double arrow

Определение себестоимости изготовления отдельного вида товарной продукции следует производить путем калькулирования величины затрат по всем экономическим статьям расходов.

 

Непосредственная схема расчета себестоимости отдельного вида товарной продукции идентична вышеописанной.

 

Отличие заключается в том, что при определении валовой или фактической себестоимости товарной продукции вся сумма издержек относится на весь объем произведенной и принятой ОТК товарной продукции, включая незавершенное производство предшествующего периода, а при расчете себестоимости единицы отдельно производимого товара исчисляется лишь размер (сумма) издержек непосредственно используемых на это изделие.

 

Величина заработной платы рабочих основного производства, приходящаяся на единицу продукции определяется путем таксирования тарифной ставки каждого из привлекаемых к изготовлению продукции рабочих на нормативную (расчетную) трудоемкость данного изделия.

 

Величина отчислений от размера фонда оплаты труда рабочих в пенсионный фонд, обязательного медицинского страхования и др. фондов определяется путем установления соответствующего коэффициента.

 

Величину затрат на использование в процессе производства продукции и всех видов энергии со стороны следует определять по расчетным нормативам загрузки используемого оборудования.

 

Наиболее сложным и ответственным моментом при расчете себестоимости единицы продукции, является определение величины накладных расходов. Использование метода распределения всей величины накладных расходов по размеру фонда оплаты труда основных производственных рабочих может быть обосновано лишь в случае небольшой номенклатуры изготовляемых на заводе изделий, высокой трудоемкости и уровня их серийности.

 

Определение доли накладных расходов по большому количеству изготовляемых изделий целесообразно выполнять пропорционально времени использования технологического оборудования на производство каждого вида продукции.

 

Основные направления снижения издержек производства:

 

1. мероприятия по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники, безотходные технологии, совершенствование нормативной базы предприятия, улучшение качества продукции, снижение % брака и др.);

2. мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального развития предприятия, позволяющего минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

3. мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение от излишков машин и оборудования, сдача имущества предприятия в аренду, улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств, обеспечение большей загрузки машин и оборудования, повышение уровня квалификации персонала, применение ускоренной амортизации и др.);

4. мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (оптимизация численности персонала, повышение уровня квалификации, обеспечение превышения роста производительности труда над ростом заработной платы, применение прогрессивных систем и форм оплаты труда, обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

5. мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (улучшение концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение НОТ; совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.).

Ценовая политика предприятия

 

Любое предприятие должно иметь упорядоченную методику установления цен на производимые товары или услуги.

 

Исходным этапом ценовой политики предприятия является определение ее целей. Таковыми могут быть:

 

· · обеспечение выживаемости в условиях конкуренции;

· · максимизация текущей прибыли;

· · завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара.

 

Далее необходимо выявить спрос на производимый товар, который определяет, прежде всего, верхний уровень цены. Максимальный уровень цен очерчивают общие (валовые) издержки предприятия, представляющие сумму постоянных и переменных издержек.

 

Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Для определения цен и качества товаров своих конкурентов предприятие может произвести сравнительные покупки и сопоставить цены и товары между собой. Такое сопоставление помогает установить фирме средний диапазон цен.

 

Оптимально установленная цена на производимый товар (услугу) должна полностью обеспечивать возмещение всех издержек по производству и реализации продукции, а также получение определенной нормы прибыли.

 

Действующие методики определения цены учитывают следующие возможные варианты: слишком низкая цена, возможная цена и слишком высокая цена.

 

Основные соображения установления цены

 

Слишком низкая цена

Возможная цена

Слишком высокая цена
Получение прибыли по этой цене не возможно Себестоимость продукции Цены конкурентов и цены товаров - заменителей Уникальные достоинства товара Формирование спроса по этой цене невозможно
         

 

С учетом выше названного в ценовой политике предприятия наибольшее распространение получили две методики. Первая основывается на принципе «средние издержки плюс прибыль», вторая - на получении целевой прибыли исходя из расчета желаемого результата».

 

При установлении цен на предприятии необходимо исходить из взаимосвязи и взаимозависимости цен.

 

Все цены можно классифицировать по видам.

 

В зависимости от особенностей купли-продажи и сфер экономики цены подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги, оказываемые населению.

Мировая цена - денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.

Договорная цена - устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на определенные объемы продукции и сроки поставки.

Свободные оптовые (отпускные) цены - на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливается исходя из фактических затрат, включаемых в себестоимость продукции и прибыли, необходимой для нормальной деятельности предприятия с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции.

Свободные цены снабженческо-сбытовых, заготовительных предприятий и организаций, оптово-посреднических фирм, торгово-закупочных предприятий и организаций оптовой торговли - включают оптовую свободную (отпускную) цену предприятия-изготовителя, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, акциз, а также затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, фасовке, транспортировке и реализации и прибыль, необходимую для нормальной деятельности предприятия.

Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания.

В торговую надбавку включаются издержки обращения, а также прибыль, необходимая для нормальной деятельности предприятия.

 

В условиях рыночной экономики цены классифицируются также по степени свободы от воздействия государства при их определении. По этому критерию различают:

 

· · свободные (рыночные) цены: складываются на основе конъюнктуры рынка независимо от непосредственного влияния государственных органов;

· · регулируемые цены: в основном складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государственных органов прямым ограничением их роста или снижения, либо регламентацией рентабельности.

 

Государственное регулирование цен характерно и для стран с развитой рыночной экономикой. Уровень регулирования находится в зависимости от изменяющихся экономических условий.

Контрольные вопросы

 

1. Каково экономическое содержание издержек производства?

2. Какова разница между постоянными и переменными издержками?

3. Для чего используется понятие предельных издержек?

4. Чем отличаются смета затрат по элементам от сметы затрат по статьям калькуляции?

5. Дайте определение цеховой себестоимости продукции, чем она отличается от производственной себестоимости?

6. По каким признакам классифицируются затраты на производство продукции?

7. В чем отличие прямых затрат от косвенных?

8. Какие факторы влияют на уровень цен?

9. Чем вызвана необходимость государственного регулирования ценообразования в рыночных условиях?

10.Каковы основные виды ценовых стратегий предприятия?

11.В чем отличия свободных и договорных контрактных цен?

12.Какие Вы знаете виды цен?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: