- Методологическая основа психофизиологического описания поведения
- Механизмы достижения приспособительного результата.
- Типы ФС
- Афферентный синтез
- Акцептор результатов действия
- Значение теории ФС
1. В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина.
Функциональная система (ФС) - это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер взаимосодействия, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата.
ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.
2. Центральное место в ФС занимают результат деятельности и его оценка. Достичь результата - значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.
Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:
• афферентный (приносящий) синтез всей поступающей в нервную систему информации;
• принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;
• собственно действие;
• сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;
• коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.
3. Функциональные системы имеют разную специализацию: одни - осуществляют дыхание, другие - отвечают за движение, третьи - за питание и т. п.
ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности.
ФС имеют различное происхождение: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), другие индивидуальны и формируются прижизненно в процессе овладения опытом, составляя основу обучения.
ФС различаются по степени пластичности, то есть по способности менять составляющие их компоненты.
4. Афферентный синтез составляет начальную стадию каждого поведенческого акта, а следовательно, и начало работы ФС.
Эта стадия определяет все последующее поведение организма. Ее задача -собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды.
Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и определяет цель поведения.
Отбор такой информации зависит от цели поведения и предыдущего опыта, поэтому афферентный синтез всегда индивидуален.
На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов:
- мотивационного возбуждения;
- обстановочной афферентации, то есть информации о внешней среде (лат. afferens - приносящий);
- извлекаемых из памяти следов прошлого опыта.
Команда, представленная комплексом афферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.
5. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - центральный аппарат оценки результатов и параметров будущего действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.
В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные (лат. efferens -выносящий) сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация).
6. Начиная с первых своих шагов теория ФС получила признание со стороны естественнонаучно-ориентированной психологии.
В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978). Он считал, что внедрение теории ФС позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:
• произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;
• было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия; последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;
• было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия: "акцепторе" результатов действия.
Использованные источники:
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 12- 16. 1,
Вопрос 4. Системный подход к проблеме индивидуальности
1. Структура индивидуальности
Межуровневые связи
Системный подход к проблеме индивидуальности человека диктует необходимость рассматривать индивидуальность как систему особенностей человека и как индивида, и как организма, и как личности, то есть как иерархическую систему системных качеств.
Введение системного подхода позволило по-новому подойти к решению этой проблемы, выдвинув на первый план представление об индивидуальности и ее структуре.
Основные идеи и положения в этом направлении были сформулированы в трудах B.C. Мерлина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, И. В. Равич-Щербо, В.М. Русалова.
Различные подходы к структуре индивидуальности приводят к выделению разных, нередко достаточно дробных уровней и подуровней.
Например, К.К. Платонов предлагает выделять следующие органические уровни:
Ø сомато-морфологическую индивидуальность;
Ø биохимическую;
Ø физиологическую.
В психологической сфере он выделяет:
ü процессуальную психическую индивидуальность, в известной степени общую у человека и животных;
ü содержательную психическую индивидуальность, являющуюся продуктом его взаимодействия с миром;
ü социально-психологическую индивидуальность, третий психический уровень, свойственный только человеку.
В наиболее общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана В. С. Мерлиным.По его представлениям, понятия "индивид" (организм) и "личность" включаются в более обобщенное понятие "индивидуальность", которая рассматривается как иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития. Данная система охватывает все уровни существования индивидуальности - от свойств организма (биохимических, общесоматических, нейродинамических) через уровень индивидуальных психических свойств (психодинамических - свойств темперамента, психических свойств личности) к социально-психологическим индивидуальным свойствам. Сама интегральная индивидуальность определяется им как "целостная характеристика индивидуальных свойств человека".
2. Понятие связи является ключевым для системных исследований: предполагается, что системность объекта полнее всего раскрывается через его связи и их типологию.
Б.Ф. Ломов понятие связи выдвигает на первый план, предлагая рассматривать индивидуальность как "систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека".
По утверждению B.C. Мерлина, между уровнями имеются не только однозначные, но и многозначные связи, когда каждая характеристика одного уровня связана с многими характеристиками другого и наоборот.
Изучение межуровневых связей в структуре индивидуальности сопряжено с рядом проблем, среди которых в первую очередь проблема определения их направленности и установления причинно-следственных отношений.
Одним из широко распространенных в психофизиологии исследовательских приемов является установление связей путем вычисления корреляций между физиологическими (например, параметры энцефалограммы) и психологическими (например, показатели умственного развития) характеристиками.