double arrow

Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию.

 

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществление воздействий на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

 

Финансовый механизм как система состоит из управляемой и управляющей подсистем. Под подсистемой понимается совокупность взаимодополняющих элементов, составляющих целостное образование. Финансовая система в свою очередь входит в социально-экономическую систему, особенностью которой является то, что в основе лежат интересы людей. Финансовая система включает в себя финансовые фонды (денежные, основные, оборотные, фонды обращения, уставной капитал).

 

Финансовый механизм - это 5 взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

 

Финансовые методы - это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов. Воздействие на рыночные отношения обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом - это соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Цель применения коммерческого расчета в самом общем виде - получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться.

 

Финансовые рычаги - это приемы действия финансовых методов.

 

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

 

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма - это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и др.

 

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма - это различная экономическая, коммерческая, финансовая и другая информация. К финансовой информации относятся: сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др.

 

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

 

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет целого ряда источников. На основе права собственности различают 2 крупные группы источников: собственные и чужие денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.

 

В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направления использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.

 

Цель составления финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западных странах многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

 

Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существуют перспективные (стратегические, в том числе 5-летние), текущие и оперативные планы. Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план - это главная форма реализации целей и задач развития предприятии, стратегии инвестиции и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

 

Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

 

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию.

Контрольные вопросы

1. Как формируется прибыль предприятия?

2. Почему прибыль является мерой эффективности деятельности предприятия?

3. Как анализируются прибыль и убытки на предприятии?

4. Что представляет собой баланс предприятия?

5. Какие основные финансовые документы предприятия Вы знаете?

6. Какое предприятие можно считать кредитоспособным?

7. Каковы показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия?

8. Какие основные методы финансового управления используются на предприятии?

9. Какие источники финансов предприятия Вы знаете?

ЛЕКЦИЯ 10. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия - от рабочего до директора.

 

Управление осуществляет администрация предприятия, к которой относятся директор, его заместители и помощники, начальники цехов, отделов и руководители других подразделении, а также специалисты, подготавливающие необходимую информацию и документы.

 

Управляющие органы должны выполнять следующие задачи:

 

· · разработка и обоснование эффективного стратегического курса, целей и на правления деятельности предприятия на долговременную перспективу;

· · поэтапное разукрупнение и ранжирование стратегического курса, и доведение его до уровня текущего и оперативного управления;

· · конкретизация общих стратегических и текущих задач предприятия и доведение их до уровня повседневных функций, количественных и качественных оперативных заданий подразделениям и персоналу предприятия;

· · набор кадров, их расстановку, распределение обязанностей и регулирование численности и профессионального состава;

· · организация исполнения установленных функций и полученных персоналом предприятия заданий;

· · организация надежного и постоянного контроля за качеством и своевременностью выполнения заданий и обязанностей каждым работником предприятия, разработка мер предупреждения возможных отступлений от заданного режима работы предприятия;

· · оперативное и повседневное регулирование деятельности предприятия и его структурных подразделений; устранение сбоев в работе, ликвидация диспропорций в производственном процессе; устранение причин, нарушающих нормальный режим работы предприятия;

· · повышение эффективности деятельности предприятия за счет увеличения объемов их выпуска и сбыта продукции, снижение издержек производства, использование достижений науки и техники.

 

Механизм управления включает в себя следующие компоненты:

 

· · принципы организации управления;

· · организационную структуру органов управления и его персонала;

· · экономические и юридические методы и ограничения;

· · информацию и технические средства ее обработки.

 

Различают следующие общие принципы организации управления предприятием: функциональный, количественный, пространственный и временной. На их основе строятся частные конкретные принципы управления: целевая совместимость и сосредоточение; непрерывность и надежность функционирования системы; планомерность, пропорциональность и динамизм управления; демократизм в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принимаемых решений; эффективность управления; совместимость личных, коллективных и государственных интересов в управлении.

 

Принцип целевой совместимости и сосредоточения заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.

 

Принцип непрерывности и надежности означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигается устойчивость и непрерывность заданного режима производственного процесса.

 

Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма выражается в том, что система управления должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия. Система хозяйственного управления связывает во времени действия людей, количество, ассортимент и качество расходуемых ресурсов.

 

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. Согласно этим правилам за каждым органом хозяйственного руководства, начиная, допустим, с директора завода, и, заканчивая производственной бригадой, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция).

 

Подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию на практике должны возлагаться на тот орган, который:

 

· · лучше всего осведомлен о состоянии дел на соответствующем объекте;

· · больше всего заинтересован в реализации и высокой эффективности принятого решения;

· · может нести материальную, юридическую и административную ответственность за качество принятого решения и полноту его реализации.

 

Принцип научности и обоснованности методов управления исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно-обоснованны и выверены на практике.

 

Принцип эффективности управления вызван наличием многовариантных путей достижения одной и той же цели. Предприятие постоянно находится в поиске эффективных решений относительно организации производства и выпуска конкурентоспособной продукции.

 

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов определяется общественным характером производства.

 

Крупные предприятия, специализирующиеся на производстве сложных и трудоемких видов продукции, состоят, как правило, из десятков цехов, лабораторий, отделов. Для координации их деятельности создается сложная иерархи­ческая структура управления.

 

 

Организационная структура управления на предприятии строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему.

 

По признаку функционального разделения труда создаются отделы материально-технического обеспечения предприятия, маркетинга и сбыта продукции, финансов, планирования, бухгалтерского учета и отчетности, управления техническим развитием производства. На крупных и диверсификационных предприятиях создаются, помимо того, предметно-специализированные органы для управления производством отдельных видов продукции или управления спе­циализированными цехами.

 

Внутренняя структура органов управления носит в основном ступенчатый характер - главным образом на крупных и средних предприятиях.

 

В управлении различают профессионально-отраслевые и структурно-пространственные функции. К профессионально-отраслевым, которые основаны на профессиональном разделении труда и охватывают род деятельности персонала системы управления, относятся: планово-экономическая, учетно-статистическая, коммерческая, инженерно-технологическая, расчетно-аналитическая, оперативно-производственная, кадровая и другие функции.

 

Структурно-пространственные функции управления основаны на разделении обязанностей руководителей и специалистов по группам цехов, отделов, филиалов. К ним относятся управление группой цехов (основных, вспомогательных), руководство отдельными цехами, участками, бригадами.

 

Акционерное предприятие возглавляется директором, избранным на собрании акционеров. Акционеры имеют право расширить или ограничить права и обязанности директора, однако во всех случаях он должен располагать достаточными полномочиями для разработки стратегии и организации текущей работы предприятия.

 

Часть своих полномочий директор передает своим заместителям: по производству, коммерческим и финансовым вопросам, инженерно-техническим вопросам, кадрам и быту персонала.

 

Планово-производственный отдел (ППО) осуществляет календарное оперативно-производственное планирования производства. На основе заказов потребителей и общего текущего плана производства ППО разрабатывает в натуральных показателях месячные, декадные, суточные, сменные и часовые планы и графики запуска в производство и выпуска готовой продукции.

 

Диспетчерский отдел осуществляет оперативное регулирование хода производства на предприятии: организует устранение сбоев режима работы, добивается равномерности загрузки мощностей предприятия, докладывает руководству предприятия о ходе выполнения заданий цехами и производственными участками.

 

В обязанности транспортного отдела входит организация перевозки грузов внутри предприятия и за его пределами.

 

Руководители назначаются главным образом из числа специалистов.

 

К руководителям высшего звена на предприятии относятся директор и его заместители, к руководителям среднего звена - начальники цехов, отделов; руководители низшего звена - это мастера и бригадиры. Существуют понятия «линейный» и «функциональный» руководитель. К линейному составу руководителей обычно относятся начальники цехов, участков, мастера, к функциональному составу - начальники функциональных отделов, лабораторий, бюро.

 

Конкретный состав кадров управления того или иного органа определяется его штатным расписанием, т.е. перечнем утвержденных в установленном порядке и соответствующих структуре органа должностей.

 

Планирование является ключевой функцией управления. При ее реализации достигаются сразу четыре цели: устранение неопределенности, сосредоточение внимания на главных задачах, экономическое функционирование и облегчение последующего контроля. Планирование необходимо для обеспечения возможности учета всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благопри­ятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом максимально эффективного использования всех ресурсов.

 

Планирование позволяет связать отдельные структурные подразделения, включающие в себя всю техническую цепочку производства продукта, научные исследования и разработки, рекламу и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития.

 

Планирование включает в себя:

 

· · определение стратегии предприятия;

· · разработку долговременного стратегического плана для всего предприятия в целом;

· · разработку общих планов для отдельных структур и подразделений, филиалов и отделов;

· · разработку текущих планов для каждого структурного подразделения, включая непроизводственные участки, службы и т.д.

 

При определении стратегии фирмы руководство решает три группы вопросов: какие направления деятельности развивать, какое направление ликвидировать, какое направление следует организовать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: