L Определение и предмет психофизиологии

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.

- М.: "Приор-издат", 2003. - 176 с.

ISBN 5-9512-0021-0

Автор-составитель: Титов Вячеслав Александрович.

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучае­мым в гуманитарных вузах. Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Пси­хофизиология". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизиро­вать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фун­даментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор: Буланова А.Г. Корректор: Антонова Н.В. Верстка: Симончук С.А. Обложка: Хегай А.В.

ООО "Приор-издат"

г. Москва, Малый Татарский переулок, д.5, стр.1

Издание осуществлено совместно с ЗАО "Книга сервис"

http://www.xlibris.ru, e-mail: prior@knigotorg.ru

Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00

http://www.knigotorg.ru, e-mail: sales@knigotorg.ru

Подписано в печать а». •!• 2001. Заказ <1Л1       . Тираж 5001

Отпечатано в Подольском филиале ЧПК

142110, г. Подольск, ул. Кирова, 25.

ISBN 5-9512-0021-0

••••

3.

I, Психофизиология и ее взаимосвязь с другими дисциплинами

L Определение и предмет психофизиологии

2. Направления психофизиологии

3. Психофизиология и физическая психология

4. Психофизиология и нейропсихология

5. Психология и физиология высшей нервной деятельности

Психофизиология, или психологическая физиология - научная дисцип­лина, возникшая на стыке психологии и физиологии.

Предмет ее изучения - физиологические основы психической деятель­ности и поведения человека.

Термин "психофизиология" был предложен около 1830 г. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозна­чения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.).

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления:

психофизиология органов чувств; психофизиология организации движений; психофизиология памяти и обучения; психофизиология речи; психофизиология мотивации и эмоций и др.;

а также дифференциальная психофизиология, изучающая физиологи­ческие основы индивидуально-психических различий.

Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология - от­расль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.

Эта наука возникла в конце XIX в. как раздел экспериментальной пси­хологии. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих мето­ды и результаты исследований у физиологии человека.

Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по от­ношению к физиологической психологии проведено А.Р. Лурией (1973). По его определению, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности; она возникла в результате необхо­димости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведен­ческих характеристик человека с физиологическими процессами раз­ной степени сложности.

© "Приор", 2003 Л.С. Выготский первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив основную перспективу развития психофизиологии. Теоретико-экспериментальные основы этого направления образует те­ория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на по­нимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направ­ленные на достижение полезного приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип са­морегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечествен­ной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибер­нетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. Развитие этого направления в психофизиологии привело к возникнове­нию новой области исследований, именуемой системной психофизиоло­гией (В.Б. Швырков, 1988).

4. Психофизиология взаимосвязана с нейропсихологией - отраслью психоло­гической науки, сложившейся на стыке психологии, медицины (ней­рохирургии, неврологии), физиологии и направленной на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локаль­ных поражений головного мозга.

Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процес­сов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (в том числе компьютерная томография), которые позволяют исследовать моз­говую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объе­ме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой органи­зации психической деятельности не только в патологии, но и в норме.

5. В течение многих лет психофизиология полностью отождествлялась с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД), поскольку само по­нятие ВИД, введенное И.П. Павловым, было эквивалентно понятию "психическая деятельность".

Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных при­емов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, одна­ко, развитие тех исследований, которые не укладывались в "прокрусто­во ложе" физиологии ВНД. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.

С интенсивным развитием новой техники физиологического экспери­мента стал расширяться фронт экспериментальных исследований моз­говых механизмов психики и поведения человека и животных:

I/ метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) дал возможности заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе слож­нейших психических процессов;

1/ развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вжив­ленных электродов открыли новое направление исследований в психо­физиологии.

В связи с этим возникли проблемы, потребовавшие расширения тради­ционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретичес­ких и экспериментальных парадигм.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Изд-во У РАО, 1998. С. 3 - 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: