Использованные источники

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 16-19.

Вопрос 5. Информационная парадигма

  1. Понятие компьютерной метафоры

Идея информационного подхода

1. Практически одновременно с внедрением системного подхода в психо­физиологию началась ее интенсивная компьютеризация.

Кроме технических новшеств, выразившихся в возможности резко рас­ширять объемы экспериментальных исследований и разнообразить спо­собы статистической обработки данных, она привела к возникновению феномена "компьютерной метафоры".

Смысл компьютерной метафоры состоит в том, что человек рассматри­вается как активный преобразователь информации, а его главным ана­логом считается компьютер.

Значение метафоры в изучении психологических и мозговых механиз­мов переработки информации выходит за рамки удачной аналогии. Фактически она создала новые исходные посылки для изучения этих механизмов.

2. Фундаментальную разработку идеи информационного подхода получи­ли в философских трудах Д.И. Дубровского (1986, 1990).

Теоретические аспекты применения информационной парадигмы он не ограничивает изучением природы когнитивного функционирования. С его точки зрения, информационная парадигма приобретает опреде­ляющее значение в анализе психофизиологической проблемы. Он под­черкивает, что понятие информации, условно говоря, является двумер­ным, поскольку фиксирует и содержание информации, и ее кодовую форму. Это дает возможность в едином концептуальном плане отразить и свойства содержания (семантические и' прагматические аспекты ин­формации), и свойства того материального носителя, в котором вопло­щена данная информация.

Впервые в отечественной психологии к понятию информации для изу­чения строения когнитивной сферы и анализа психофизиологической проблемы прибегнул Л.М. Веккер (1976). Он полагал, что информаци­онный подход может стать общей концептуальной основой для постро­ения единой теории психических процессов, охватывающих разные уров­ни и формы их организации.

Исходя из того, что психические процессы можно рассматривать как ча­стные формы информации, он считал необходимым использовать кибер­нетический понятийный аппарат для построения единой теории психи­ческих процессов.

По Веккеру, в соответствии с иерархической матрицей частных форм пространственно-временного изоморфизма сигналов по отношению к источнику организованы все виды образов:

• элементарные сенсорные;

• сенсорно-перцептивные;

• собственно перцептивные;

• вторичные (представления).

Инвариантное воспроизведение в сигналах-образах пространственно-повременной структуры их объектов и делает образы частной формой кодов.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 20 - 21.

Вопрос 6. Системный подход в психофизиологии

Реализация принципа целостности

2. Мозг как система систем

3. История проблемы

  В соответствии с одним из главных принципов системного подхода - принципом целостности - свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга или функциональные системы). В связи с этим появляется задача: связать отдельные структуры или элементы мозга в системные организации и определить новые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами.

Таким образом, применение системного подхода диктует необходимость сопоставлять психические явления не 'с частичными нейрофизиологи­ческими процессами, а с их целостной структурной организацией.

Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило мето­дологию и логику научных исследований.

В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой "сверхсистему", состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. В этой сверхсистеме выделяют­ся два уровня существования систем - микроуровень и макроуровень - и соответственно два типа систем - микро- и макросистемы. Микроуровень представляет собой совокупность популяций нервных кле­ток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль - вертикально органи­зованная колонка нейронов и их отростков.

Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросисте­мы, которые сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга; например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение, представляют разные макросистемы.

Методология системного подхода находит свое отражение в конкрет­ных экспериментальных исследованиях.

Уже в конце XIX в. - в основном в русле клинической неврологии -стали высказываться идеи о единстве функционирования частей мозга и связи этого единства с умственными возможностями человека.

Ф. Голтс (1881) утверждал, что местоположение ума следует искать во всех частях коры, точнее во всех отделах мозга.

Широкую известность получили проведенные в начале XX в. экспери­менты К. Лешли.

В отечественной науке одним из первых высказал идею системной орга­низации мозга Л.С. Выготский.

Новое направление - системная психофизиология (В.Б. Швырков, 1989) -ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, со­ставляющих и обеспечивающих психику и поведение человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: