Материалы и принадлежности

Л. Н. ФИЛОНОВА

ОБЪЕМНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Учебное пособие

 

КУРГАН 2019

УДК 744. 62 (075.8)

ББК 30. 117 я 73

Ф 55

 

Р е ц е н з е н т ы

зав.кафедрой архитектуры и графики ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева», кандидат архитектуры, доцент В. Л. Пунгин;

доцент Курганского института железнодорожного транспорта – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Кургане (КИЖТ УрГУПС), кандидат технических наук А. К. Остапчук.       

 

Печатается по решению методического совета Курганского государственного университета.

 

     Филонова Л. Н. Объемные изображения: учебное пособие / Л.Н. Филонова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 100 с.

 

В учебном пособии изложен основной теоретический материал по выполнению наглядных изображений. В содержание учебного пособия включены основные темы, изучаемые согласно рабочим программам дисциплин «Технический рисунок», «Перспектива», «Инженерная графика», а также даются рекомендации по выполнению практических заданий, приведены примеры графических работ студентов.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 54.03.01– «Дизайн (Графический дизайн)», 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)», 44.03.05 «Педагогическое образование (Технология и экономика)».

 

Рис. – 103, библиограф. – 9 назв.

 

 

ISBN УДК 744. 62 (075.8)
  ББК 30. 117 я 73

 

 

© Курганский государственный университет, 2019  
© Филонова Л.Н., 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………. 4
Материалы и принадлежности……………………………………... 5
Глава 1 Технический рисунок предмета………...…………………. 7
1.1 Особенности технического рисунка...……………………... 7
1.2 Рисование плоских фигур…………………………………… 10
1.3 Виды аксонометрических проекций………………………... 14
1.4 Рисование правильных многоугольников в аксонометрических проекциях………………..……………………………………...   17
1.5 Рисование аксонометрических проекций окружности…….. 25
1.6 Рисование геометрических тел и их комбинаций…………... 27
1.7 Нанесение светотени на поверхность предмета …………… 35
1.8 Анализ геометрической формы предмета………………… 44
1.9 Последовательность выполнения технического рисунка детали…………………………………………………………………   46
1.10 Выполнение выреза ¼ части детали………………………... 49
Глава 2. Изображения предметов на основе перспективы……….. 52
2.1 Основные элементы проекционного аппарата……………… 52
2.2 Построение перспективы плоской фигуры…………………. 53
2.3 Построение перспективы объемной фигуры………………... 60
2.4 Построение падающих теней в перспективе при солнечном и искусственном освещении……………………………………...   66
2.5 Перспективные масштабы……………………………………. 71
2.6 Построение перспективы объекта методом сеток………….. 76
Список литературы………………………………………………….. 86
Приложения………………………………………………………….. 87

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие адресовано обучающимся по направлениям подготовки 54.03.01–«Дизайн (Графический дизайн)», 44.03.04 «Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)», 44.03.05 «Педагогическое образование (Технология и экономика)» с целью углубления знаний в области аксонометрических проекций и перспективы (наглядного изображения предметов), развития пространственного представления, приобретения навыков технического рисования, развития глазомера, твердости руки.

В содержание учебного пособия включены основные темы, изучаемые согласно рабочим программам дисциплин «Технический рисунок», «Перспектива», «Инженерная графика».

Данные дисциплины позволяют формировать графическую культуру будущих дизайнеров и педагогов, повышают их профессиональное мастерство, что необходимо для активной педагогической и творческой деятельности. Кроме того, выполнение объемных изображений развивает образное мышление и пространственное представление студентов на основе приёмов анализа конструктивных особенностей формы предметов.

Первая глава посвящена приемам выполнения объемного изображения предмета на основе технического рисунка, рассмотрены правила и этапы построения плоских и объемных изображений, нанесения светотени на поверхность предмета.

Во второй главе рассматриваются общие понятия перспективы, способы построения перспективных изображений, общие сведения о теории теней.

После изучения ключевых тем вниманию студентов предлагаются вопросы для самоконтроля знаний, а в приложении содержатся задания для самостоятельного решения и примеры выполнения графических работ студентов.

Материалы и принадлежности

Для технических рисунков применяют чертежную бумагу обычного качества. Бумага глянцевая (меловая) для этой цели непригодна.

Рисунки выполняют на листах формата А4 (297х210). Во время рисования бумагу держат в одном положении, прикрепив ее кнопками к чертежной доске (мольберту). Для рисунков применяют мягкие графитные карандаши: М, 2М, 3М или В, 2В, 3В. Оттачивают карандаши на длину 20–25 мм в виде конуса. Пишущий стержень должен выступать из деревянной оправки на 6–8 мм (рисунок 1 а). Во время выполнения работы стержень карандаша быстро стачивается. Для того чтобы придать грифелю нужную форму, необходимо иметь под рукой кусок мелкозернистой наждачной бумаги, наклеенный на картон (рисунок 1 б).

 

а б
                          в

а – затачивание карандаша; б – мелкозернистая наждачная бумага;

в – щиток

Рисунок 1 – Инструменты для выполнения технического рисунка

Вспомогательные карандашные линии удаляют мягким ластиком. Пользоваться им следует как можно реже, желательно заканчивая работу над рисунком.

Чтобы удалить ластиком ненужную линию и не повредить соседние, применяют щиток из тонкой прозрачной пластинки с прорезями различных форм и размеров (рисунок 1 в). Щиток накладывают на рисунок так, чтобы ненужная линия находилась под прорезью, а затем удаляют ее ластиком.

Плоскость листа бумаги должна быть освещена так, чтобы на нее не падала тень от руки или каких-либо предметов.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК ПРЕДМЕТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: