Краткий повтор лекционного материала

Управленческий консалтинг

Практическое занятие

Краткий повтор лекционного материала.

Консультирование — это процесс оказания помощи человеку в решении возникшей проблемы, поиск решений или рекомендации о том, как справиться со сложившейся ситуацией при которой консультант не выполняет задачу самостоятельно, а только оказывает помощь в ее выполнении;

- это набор услуг, оказываемых специально обученными и имеющими соответствующую квалификацию лицами, которые помогают человеку выявить и проанализировать проблемы и рекомендуют решения этих проблем, а также, при необходимости, оказывают помощь в реализации предложенных решений;

-это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Управленческое консультирование – это метод улучшения практики управления, осуществляемый в это форме услуг (советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений);

- это деятельность, направленная на совершенствование форм управления и ведения бизнеса;

-это услуги, оказываемые не­зависимыми и профессионально подготовленными специалистами, чтобы помочь менеджеру в организации производства, в решении управленческих и производственных проблем.

Основная цель управленческого консультированиязаключается в улучшении качества ру­ководства, повышении эффективности деятельности организации.

Задачей управленческого консультирования является предоставление консультан­том клиенту определенных механизмов и методик для решения выявленных проблем, выработки стратегиче­ского плана развития организации.

Развитию сферы консультационных услуг в современной Российской способствует:

1. Оживление российской экономики (послужило импульсом для динамичного роста консалтинговой сферы);

2. Наблюдается рост спроса на управленческий консалтинг в крупных промышленных компаниях и банках;

3. В связи с развитием «малого бизнеса» и индивидуального предпринимательства резко возрастает рынок консультационных услуг для этих секторов экономики;

3. Усложнение взаимоотношений властных (государственных и муниципальных) органов и населения которые являются довольно сложными для населения и вынуждают его обращаться за помощью к консультантам.

Продуктом консультационной деятельности является консультационная услуга, оказываемая клиенту. Под услугой в этом смысле понимается осуществление деятельно­сти, которая является полезной и приемлемой для клиента.

Консультационная услуга представляет собой совет, рекомендацию, анализ, оценку, прогноз, справку и т. п. в предметной области интересов (проблем) клиента, т. е. продукт консультационной деятельности, получаемый в процессе взаимодействия субъек­та (консультанта) и объекта (клиент/клиентская организация и ее проблемы, задачи, про­цессы) консультирования.

Консультационные услуги оказывают консультационные организации и частные консультанты.

Консультационные организации – самостоятельные независимые коммерческие организации, оказывающие услуги на договорной основе.

Индивидуальные консультанты – лица, дающие консультации по вопросам своей специальности.

Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует достаточно давно.

Первый институт агрономов (в нынешнем понятии консультантов) был основан в 1865 году, когда, с целью оказания помощи крестьянам, было создано Сельскохозяйственное общество. Этот год следует считать годом начала развития консультирования в России. Современны консалтинг как направление бизнеса начал развиваться в нашей стране с 1990-х годов.

  Консалтинг имеет непосредственное отношение к управлению и по существу является одним из его инструментов. Можно выделить три направления деятельности консалтинговых организаций: функциональное, отраслевое и региональное. Сейчас на рынке управленческого консультирования различают три типа консалтинговых компаний: - фирмы, которые специализируются на решении проблем нескольких крупных клиентов и практически не работаю за пределами этого сегмента; - консалтинговые компании созданные крупными структурами для решения своих внутренних проблем и независимые частные фирмы. - кроме них создаются региональные и районные МКЦ для обслуживания населения.

Открыть консалтинговую компанию с нуля — задача, которую может реализовать любой знающий человек с опытом работы в том или ином секторе.

Но перед тем как открыть консалтинговую компанию, стоит очень четко определиться с направлением работы. Здесь главное правило – ваша компетентность (знания и опыт).

Существует множество вариантов консалтинга: кредитный (финансовый) юридический, налоговый, аудиторско-бухгалтерский и управленческий. А также: стоимостное консультирование, консалтинг в области производства товаров и услуг, кадровый консалтинг, консалтинг в области маркетинга, ИТ-консалтинг.

Чтобы открыть консалтинговую компанию необходимо:

1.Определиться, в какой сфере будет работать Ваше предприятие и оформить подробный бизнес-план;

2. Открыть расчетный счет и оформить юридический адрес;

3. Проанализировать рост и общую активность рынка в определенной сфере и местности;

4. Определиться с помещением и установить оборудование; 

5. Набрать персонал и организовать рекламную кампанию.

 

Самое главное в консалтинговом бизнесе наличие клиентской базы (рекомендации клиентов) и имидж консультанта (консультационной организации). Если у Вас нет потенциальных клиентов, то свой бизнес лучше пока не создавать, а устроиться консультантом в уже действующую консалтинговую компанию для приобретения опыта и наработки имиджа.

 

Процесс консультирования предполагает участие двух партнеров: консультанта и клиента.

Клиент — объект консультирования и консультант как субъект консультирования.

При взаимодействии консультанта и клиента выделяют три подхода:

«Первый подход к этим отношениям — торговый, когда консультант продает свою услугу (методику, ее применение, эффект) клиенту.

Второй подход — учительский: „Мы изменили их управленческое мышление”, — так примерно высказываются учительствующие консультанты.

Третий подход — клинический. Клинический подход направлен на оказание услуг в отношении поиска «болезни» и последующего «излечения» организации.

В числе методов консультирования можно выделить экспертное, методологическое, системное, практическое и инновационное консультирование.

Механизмы, используемых в управленческом консультировании можно разделить (классифицировать) на универсальные и специфические:

1. Универсальные: наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция и математическое моделирование;

2. Специфические: реинжениринг, бенчмаркинг, аутсорсинг и коучинг.

Консалтинговый процесс. Процесс консультирования - это последовательная серия действий, шагов, организационных событий и мероприятий, какие использует консультант для решения проблем, достижения положительных перемен внутри клиентской организации или формирования условий, при каких клиент в состоянии сделать это самостоятельно.

Консультационный процесс - это всегда система, где всегда присутствуют субъект и объект консультирования, методы, механизмы, формы оказания услуг, внутренние и внешние факторы, принципы и подходы и т.д.

Исходным элементом процесса консультирования всегда является проблема и п ервым действием является её выявление. Ей всегда предшествует анализ.

Оценив ситуацию и на основе анализа выделив проблемы менеджер (консультант) должен принять определенное решение.

Процесс заканчивается совершением действий, решающих обнаруженную проблему, которые состоят из этапов:

1 этап - доведение решения до сведения всех заинтересованных лиц, постановка задач;

2 этап - контроль над их выполнением, корректировка дальнейшего хода его осуществления.

 

Таким образом, консультационный процесс включает:

1. Предконсультационная стадия.

- осознание клиентом наличия проблемы;

- определение задач (разработка технического задания);

- разработка и заключение договора на оказание консультационных услуг.

2. Стадия консультирования.

1-й этап. Диагностика проблемы:

- анализ проблем предмета консультирования:

- определение проблемы (проблем) требующей разработки предложения и его реализации.

2-й этап. Разработка предложений по решению проблемы:

- определение допустимых решений и разработка предложений;

- выбор рекомендуемых решений из предлагаемых;

- предоставление предложения (предложений) руководству клиентской организации.

3-й этап. Внедрение предложения;

- разработка программы внедрения;

- внедрение (организация, контроль и координация);

- оценка результатов и оформление акта завершенной консультационной услуги.

3. Послеконсультационная стадия.

- окончательные финансовые расчеты клиента с консультантами;

- анализ результатов внедрения консультационного решения и. при необходимости, поиск идей для новых договоров с клиентом;

- разбор процесса реализации консультационной услуги в консалтинговой организации с целью совершенствования методов работы.

  Формы консультирования.

Классически выделяют две формы оказания консультационных услуг- групповые и индивидуальные. Но мы рассмотрели еще одну массовую форму консультирования.

Массовые формы консультирования широко используются в консультационных организациях имеющих государственные, региональные и муниципальные формы собственности, занимающихся отраслевым и социальным консультированием для информирования товаропроизводителей обслуживаемой отрасли об инновационных технологиях, новых средствах и методах организации производства или населению определенной территории для оказания социальной помощи.

1. Массовые формы - это публичное информирование и консультирование, через СМИ (печатные, телевидение, радио); с помощью Интернета; печатной и киновидеопродукции а также при проведении выставок.

Цель выставочно –демонстрационной деятельности – модернизация отрасли на основе научно-технического прогресса, а з адача – продвижение научных разработок, инновационных продуктов в производство, обмен опытом успешного использования научно-технических достижений на практике.

В процессе организации выставочно - демонстрационных мероприятий консультационный центр выполняет функции: и нформационную, образовательную и консультационную

2. Довольно широко применяемыми формами работы консультантов является групповое консультирование - форма передачи знаний группе людей (менеджерам, специалистам предприятий одного (схожего) направления или просто людям объединенных каким - либо общим интересом, имеющих схожие проблемы или намерения. Это обучающие) мероприятия – семинары, конференции и круглые столы.

Групповая форма консультирования — это работа с проблемой путем обсуждения. Основной метод – групповая дискуссия в ходе которой приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься, переструктурировать свой образ мысли, сформировать новый, целостный, более позитивный взгляд на ситуацию.

 3. Выставочно-демонстрационные и групповые мероприятия это, конечно весьма эффектные виды консультационной деятельности, но консультации с целью внедрения инновации, иные информационно – консультационные услуги осуществляются уже в процессе индивидуальных консультаций. Основным методом работы при этой форме организации процесса консультирования является диалог участников (консультанта и консультируемого) - построенная определенным образом беседа консультанта и клиента, обсуждение с ним конкретной проблемы. В консультировании индивидуальная беседа занимает центральное место и клиентами отдается предпочтение ей по сравнению с групповой дискуссией и конечно участию в массовых мероприятиях

 

Устные вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение понятия «управленческое консультирование».

2. Перечислите характерные черты управленческого консультирования.

3. Что является продуктом консультационной деятельности?

4. Какие виды деловых услуг Вы знаете?

5. Назовите виды регламентации деловых услуг.

6. Что понимается под термином консультационная услуга?

7. Какие формы оказания консультационных услуг Вы знаете?

8. Как определяется управленческое консультирование с позиций функционального подхода?

9. Как определяется управленческое консультирование с позиций профессионального подхода?

10 Что является целью управленческого консультирования?

11.. Перечислите задачи управленческого консультирования.

12 Кому следует заниматься управленческим консультированием?

13. Перечислите основные требования, предъявляемые к консультанту.

14. Что понимается под методом консультирования?

15. Что является предметом консультирования?

16. Перечислите методы консультирования по принципу выделения их групп по этапам консультирования.

1.7 В чем воплощается методология консультирования?

18. Что означает термин «методика консультирования»?

19. Перечислите основные пути получения данных консультантами для анализа сложившейся ситуации в компании-клиенте.

20. В чем заключается суть лабораторного метода обучающего консультирования?

21. Раскройте понятие «процесс консультирования».

22. Назовите участников процесса консультирования.

23. Какие существуют подходы в консультировании с точки зрения технологии осуществления?

24. Какие основные принципы программного подхода в консультировании Вы знаете? Дайте краткую характеристику каждого из них.

25. Какие два рода взаимодействия предприятия с рынком существуют?

26. Каковы практические аспекты маркетингового подхода в консультировании?

27. Чем характеризуется предварительная стадия процесса консультирования?

28. Чем характеризуется проектная стадия процесса консультирования?

29. Какие методы диагностики состояния компании-клиента применяются консультантами?

30. Каковы основные области, в которых на современном российском рынке применяется консультирование?

31. Что понимается под качеством консультирования?

32. Что является факторами, определяющими качество консультирования?

33. Всегда ли сразу очевиден эффект от изменений в компании-клиенте, внесенных на основе рекомендаций консультанта?

34. Какими двумя способами руководители российских компаний-клиентов выбирают консультанта.

35. Существует ли в России универсальная методика выбора консультантов?

36. От каких факторов зависит определение степени необходимости привлечения консультантов?

37. Каковы характерные ситуации участия консультантов в разрешении проблем российских предприятий

38. Какие факторы обуславливают успех взаимодействия клиента с консультантами?

39. Какие типы консультантов существуют? Дайте описание положительных и отрицательных сторон каждого из них.

40. Для выполнения каких работ не следует приглашать консультантов на предприятие?

41. В чем заключается метод эксперимента при приглашении консультанта на предприятие?

42. Дайте определение договора.

43. Назовите характерные признаки договора в предпринимательской деятельности.

44. Что является содержанием договора?

45. Назовите существенные условия договора.

46. Дайте определение понятию «система».

47. Что понимают под понятием «системный подход»?

48. Назовите составляющие части системы.

49. Перечислите основные свойства систем.

50. Что понимают под понятием «системный анализ»?

51. В чем отличие анализа от синтеза?

52. Перечислите основные методы анализа.

53. В чем особенность SWOT-анализа?

54. Перечислите типичные проблемы российских предприятий.

55. Перечислите основные причины обращения руководителей российских предприятий к услугам консультантов.

56. При каких условиях стало возможным зарождение и развитие управленческого консультирования в мире?

57. Назовите пионеров движения научного управления.

58. Откуда было взято начало управленческого консультирования в СССР?

59. Какие причины препятствуют формированию квалифицированного спроса на консультационные услуги со стороны российских клиентов?

60. Какие можно выделить виды консультирования, с точки зрения метода консультирования?

 

Прикладное задание.

Комплект прикладных заданий. Выбрать одно из заданий для исполнения (по личному усмотрению)

1. На основе анализа состояния предприятий лесопромышленного (сельскохозяйственного, транспортного. иного) комплекса Сергиево-Посадского района Московской области составить прогноз его развития на период до 2025 года.

 

2. Предоставить информацию о туристическом комплексе Сергиево-Посадского района Московской области и составить прогноз его развития.

 

3. Разработать план консалтингового проекта на тему:

- диагностика проблем организации (по усмотрению студента);

- оптимизация разработки и внедрения управленческих решений в организации (по усмотрению студента);

- поиск партнеров для усиления конкурентных позиций организации (по усмотрению студента);

 

4. Разработать план инвестиционного проекта развития материальной базы фермерского (иного, по выбору студента) хозяйства.

 

5. К Вам обратился(ась) знакомый(ая) с просьбой назвать основные причины выбора Московского университета им. С.Ю. Витте в качестве учебного заведения для получения высшего образования. Проконсультируйте.

 

6. Дать предложения (для ректората) по повышению привлекательность Московского университета им. С.Ю. Витте в качестве учебного заведения для получения высшего образования.

 

7. Выявить основные причины пропуска занятий студентами академической группы. На основе полученной информации предложить решение проблемы.

 

8. Провести SWOT-анализ Московского университета им. С.Ю. Витте с целью усиления его конкурентных позиций на рынке образовательных услуг.

- методом SWOT-анализа определить сильные стороны Московского университета им. С.Ю. Витте и ее конкурентные преимущества.

- методом SWOT-анализа определить слабые стороны Московского университета им. С.Ю. Витте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: