Структура курсовой работы

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Оглавление (план содержания)

3. Введение

4. Разделы (основная часть)

5. Заключение

6. Список использованных источников

7. Приложение

Титульный лист оформляется в соответствии с определенными требованиями к научным работам. В верхней части листа указывается название учебного заведения, факультета и кафедры, на которой выполняется работа. В середине листа пишется тема курсовой работы. Ниже, справа – «курсовая работа», фамилия, инициалы студента, курс и отделение. Еще ниже – ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы научного руководителя. Внизу, по центру указывается название города и год написания работы. 

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1. 

В оглавлении (плансодержания) последовательно излагаются названия разделов курсовой работы. Их формулировки должны соответствовать теме и содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее логику, что обеспечит стройную систему в изложении материала. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел. Примерное оформление оглавления (план содержания) представлено в Приложении 2.

Введение должно начинаться с постановки проблемы, из которой следует актуальность выбранной темы в связи с действующими нормативными документами в области образования (дошкольного или начального). Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. В обосновании актуальности необходимо показать состояние исследуемой проблемы в современной теории и практике воспитания и образования детей определенного возраста, назвать ведущих специалистов и исследователей данной проблемы и направления их поисков, показать степень разработанности темы. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

Во Введении обозначаются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы исследования, указывается структура работы.

Проблема исследования - тот вопрос, который возникает, на который надо ответить.

Тема исследования - лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.

Объект исследования  - сфера (область) поиска, то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению

Гипотеза исследования  - предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.

Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теории и методик. Это мысленное предвосхищение результата, который будет получен в ходе исследования (каким его видит исследователь). Цель считается достигнутой, если сформулирована, обоснована, доказана и проверена на практике ведущая идея, отраженная в теме.

Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить и т.д.

Методы исследования - это путь исследования или познания, это способы решения научно-исследовательских задач и получения результата исследования. Обычно используются теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), эмпирические, обеспечивающие сбор данных (наблюдение, изучение продуктов деятельности, документации, анкетирование, социометрия, беседа, метод независимых характеристик, эксперимент и др.) и математические методы (обработка количественных данных, ранжирование, шкалирование и др.).

Формулировка перечисленных характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, подготовленности студента и др.

В конце вводной части дается описание структуры курсовой работы. Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения основной части курсовой работы, когда студент уже овладел материалом по данной теме.

Основная часть может состоять из 2-3 разделов, разделенных на подразделы (сложный план) или только из разделов (простой план). В ней раскрываются история и теория вопроса, дается критический анализ литературы. Обычно в первом разделе представлено теоретическое обоснование общей проблемы, а во втор ом – отдельный теоретический аспект проблемы исследования, в третьем – изложение и анализ опыта решения данной проблемы, представленный в литературе. Каждый раздел заканчивается выводом, созвучным с его названием.

Работу следует начинать с обзора литературы по теме исследования (авторефераты, диссертации, статьи, монографии, дипломные работы студентов и т.д.).

При составлении библиографии следует изучить периодические издания «Педагогика», «Народное образование», «Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание», «Педагогическое обозрение», «Ребенок в детском саду» и другие общепедагогические, психологические и методические издания. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов и на интернет-сайтах. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по изучаемой теме следует определить основные подходы, направления научных исследований ученых и специалистов в данной области.

Важно определить базовые понятия по теме исследования. Чтобы их использование было однозначным, необходимо найти их определения в энциклопедиях, толковых словарях, предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий анализируются и сравниваются. Обязательно указывается, какое толкование терминов будет принято за основу в данном исследовании.

Полученная информация фиксируется в виде записей разного рода: выписки, цитаты, конспекты, ксерокопии, схемы и т.д.

Конспектирование - краткое, логичное, точное изложение основных идей с сохранением авторской мысли и оригинальности суждений, последовательное описание основного содержания книги или статьи в повествовательной форме.

При составлении конспекта важно обратить внимание на осмысление и выделение в тексте терминов, определений, дат, главных идей, примеров, выводов автора. На полях делаются собственные выводы, замечания, обобщения.

В конспекте необходимо указывать фамилию, инициалы автора, полное название труда, место и год издания, номера страниц.

Выписки (цитирование)  - дословные выдержки из подлинного текста, наиболее важные положения автора, примеры, выводы. Такие выдержки бывают полезны для ссылок на высказывания авторитетных лиц при необходимости обоснования и подкрепления своих суждений. В цитате должна быть четко выражена мысль автора первоисточника.

При цитировании фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки, и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Если есть необходимость убрать что-то из цитаты, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие. Число используемых цитат должно быть оптимальным и определяться потребностями разработки темы. На полях полезно указать свою оценку данной цитаты.

Тезисы – кратко сформулированные положения, содержащие основные идеи источника. Тезисное изложение должно быть логически взаимосвязанным. Содержание литературного источника, оформленное в тезисах, представляет собой более краткое изложение, чем в конспекте.

Записи рекомендуется делать на одной стороне отдельных листов, на полях указывать, к какому вопросу они относятся. Особое внимание следует обратить на полемические положения, сходства и различия в позициях авторов, выразив собственную точку зрения.

На основе изучения литературы по каждому разделу плана накапливается материал и составляется окончательный план курсовой работы, представляющий собой выделение узловых моментов темы.

Основная часть заканчивается анализом полученных в ходе теоретического изучения литературы результатов. Для этого необходимо сопоставить полученные результаты с теоретическими и практическими данными, полученными другими авторами, дать их интерпретацию, объяснить полученные данные.

Заключение – последовательное, логически стройное изложение итогов исследования и их соответствие общим целям и задачам, поставленным в работе. В Заключении указывается практическая значимость работы, дальнейшие перспективы исследования проблемы, предложения по внедрению результатов в практику. Выводы, обобщения, педагогические рекомендации должны соответствовать выдвинутым теоретическим положениям. Важнейшие требования к заключению – краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание Введения и основной части работы.

Список использованных источников оформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями ГОСТ 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», в строгом алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений, написанных коллективом авторов с использованием общей нумерации. В список включаются все использованные автором литературные и электронные источники, независимо от того, где они опубликованы, имеются ли в тексте ссылки на них.

Список литературы в курсовой работе должен быть достаточно представительным и содержать не менее 30-35 названий использованных источников.

Подбор источников следует начинать со знакомства с информационными, библиографическими и реферативными изданиями в каталоге фундаментальной библиотеки.

При оформлении списка литературы необходимо соблюдать ряд требований. Инициалы авторов пишутся после фамилии, иначе алфавитный порядок не будет выдержан.

Например:

Микляева, Н. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Академия, 2011.

Если необходимо включить в список несколько работ одного автора, то его фамилия повторяется, а произведения перечисляются в хронологическом порядке их выхода. Название коллективного сборника пишется в алфавитном порядке, после названия указывается фамилия редактора или составителя.

Например:

От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Если из журнала или сборника берется только одна статья, то сначала указывается ее автор, затем название статьи, название журнала или сборника полностью, год, номер журнала, страницы.

Например:

Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей в условиях модернизации дошкольного образования //Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе: Материалы международной научно-практической (заочной) конференции (24-25 октября 2012 г.). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - С. 24-28.

Приложение оформляется на отдельных листах и содержит исследовательские материалы, которые перегружают основной текст: анкеты, протоколы наблюдений, конспекты, таблицы, графики, диаграммы, детские рисунки, фотографии и др.

 Каждое приложение имеет свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. Объем приложения неограничен и не входит в обязательное число страниц курсовой работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: