно еще иметь ввиду, что цветопередача дисплеев далека от идеала. Поэтому для особо чувствительных к цветам людям советую делать поправку на сей печальный факт. Но в любом случае, если будет ясна общая схема работы, то проблем в дальнейшем при выборе необходимой цветовой гаммы не возникнет.

Ниже представлены десять типов цветовых комбинаций, это:




Ахроматические

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Использование только одних ахроматических цветов дает возможность создать невероятно оригинальный интерьер. Здесь как нигде в других случаях может быть выражена сама фактура используемого материала: блеск, матовость, прозрачность, бархатистость, структура поверхности необычных видов.

Если добавить к ахроматическим цветам один яркий цвет, часто это красный, то получается очень стильное помещение. Такие сочетания могут быть использованы в минимализме с намеком на японский стиль.

Если добавить нежные, еле заметные оттенки, то такое сочетание можно использовать как основу под дизайн в таких современных стилях, как хай-тек.

Основные

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

Составные

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Сложные

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть.
Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:
красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;
сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.
На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами.
Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов:

До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические. Но это лишь начало игры в цвета. Теперь перейдем к типам взаимоотношений между цветами, рассматривая их расположение на цветовом круге. Это уже - руководство к действию. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие. В зависимости от того, выбрали ли мы рядом стоящие цвета или противоположно расположенные цвета на цветовом круге - будет меняться и воздействие этой комбинации цветов на наше восприятие.
Теперь есть смысл обратиться к полному цветовому кругу.









Контрастные

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).

Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.

одобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.

Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.

Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.

Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.

Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

Дополнительные

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Пример дополнительных цветов:

Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания.

Но - необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом - в другой статье.





Монохроматические

Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая ком­позиция способствует поддер­жанию атмосферы спокойст­вия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.


Родственные

Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.

Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.

Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:

Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.

Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы - в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.


Нейтральные

Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: