Лекция 9. Итоговые показатели деятельности предприятия. Управление финансами предприятия

 

Основными источниками пополнения финансовых ресурсов предприятия являются:

 

· · предпринимательский доход или прибыл;

· · амортизационные отчисления;

· · доход от внешних инвестиций в форме процентов и дивидендов на вложенный капитал.

 

Главный канал пополнения ресурсов - прибыль. Рост прибыли возможен путем увеличения объема выпуска и реализации продукции, повышения цен и снижения издержек производства. Другим источником финансовых ресурсов предприятия являются амортизационные отчисления на реновацию основных фондов, полностью находящихся в его распоряжении.

 

Управление финансами предприятий, обеспечивающее их нормальное, бесперебойное функционирование, предполагает необходимость тщательного перспективного, текущего планирования и оперативного управления финансовой деятельностью.

 

В общем плане финансовое состояние предприятия определяется балансом, который оно обязано публиковать в открытой печати.

В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия (ФСП) имеет огромное значение. ФСП - очень емкое понятие. Для характеристики предприятия применяются такие критерии как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредито­способность, рентабельность и ряд других.

 

Финансовая устойчивость предприятия - такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

 

Под общей устойчивостью предприятия следует понимать такое его состояние, когда предприятие стабильно, на протяжении достаточно длительного периода времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию, получает чистую прибыль, достаточную для производственного и социального развития предприятия, является ликвидным и кредитоспособным.

 

Платежеспособность - это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам. При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом - периодически или постоянно неплатежеспособно.

 

К наиболее ликвидным активам относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут быстрореализуемые активы - депозиты и дебиторская задолженность. Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам. Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа которых требует значительного времени, а поэтому осуществляется крайне редко.

 

Под кредитоспособностью предприятия понимаются его возможности в получении кредита и способности его своеобразного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

 

Рентабельность означает безубыточную, прибыльную работу. Предприятие, работающее рентабельно, показывает свои затраты на производство продукции дохода от ее реализации и получает при этом определенную прибыль, обеспечивает самоокупаемость производства. Это первое и непременное условие работы в условиях рынка.

 

Прибыль также является основным источником средств рентабельно работающего предприятия. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов.

 

Прибыль - основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т.е. является по сути своей страховым капиталом.

 

Уровень прибыли зависит от:

 

Внутренние факторы: · · ускорение НТП, · · компетентность руководителей и менеджеров, · · конкурентоспособность продукции, · · уровень организации производства и труда и др.   Внешние факторы: · · конъюктура рынка, · · уровень цен на материально-технические рессурсы, · · нормы амортизации, · · система налогообложения и др.

 

Величина прибыли реализации (Пр) продукции:

 


Ц i - отпускная цена единицы i -ой продукции;

С i - себестоимость единицы i -ой продукции;

V i - объем реализации i -ой продукции.

 

Пути увеличения Пр на предприятии:

 

· · увеличение выпуска продукции;

· · увеличение качества продукции;

· · продажа лишнего оборудования, сдача в аренду;

· · снижение себестоимости;

· · диверсификация производства;

· · расширение рынка продаж.

 


Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается его использование на цели потребления.

 

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связывают с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению неплатежеспособности предприятий.

 

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть организованы различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной фирмы целесообразно создание специальной службы, руководимой финансовым директором, являющимся заместителем генерального директора.

 

На небольших предприятиях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Отличительной особенностью функции финансового менеджера является то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему необходимой аналитической информации для принятия управленческих решений финансового характера.

 

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.

Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

 

· · бухгалтерская отчетность;

· · сообщения финансовых органов;

· · информация учреждений банковской системы;

· · информация товарных, фондовых и валютных бирж;

· · прочая информация.

 

Основными целями финансового управления на предприятии являются:

 

· · выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

· · избежание банкротства и крупных финансовых ошибок;

· · лидерство в борьбе с конкурентами;

· · максимизация рыночной стоимости предприятия;

· · необходимые темпы роста экономического потенциала фирмы;

· · рост объемов производства и реализации;

· · максимизация прибыли;

· · минимизация расходов;

· · обеспечение рентабельной деятельности.

 

В условиях действия законов рыночной экономики руководитель финансовой службы является одной из центральных фигур на предприятии. В его обязанности входит: постановка проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения. Он также осуществляет контроль за денежными потоками.

 

В общем виде в обязанности финансового менеджера входит:

 

· · общий финансовый анализ и планирование;

· · обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

· · распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

 

Выделенные направления деятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие перед финансовым менеджером.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: