ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.
- М.: "Приор-издат", 2003. - 176 с.
ISBN 5-9512-0021-0
Автор-составитель: Титов Вячеслав Александрович.
Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах. Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Психофизиология". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.
Редактор: Буланова А.Г. Корректор: Антонова Н.В. Верстка: Симончук С.А. Обложка: Хегай А.В.
ООО "Приор-издат"
г. Москва, Малый Татарский переулок, д.5, стр.1
Издание осуществлено совместно с ЗАО "Книга сервис"
http://www.xlibris.ru, e-mail: prior@knigotorg.ru
Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00
http://www.knigotorg.ru, e-mail: sales@knigotorg.ru
Подписано в печать а». •!• 2001. Заказ <1Л1 . Тираж 5001
Отпечатано в Подольском филиале ЧПК
142110, г. Подольск, ул. Кирова, 25.
ISBN 5-9512-0021-0
••••
3.
I, Психофизиология и ее взаимосвязь с другими дисциплинами
L Определение и предмет психофизиологии
2. Направления психофизиологии
3. Психофизиология и физическая психология
4. Психофизиология и нейропсихология
5. Психология и физиология высшей нервной деятельности
Психофизиология, или психологическая физиология - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии.
Предмет ее изучения - физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин "психофизиология" был предложен около 1830 г. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.).
В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления:
психофизиология органов чувств; психофизиология организации движений; психофизиология памяти и обучения; психофизиология речи; психофизиология мотивации и эмоций и др.;
а также дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психических различий.
Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология - отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.
Эта наука возникла в конце XIX в. как раздел экспериментальной психологии. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека.
Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психологии проведено А.Р. Лурией (1973). По его определению, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности; она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.
© "Приор", 2003 Л.С. Выготский первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив основную перспективу развития психофизиологии. Теоретико-экспериментальные основы этого направления образует теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного приспособительного результата.
С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. Развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В.Б. Швырков, 1988).
4. Психофизиология взаимосвязана с нейропсихологией - отраслью психологической науки, сложившейся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии и направленной на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.
Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (в том числе компьютерная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме.
5. В течение многих лет психофизиология полностью отождествлялась с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД), поскольку само понятие ВИД, введенное И.П. Павловым, было эквивалентно понятию "психическая деятельность".
Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в "прокрустово ложе" физиологии ВНД. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.
С интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных:
I/ метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) дал возможности заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе сложнейших психических процессов;
1/ развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в психофизиологии.
В связи с этим возникли проблемы, потребовавшие расширения традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.
Использованные источники:
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Изд-во У РАО, 1998. С. 3 - 6.