Информированность в нововведениях

 

Главным условием появления у предприятия заинтересованности в нововведениях является наличие полной и достоверной информации о них. Будет ли конкретное новшество внедрено, зависит от имеющейся у руководства предприятия установки на решение возникших проблем и способности объективной оценки эффективности предложенного новшества.

 

Внешняя подконтрольность.

 

Внешняя подконтрольность - это зависимость и ответственность организации перед внешними системами. Внешняя подконтрольность может быть охарактеризована спецификой тех внешних групп, которым предприятие подконтрольно (совету директоров и т.д.) и содержанием вопросов, которые могут быть ему заданы.

 

Механизм, посредством которого внешняя подконтрольность воздействует на работу организации, включает оценку предполагаемых результатов от внедрения новшеств. Организации с более высоким уровнем внешней подконтрольности более восприимчивы к нововведениям.

 

Резервные ресурсы.

 

Резервными ресурсами являются те ресурсы, которые еще не задействованы на другие цели. Наличие у предприятия резервов часто имеет решающее значение в «увядании» нововведения и проблемы. Для внедрения новшеств предприятие несет значительные расходы.

 

Размер резервных ресурсов, имеющихся в организации на начало реализации инновационного проекта, положительно соотносится с вероятностью внедрения новшеств. Очень высокий уровень имеющихся у предприятия ресурсов может имитировать внедрение нововведений.

 

Организационная структура.

 

Объектами нововведений на предприятии в основном являются такие пере­менные, как централизация, формализация, сложность, интегрированность, открытость. Нововведение часто выступает как необходимость изменения сложившейся ситуации. Важно понимание, что без внедрения нововведений нельзя решить возникшие у предприятия проблемы. Однако надо четко осознавать, что всякое нововведение ведет к нарушению устойчивости предприятия, вызывает в нем внутреннее напряжение.

 

Процесс реализации инновационного проекта на предприятии включает в себя три этапа: обнаружение признаков перемен; осознание потребности в изменениях и преодолении сопротивления. Каждый из вышеназванных этапов имеет свои характерные отличия. Так обнаружение признаков перемен происходит на основе анализа поступающей из внешней среды информации. В экономической и управленческой среде о необходимости нововведения сигнализируют возникающие трудности со сбытом производимой продукции, снижение прибыли и т.д. Центральным моментом этапа осознания потребности в изменениях является признание несостоятельности прежнего пути, прежних ценностей и идеалов. Психологической основой сопротивления нововведениям являются укоренившиеся в сознании работников предприятия привычки и инерция, страх перед неизвестным.

 

В инноватике существует понятие «жизненный цикл» нововведений. Он включает в себя три основных стадии. Первая - зарождение. На этом этапе происходит осознание потребности и возможности нововведений, поиск требуемого новшества, их разработка и экспериментальное внедрение. Стадия зарождения включает такие составляющие, как инновационный замысел, проект, план, эксперимент и внедрение. Вторая стадия называется диффузией. Она предусматривает многократное повторение, тиражирование нововведений на других объектах. Третья стадия - рутинизация нововведений. Она реализуется на других, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

 

Процесс нововведений требует проведения предварительного диагностического исследования. До начала внедрения нововведений необходимо ясно представить, какие потоки информации необходимы между людьми, и в чем конкретно должно состоять существо производимых изменений.

 

При планировании внедрения нововведений необходимо предусмотреть три основных подхода к проводимым преобразованиям: структурный, технологический и социальный.

 

Структурные преобразования включают в себя изменение общей схемы производственного процесса, уровней централизации, системы взаимоотношении, распределение власти внутри предприятия. Технологические преобразования включают в себя следующие объекты: оборудование, инструмент, технологический процесс, материалы, здания, сооружения. Технологические преобразования характеризуют изменения в любом их этих объектов. Они могут означать смену оборудования, используемого непосредственно в процессе производства. Другим видом технологического преобразования является заключение договоров субподряда на поставку комплектующих изделий, фактического изменения структуры производства.

 

Социальные преобразования влияют на поведение, привычки, навыки, отношения всех работников, занятых в производственном процессе. Их основное назначение - улучшение работы коллектива.

 

При проведении социальных преобразований используют три метода. Первый заключается в том, чтобы провести социальную работу на месте, внутри предприятия с привлечением специалистов. Второй основан на привлечении по найму новых работников. Третьим методом социальных преобразований является совершенствование существующей организационной структуры.

 

По причинам своего возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные - это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, обычно это реакция на преобразования, осуществляющиеся конкурентом и необходимые, чтобы выжить на рынке в изменившихся условиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: