Профессиональные деформации как конфликтоген

1.Провести самодиагностику профессионально-значимых качеств и выраженности профессиональных деформаций педагога.

2.Оценить полученные результаты с позиции выраженности профессиональных деформаций.

7.1 Демонстративность Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение личности, субъективно воспринимаемое как привлекательное, желание нравиться, стремление быть на виду, выступить, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. С целью привлечения к себе внимания может пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и необычные свойства. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда. В группе претендует на роль лидера или на исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза».

Ключ к опроснику:

да: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

нет: 10.

Уровни выроженности:

До 4 баллов - низкий

5 - 7 баллов - средний

8 и более - высокий

1. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе?

2. Любят ли вас ваши знакомые?

3. Была ли у вас хоть раз истерика или нервный срыв?

4. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником своей профессии?

5. Во время учебы в школе вы охотно декламировали стихи?

6. Бывало ли так, что после обиды, конфликта вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

7. Легко ли вам привыкать к новым ситуациям?

8. Можете ли вы быть привлекательным даже с тем, кого вы явно не любите и не уважаете?

9. Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, может занимаетесь и сейчас?

10. Трудно ли вам выступать, докладывать перед большим количеством людей?

11. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

12. Если вам необходимо играть на сцене, вы можете так войти в роль, чтобы забыть о том, что это только игра?

 

 

7.2 Диагностикасоциально-коммуникативной компетентности.

 

Компетентность – это особый тип организации знаний относительно определенной содержательной области, связанный с возможностью принимать конструктивные решения (как в виде оценок, умозаключений, так и в виде программ поведения).

Социально-коммуникативная компетентность отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором обитает человек, и межличностного взаимодействия. Для педагога социально- коммуникативная компетентность является одной из важнейших составных частей профессиональной компетентности.

В диагностике социально-коммуникативной компетентности выделяется пять составляющих, пять шкал:

1. Социально-коммуникативная адаптивность

(гибкость – скованность в общении). Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ - пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимися обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них себя, свое место; с другой стороны /высокие баллы/ – стеснительность, замкнутость и скромность, неуверенность в себе как в собеседнике, неумение поддержать разговор, чувство «лишнего», скованность в общении.

Низкая выраженность социально-коммуникативной адаптивности /высокие баллы/ может быть связана с индивидуально-психологическими особенностями личности, в частности, с интровертированностью, для которой характерна затрудненность внешней коммуникации; – низкой или заниженной самооценкой, неуверенностью в себе; – низким уровнем эрудиции, узким кругом интересов; – недостатком знаний и умений в области психологических техник общения.

2. Стремление к согласию

(несогласие, склонность противоречить – согласие, миролюбие)

Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – отсутствие боязни к несовпадению мнений, расхождение во взглядах; стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальность, несговорчивость; с другой стороны /высокие балы/ – стремление все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться; эта особенность может быть основана на доброжелательности, миролюбии; избегании конфликтов, как слишком сильных эмоциональных переживаний; слабостью воли, нерешительностью; ориентацией на других; нежеланием брать ответственность на себя, безразличием, индифферентностью.

3. Нетерпимость к неопределенности –

стремление следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки, отсутствие сомнений, ортодоксальность мышления, однозначность восприятия: положительный – отрицательный, плохой – хороший, добрый – злой, «черное – белое», или – или, без полутонов; боязнь неопределенности, неожиданностей; неумение ждать, которое приводит к необдуманным и преждевременным действиям.

Терпимый – умеющий без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, характеру и т.п.

4. Ориентация на избегание неудач

(оптимизм, вера в себя – пессимизм, подозрительность)

Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – жизнелюбие, вера в себя, свои возможности, жизнерадостность и увлеченность, это черты творческих, достигающих личностей, но при этом может отсутствовать чувство самосохранения, превышается разумный уровень риска; с другой стороны /высокие баллы/ – пессимизм, недоверчивость, боязнь трудностей, отсутствие самостоятельности, «как бы чего не вышло», скептицизм, разочарованность, мрачность, стремление во всем и во всех видеть прежде всего негативное, отрицательное.

5. Фрустрационная толерантность –

отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор, устойчивость в проявлении чувств; формируется в процессе становления личности и присвоении ею устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности; способность к предвидению благоприятного выхода из фрустрационной ситуации. Внешне выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные воздействия.

Низкие баллы отражают эмоциональную стабильность, высокий уровень самообладания и саморегуляции эмоциональных состояний, умение владеть собой в эмоциогенных ситуациях; хладнокровие, ясный ум.

Средние баллы – средний уровень раздражения, неудовольствия, когда встречаешься с преградой, блокированием того, что хочется сделать или получить, умение снимать эмоциональное возбуждение физическими нагрузками, переоценкой ценностей, средние навыки самоконтроля.

Высокие баллы – низкое самообладание, несдержанность, возбудимость, нежелание «держать себя в руках», вербальная, речевая несдержанность.

7.3 Диагностика СКК

 

Варианты ответов и их условное обозначение:

полностью согласен с высказыванием -!

больше согласен, чем нет                - +

не знаю, сомневаюсь в ответе         -?

больше не согласен                          - –

полностью не согласен                    - – –

 

1. Если в разговоре возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.

2. Я придаю большое значение тому, что другие думают обо мне.

3. Человек с неясным и гнусавым произношением раздражает меня.

4. Часто пасую перед трудностями прежде, чем возьмусь за дело.

5. Легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают с обвинениями.

6. Мне трудно подружиться с кем-нибудь.

7. Прежде, чем занять позицию в каком-то вопросе, стараюсь узнать мнение других людей.

8. В трудных ситуациях внутреннее беспокойство заставляет меня принимать преждевременные решения.

9. Я ­­– оптимист.

10. Время от времени я теряю терпение и свирепею.

11. В обществе могу непринужденно беседовать с людьми, с которыми раньше никогда не встречался.

12. Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я стараюсь держаться в стороне.

13. Избегаю общения с противоречивыми, непредсказуемыми людьми.

14. У меня довольно часто бывает плохое настроение.

15. Мои чувства легко оскорбить.

16. В поездках я почти никогда не беседую со случайными попутчиками.

17. В спорных вопросах я всегда высказываю свое мнение.

18. Не люблю, когда в конце фильма или книги действие остается незавершенным.

19. Если что-то не удается, думаю: в следующий раз получится лучше.

20. Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.

21. Могу втянуть в разговор совершенно незнакомых людей.

22. Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до конфликта.

23. Меня угнетает, если я должен откладывать принятые решения.

24. Часто сам себе отказываю в исполнении желания, чтобы избежать разочарования.

25. Бывает, высказываю угрозы, которые сам не принимаю всерьез.

26. Мне легко внести оживление в общество.

27. Избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.

28. Я охотно предоставляю что-то случаю.

29. Могу в любой ситуации найти что-то хорошее.

30. Часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом.

31. Мне не нравится, когда мой супруг (супруга) приглашает гостей без моего ведома.

32. Легко могу отказаться от своих планов, намерений, если другие о них невысокого мнения.

33. Как правило, придерживаюсь пословицы: семь раз отмерь, один раз отрежь.

34. Когда мне что-нибудь пообещают, я опасаюсь, что не выполнят.

35. Если прихожу в ярость, разряжаюсь, выполняя физическую работу.

36. Я везде быстро завязываю новые знакомства.

37. Когда меня несправедливо обвиняют, скорее промолчу, соглашусь, чем начну защищаться.

38. Чаще всего мне трудно выбрать что-то одно из нескольких вещей или возможностей.

39. Редко бываю в подавленном, плохом настроении.

40. Бывает, что сержусь на других из-за какого-нибудь пустяка.

41. У меня редко бывают гости.

42. Мне легче, когда я могу присоединиться к мнению общества.

43. Мне нравится, когда мой распорядок дня нарушают непредвиденные события.

44. В делах я придерживаюсь пословицы: смелость – города берет.

45. Когда мне долго противоречат, теряю самообладание.

46. Меня редко приглашают в гости.

47. В детстве я часто признавал правоту других, хотя и не разделял их мнения.

48. Люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить.

49. Я быстро капитулирую, если мне что-то не удается.

50. Часто не могу совладать со своим раздражением.

51. Со знакомыми людьми, которых долго не видел, я неохотно заговариваю первым.

52. На производственных совещаниях я охотнее присоединяюсь к мнению начальства.

53. Непредвиденные события часто приводят меня в замешательство.

54. Бывает, скучаю или грущу, когда другие веселятся.

55. В целом я спокоен и меня нелегко вывести из себя.

56. Мне неприятно, когда у друзей, к которым я приглашен, встречаю незнакомых людей.

57. Если хорошо подумаю, то скорее склонен что-то критиковать, чем принимать.

58. Я охотно берусь за что-нибудь, хотя с самого начала известно, каким будет исход.

59. Мои будни в целом интересны и занимательны.

60. Часто у меня выскакивают замечания, которые лучше бы проглотить.

Обработка и интерпретация результатов

 

1. Против каждого ответа проставляется соответствующий ему балл:

  Варианты ответов   баллы баллы обратных вопросов
полностью согласен              ! 5 1
больше согласен, чем нет      + 4 2
не знаю, сомневаюсь в ответе? 3 3
больше не согласен                – 2 4
полностью не согласен         – – 1 5

 

2. Определяется сумма баллов на каждой шкале опросника, для этого используется дешифратор шкал:

 

социально-коммуникативная адаптивность стремление к согласию нетерпимость к неопределенности   избегание неудач фрустрационная толетарность
1 2 3 4 5
6 7 8 -9 10
-11 12 13 14 15
16 -17 18 19 20
-21 22 23 24 25
26 27 -28 -29 30
31 32 -33 34 35
-36 37 38 -39 40
41 42 -43 -44 45
46 47 48 49 50
51 52 53 54 -55
56 -57 -58 -59 60

 

3. Определяется уровень выраженности каждого компонента социально-коммуникативной компетентности.

Шкала оценок уровня выраженности компонента (в баллах):

До 20 - низкий

21 - 30 - ниже среднего

31 - 40 - средний

41 - 50 - выше среднего

51 и более - высокий

Диагностика эмпатии

У Вас есть два варианта: да и нет. Определите по каждой из предложенных позиций,к чему Вы более ближе.

Опросник

1. Мне становится грустно, когда я вижу, что человек, случайно попавший в компанию, находится в одиночестве.

2. Когда я знакомлюсь с новым человеком, то не особенно стараюсь ему понравится.

3. Меня раздражают люди, демонстрирующие свои чувства.

4. Когда мне хорошо, я стараюсь быть на людях.

5. Меня раздражает, когда несчастные люди начинают себя жалеть.

6. Если мне пришлось выбирать одно из двух, то я предпочел бы, чтобы меня считали умным, а не общительным.

7. Если окружающие меня люди проявляют признаки нервозности, я тоже начинаю нервничать.

8. Иметь много друзей для меня очень важно.

9. Я считаю, что глупо кричать о своем счастье на всех перекрестках, и потому делаю это гораздо реже других.

10. Я получаю большое удовольствие от хорошего кинофильма, чем от вечеринки.

11. Иногда меня глубоко трогают слова какой-нибудь песни о любви.

12. Мне хотелось бы иметь как можно больше друзей.

13. Я теряю самообладание, когда мне приходится сообщать людям плохие новости.

14. В заграничное путешествие я предпочел бы отправиться один, а не с друзьями.

15. Мое настроение очень зависит от окружающих.

16. После неудачного разговора с кем-то, я рисую в своем воображении более приятную встречу с этим человеком.

17. Большинство иностранцев, которых мне приходилось встречать, производят впечатление холодных и неэмоциональных людей.

18. Я считаю, что репутация дороже дружбы.

19. Самостоятельная работа мне нравится больше, чем коллективная.

20. Я не теряю душевного равновесия, если мой друг выходит из себя, действуя необдуманно.

21. Как правило, при встрече на улице со знакомыми я здороваюсь первым.

22. Одинокие люди, наверно, недружелюбны.

23. Независимость я ценю больше, чем привязанность и дружеские чувства.

24. Вид плачущих людей всегда выводит меня из равновесия.

25. Я присоединяюсь к различным кружкам и обществам, потому, что это хороший способ завести друзей.

26. Я чувствую себя счастливым, когда слушаю некоторые песни.

27. Я предпочел бы устроиться на работу по рекомендации моих друзей, чем получить официальное назначение вышестоящей организации.

28. Меня по-настоящему захватывают переживания литературных героев.

29. Я не считаю, что с друзьями можно открыто проявлять свои чувства.

30. Меня охватывает гнев, когда я вижу, что с кем-то жестоко обращаются.

31. Я считаю, что по ночам нужно спать, а не разговаривать о дневных заботах.

32. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг взволнованы.

33. У меня совсем немного близких друзей.

34. Когда друзья начинают говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

35. Когда я нахожусь среди незнакомых людей, меня волнует, нравлюсь я им или нет.

36. Чужой смех не заражает меня.

37. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее предпочел бы, чтобы мои друзья были привязаны ко мне, чем считали меня человеком толковым и остроумным.

38. Иногда в кино меня удивляют и даже забавляют плач и вздохи зрителей.

39. Мне всегда хочется понять, почему мои коллеги иногда грустны и задумчивы.

40. Какой-нибудь одинокий досуг, вроде разгадывания ребусов, я предпочел бы скорее, чем карточную игру в компании.

41. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

42. Открытые, сердечные люди привлекают меня больше, чем замкнутые.

43. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

44. Чувства других людей могут не влиять на решения, которые я принимаю.

45. Вид больного животного выбивает меня из душевного равновесия, особенно, когда я не могу ничем помочь.

46. Когда я путешествую, то встречи с новыми людьми привлекают меня больше, чем одинокие прогулки и знакомство с достопримечательностями.

47. Переживать всерьез из-за книги или кинофильма просто глупо.

48. Я огорчаюсь, когда вижу беспомощных стариков.

49. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.

50. Если человек мне чем-то неприятен, я всегда стараюсь найти в нем хорошее и не обращать внимание на плохое.

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

 № отв.

№ отв.

№ отв.

№ отв.

№ отв.

№ отв.

№ отв.

№ отв.

№ отв.

№ отв.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  
11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  
21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  
31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  
41   42   43   44   45   46   47   48   49   50  
                                       

ЭмТ=                            ТПр=

Опросник «Эмпатия» измеряет степень эмоционального отклика как способность приобщаться к эмоциональным переживаниям другого человека, переживать его эмоциональные состояния как свои собственные, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать в общении необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению партнера и особенностям ситуации.

Эмпатия  (вчувствование) проявляется как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек, это становится возможным лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается в участливом отношении к переживающему, страдающему. Переживания страдающего человека и их проявления могут быть очень разнообразными.

Способность к сопереживанию - эмпатия - является отчасти воспитанной, социально обусловленной чертой характера, отчасти генетически предопределена как своеобразная эмоциональная особенность темперамента.

Опросник позволяет измерить следующие компоненты эмпатии:

ЭмТ - эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию, впечатлительность. (Эмоциональный уровень эмпатии).

ТПр - тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки, оказания помощи. (Действенная эмпатия).

Ключ к опроснику

Эмпатия

«да»: 1, 7, 11, 13, 15, 24, 26, 28, 30, 39, 41, 45, 48, 50.

«нет»: 3, 5, 9, 17, 20, 22, 32, 34, 36, 38, 43, 44, 47, 49.

Присоединение

«да»: 4, 8, 12, 16, 21, 25, 27, 35, 37, 42, 46.

«нет»: 2, 6, 10, 14, 19, 18, 23, 29, 31, 33, 40.

Уровни выраженности

Эмпатическая тенденция: до 8 б - низкий

9 б – 19 б - средний

20 б и более - высокий

Тенденция к присоединению: до 7 б - низкий

8 – 15 б – средний

16 б и более -высокий

 

7.5 Диагностика типа центрации педагога.

Пожалуйста, сосредоточьтесь, поскольку вы должны очень четко и обоснованно сделать выбор того или иного варианта ответа. Для этого прочитайте начало утверждения и варианты его продолжения. Выберете то продолжение, с которым вы полностью согласны. Если же варианты вас не устраивают, допишите собственный вариант в свободной строке. Выбранный вариант ответа необходимо выделить, обведя кружком букву перед ним. Не задумывайтесь слишком долго над каждым суждением. В конце концов правильный выбор чаще тот, который был первым.

1. Более всего мне как педагогу удается...

а) воспитывать учеников,

б) организовывать моих коллег,

в) реализовать свои способности и возможности в педагогическом труде,

г) привлечь родителей к воспитанию детей,

д) совершенствовать методику преподавания моего предмета,

е) добросовестно выполнять все обязанности.

2. Занимаясь повышением своей квалификации, особое внимание я уделяю вопросам...

а) чтения методической литературы,

б) психологии учащихся,

в) работы с семьей,

г) самосовершенствования во всех областях,

д) создания оптимального климата в нашем педагогическом коллективе,

е) входящим в план работы в школы.

3. Я считаю, что настоящую оценку моего труда могут дать...

а) мои коллеги-предметники или мои друзья по школе,

б) скорее всего я сам,

в) мои ученики,

г) завучи школы, методисты,

д) родители моих учеников,

е) кто был на моих уроках.

4. Мне кажется, что рост неуспеваемости в последнее время связан с...

а) ослаблением контроля за учебно-воспитательным процессом со стороны администрации школы,

б) отсутствием взаимопонимания между коллегами, что децентрализует педагогические усилия коллектива,

в) недоработкой отдельных учителей, так как я делаю все возможное для предотвращения неуспеваемости,

г) недостатками программ и методик, усложнением содержания образования,

д) недостаточным контролем со стороны родителей,

е) перегруженностью детей.

5. При возможности я бы выбрал(а) следующую форму аттестации...

а) обсуждение моей работы на малом совете,

б) опрос детей и родителей о моей работе,

в) как решит администрация,

г) разработка методического пособия или серия открытых уроков,

д) анкетирование учащихся,

е) письменный отчет (анализ и обобщение) за период между аттестациями.

6. Если бы педагогов готовили в вузах с учетом индивидуальных склонностей, я бы выбрал специальность...

а) учитель-инспектор (контроль за работой структур школы),

б) учитель-методист (научно-методическая работа),

в) учитель-психотерапевт (нормализация климата, устранение

конфликтов, их профилактика и др.),

г) учитель-консультант по проблемам семьи (работа в микрорайоне)

д) учитель-мастер (наставник по становлению педагогического мастерства молодежи, организация педклассов)

е) учитель воспитатель (организация и воспитательная работа с детьми).

7. Я очень расстраиваюсь, если неприятности на работе связаны

а) с жалобой на меня администрации,

б) с неудачно проведенным уроком при его тщательной подготовке,

в) с грубостью и бесконтактностью коллег,

г) с выяснением отношений с родителями,

д) с критикой в мой адрес в присутствии учеников,

е) с конфликтом между мной и учениками.

8. Если охарактеризовать мое педагогическое призвание, то я...

а) такой же педагог, как и большинство в нашем коллективе,

б) если отбросить излишнюю скромность - незаурядная личность и педагог со своим неповторимым почерком работы,

в) я заботливый и внимательный родитель,

г) воспитатель человеческих душ,

д) изобретатель и конструктор урока,

е) вечно непоседливый и неуспокоенный оптимист, преданный профессии.

9. Мне доставило наибольшее удовольствие, если бы в день юбилея...

а) коллеги мне бы организовали банкет с поздравлениями, песнями, экспромтами и т.д.,

б) по РОНО появился приказ о моем поощрении чем-либо,

в) мне бы присвоили более высокое педагогическое звание,

г) о моей работе появилась бы заметка в педагогической газете или журнале,

д) ко мне домой с поздравлением пришли мои бывшие ученики,

е) меня бы поздравила общественность (шефы, родители учеников, работников детских учреждений нашего микрорайона).

10. Наиболее ярким воспоминанием моего детства являются..

а) мои старшие друзья, которые принимали меня как сверстника(цу) и дали мне много больше, нежели мои сверстники,

б)постоянное усилие разобраться во всем самой(му) и необходимость добиться всего самостоятельно,

в) игры, которые я придумывал(а) и увлекал(а) остальных,

г) упреки мамы за то, что я отдавал(а) все, что можно отдать, даже если это последнее у самого(й),

д) наказание от строгих родителей,

е) огромное количество друзей, которое всегда окружало меня.

 

Обработка результатов

1. Сопоставьте ответы с ключом:

 

Тип центрации

№ вопроса утверждения К Я Г А Р М
1 б в а е г д
2 д г б е в а
3 а б в г д е
4 б в е а д г
5 а е д в б г
6 в д е а г б
7 в д е а г б
8 е б г а в д
9 а г д б е в
10 е б г а д в

 

2. Подсчитайте количество совпавших с ключом ответов в каждом столбце, запишите результаты по каждому типу центрации:

К=                          Я=                              Г=

Конформная          Эгоцентрическая       Гуманистическая

А=                           Р=                              М=

Авторитарная         Ориентированная      Методическая

                                   на родителей

3. Определите уровень выраженности, значимости каждой центрации.

Шкала оценок уровня выраженности типа ценрации (в баллах):

До 3 баллов - центрация эпизодическая;

4 - 6 баллов - ценрация значима;

7 - 10 баллов - ценрация доминирует.

 

Интерпретация результатов диагностики

типа центрации педагога.

 

1. Конформная центрация, «К» - центрация на интересах, мнениях своих коллег или конформная центрация. Доминирование данной центрации наблюдается у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с разными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям, не склонны к конфликтам.

2. Эгоцентрическая центрация, «Я» - центрация на интересах, потребностях своего «Я» или эгоцентрическая центрация. Характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с коллегами и администрацией при ограничении свободы действий педагога. При благоприятных условиях преподавания эти педагоги чаще реализуют свои возможности, создавая педагогические изобретения.

3. Гуманистическая центрация, «Г» - ценрация на интересах детей. Профессионально значимая центрация. Вся деятельность педагога направлена на гуманизацию процесса обучения. Его индивидуальный стиль поведения характеризуется вниманием и чуткостью к детям, поэтому наиболее успешно осуществляется работа с педагогически трудными учащимися.

4. Авторитарная центрация, «А» - центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Свойственна большая зависимость от оценок их деятельности инспектирующими органами народного образования и мнения администрации учебного заведения. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендовано «сверху». При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности и индивидуальным особенностям.

5. Центрация ориентированная на родителей, «Р». Встречается у педагогов, попавших в зависимость родителей своих учеников. Успешность их педагогической деятельности предопределена составом родителей и их социальной значимостью. Возможно необъективное оценивание учащихся, связанное со взаимоотношениями с семьей учащегося и педагогом.

6. Методическая центрация, «М» - ценрация на интересах, требованиях средств и методов преподавания или познавательная центрация. Характерна для педагогов теоретического типа. Основное направление их деятельности - совершенствования педагогической технологии обучения и воспитания. Однако увлеченность педагогов совершенствованием методики преподавания иногда приводит к тому, что педагог начинает рассматривать учащегося как фон, на котором он творит «безупречный» урок. Что же касается содержания и структуры урока, то они логически завершены, максимально заполнены, профессионально грамотны. Педагоги с доминированием данного типа центрации могут быть прекрасными руководителями методических объединений.

 

 

7.6 Диагностика социально-психологической направленности личности

Личностный опросник 

Варианты ответов:

1.да, полностью согласен (!);

2.пожалуй, ДА, больше согласен (+);

3.затрудняюсь ответить (?);

4. пожалуй, НЕТ, больше не согласен (-);

5.НЕТ, полностью не согласен(--).

 

1. Думаю, что значимость моей профессии в современных условиях возрастает.

2. Мне всегда интереснее работать с людьми, чем заниматься делами, связанными с техникой.

3. Стараюсь с юмором относиться к затруднениям и неоднозначным ситуациям, возникающим в моей педагогической работе.

4. Строю занятия таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои способности.

5. Я бы описал себя, как человека уверенного в себе.

6. Мне нравится передавать свой опыт и знания молодежи.

7. Направленность моих интересов больше ориентирована на работу с техникой.

8. Считаю, что в педагогической деятельности неизбежен и оправдан элемент жесткого волевого воздействия.

9. Уверен, что у меня есть предрасположенность к работе с молодежью.

10. Мои достоинства значительно перевешивают мои недостатки.

11. Не одобряю людей, которые слишком много времени и сил тратят на самоутверждение в профессиональном труде.

12. С удовольствием занимаюсь техническим творчеством, рационализаторством и стремлюсь приобщить к этому своих учеников.

13. Когда я вижу, что коллега несправедлив по отношению к кому-нибудь из учащихся, у меня хватает такта не говорить ему об этом.

14. В своей педагогической деятельности я обращаю внимание, прежде всего на успеваемость учащихся.

15. Никогда не стремлюсь узнать мнение окружающих о себе.

16. Профессионально-педагогическая компетентность и эрудиция являются главными составляющими авторитета педагога.

17. Считаю, что каждый педагог должен иметь любимое занятие - «хобби» и приобщать к нему учащихся.

18. Учащийся, провинившийся перед коллективом, нуждается в жестком и зримом наказании в назидание другим.

19. Работа в профтехучилище не дает достаточных перспектив для профессионального продвижения.

20. Я часто склонен считать себя неудачником.

21. В профессии для меня большое значение имеет заработная плата, возможность быть материально независимым и обеспеченным.

22. Не упускаю малейшей возможности повысить свою педагогическую и психологическую компетентность.

23. Думаю, что педагогам не особенно интересны те ребята, которые не хотят учиться, по сравнению с теми, которые стремятся к знаниям.

24. Иногда жалею, что когда-то избрал педагогическую профессию.

25. Я тщательно анализирую причины своих ошибок и неудач.

26. Убежден, что нравственный уровень педагога должен быть выше, чем у представителей других профессий.

27. Мне интересно наблюдать за людьми, их взаимоотношениями.

28. Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.

29. Допускаю для себя возможность смены профессии.

30. Незнакомый человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего.

31. Я слишком люблю жизнь, чтобы потратить ее лишь на достижения в профессиональной деятельности.

32. Регулярно знакомлюсь с содержанием научно-популярных журналов: «Техника молодежи», «Знание - сила» и др.

33. Не приветствую тех моих коллег, которые стремятся, во что бы то ни стало установить тесные дружеские контакты с учениками.

34. Считаю, что центром всего учебно-воспитательного процесса должна быть личность учащегося.

35. К сожаленью, если я сказал что-то, то это не значит, что именно так я и буду поступать.

36. Считаю, что моя работа создает условия для роста самоуважения и высокой самооценки.

37. В деятельности инженера-педагога привлекает ее разносторонность, дающая возможность совершенствоваться сразу в двух направлениях: техническом и гуманитарном.

38. Если люди не подходят друг другу, то, как бы ни старались, наладить отношения все равно не смогут.

39. Эффективность обучения и воспитания в первую очередь зависит от взаимоотношения педагога с учащимися.

40. Думаю, что я являюсь у учащихся любимым педагогом.

41. В педагогической профессии меня больше всего устраивает довольно продолжительный отпуск и всегда летом.

42. Регулярно читаю периодические издания: «Учительская газета», журнал «Профессионально-техническое образование».

43. Считаю, что педагог может и должен проявлять к учащимся полное доверие.

44. Стараюсь по возможности избегать общения с коллегами помимо работы.

45. У меня часто не хватает энергии воплотить в жизнь задуманное.

46. Инженерно-педагогическая деятельность предоставляет большие возможности для разностороннего развития личности.

47. В моей профессии меня больше всего привлекает возможность постоянного общения с учащимися.

48. Если при выполнении задания учащийся неоднократно обращается за разъяснениями, меня начинает раздражать его непонятливость.

49. Работая с группой, не всегда есть возможность создать условия, при которых учащиеся могут высказывать свое мнение, влиять на ход урока.

50. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих коллег.

51. Только в творческой деятельности можно чувствовать себя счастливым.

52. Книги, описывающие взаимоотношения людей, их переживания, трудно дочитать до конца, не пропуская страницы.

53. Главное в работе педагога - доброжелательность и гуманное отношение к учащимся.

54. Считаю, что создать из педагогического коллектива союз единомышленников - крайне сложно.

55. Если бы мое второе «я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

56. Одной из важных ценностей личности является стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.

57. Мне особенно интересен внутренний мир моих учеников.

58. Вид безразличных, пассивных ребят вызывает у меня желание увлечь их, предложить какое-нибудь интересное дело.

59. Всегда стараюсь избежать конфликтов с учащимися.

60. В целом я удовлетворен собой, своими успехами в жизни.

 

Социально-психологическая направленность (СПНЛ) представляет симптомокомплекс свойств, выражающих доминирующее отношение личности к другим людям, восприятие человека как ценностно-многосторонней личности.

Отношения имеют два аспекта: в них выражается то, как человек переживает и осознает определенные стороны действительности, и в то же время отношения личности представляют собой активные побуждения к определенным действиям и поступкам.

Социально-психологическую направленность личности инженера-педагога можно представить как психологическое новообразование, основными составляющими которого выступают:

n социально-профессиональные ценностные ориентации «ЦО»; нравственные основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней, ценностные ориентации лежат в основе дифференциации объектов по их значимости, для социально-психологической направленности центральным объектом ценностного отношения является сам человек, поэтому важнейшими являются ценности нравственные;

n профессионально-педагогические интересы «ППИ»; динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Удовлетворение интересов проявляется в повышении психолого-педагогической компетентности, поиске новой информации, умении видеть профессиональные проблемы и стремлении найти им решение; на основе способности и стремления пополнять старые и приобретать новые знания, навыки и умения достигается высокий уровень профессиональной самостоятельности;

n профессиональные установки «ПУ»; измеряют готовность, внутреннюю предрасположенность личности к профессионально-педагогическому взаимодействию с учащимися, коллегами по работе; профессиональные установки выполняют стабилизирующую функцию, способствуют профессиональной устойчивости педагога. Высокий уровень выраженности связан с развитием таких качеств, как доброжелательность, «действенная» доброта, готовность к оказанию помощи, умение радоваться успехам учащихся и коллег; данная шкала отражает желание творчески решать поставленные задачи, искать нестандартные, собственные пути решения возникающих проблем;

n профессиональная позиция «ПП»; отражает отношение педагога к учебно-воспитательному процессу, к учащимся, коллегам; в профессиональной позиции проявляются представления о профессиональном идеале, оказывающие влияние на реакции относительно всех объектов и ситуаций профессионально-педагогической деятельности;

n самоотношение, «принятие себя» «СО»; проявляется в эмоционально-ценностном отношении к себе, охватывает восприятие и оценку представлений человека о самом себе, удовлетворенность профессиональной деятельностью и местом работы, своими успехами и достижениями; одним из проявлений самоотношения является самоуважение, которое эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, оценку своих возможностей строить и контролировать собственную жизнь, понимание самого себя как многосторонней личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow