Вопрос 3. Функциональная система как физиологическая основа поведения

 

  1. Методологическая основа психофизиологического описания поведения
  2. Механизмы достижения приспособительного результата.
  3. Типы ФС
  4. Афферентный синтез
  5. Акцептор результатов действия
  6. Значение теории ФС

 

1. В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование. Приспосо­бительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в каче­стве методологической основы психофизиологического описания поведе­ния используется теория функциональной системы П.К. Анохина.

Функциональная система (ФС) - это организация активности элемен­тов различной анатомической принадлежности, имеющая характер вза­имосодействия, которое направлено на достижение полезного приспо­собительного результата.

ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.

2. Центральное место в ФС занимают результат деятельности и его оцен­ка. Достичь результата - значит изменить соотношение между организ­мом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с по­мощью специфических механизмов, из которых наиболее важными яв­ляются:

• афферентный (приносящий) синтез всей поступающей в нервную сис­тему информации;

• принятие решения с одновременным формированием аппарата про­гнозирования результата в виде афферентной модели акцептора резуль­татов действия;

• собственно действие;

• сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора ре­зультатов действия и параметров выполненного действия;

  коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

3. Функциональные системы имеют разную специализацию: одни - осу­ществляют дыхание, другие - отвечают за движение, третьи - за пита­ние и т. п.

ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть раз­ной степени сложности.

ФС имеют различное происхождение: одни из них свойственны всем осо­бям данного вида (и даже других видов), другие индивидуальны и фор­мируются прижизненно в процессе овладения опытом, составляя осно­ву обучения.

ФС различаются по степени пластичности, то есть по способности ме­нять составляющие их компоненты.

4. Афферентный синтез составляет начальную стадию каждого поведен­ческого акта, а следовательно, и начало работы ФС.

Эта стадия определяет все последующее поведение организма. Ее задача -собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды.

Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и определяет цель поведения.

Отбор такой информации зависит от цели поведения и предыдущего опыта, поэтому афферентный синтез всегда индивидуален.

На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов:

- мотивационного возбуждения;

- обстановочной афферентации, то есть информации о внешней среде (лат. afferens - приносящий);

- извлекаемых из памяти следов прошлого опыта.

Команда, представленная комплексом афферентных возбуждений, на­правляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

 

5. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - цен­тральный аппарат оценки результатов и параметров будущего действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные (лат. efferens -выносящий) сигналы к нервным и моторным структурам, обес­печивающим достижение необходимой цели. Об успешности или не­успешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация).

6. Начиная с первых своих шагов теория ФС получила признание со сто­роны естественнонаучно-ориентированной психологии.

В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отече­ственной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978). Он счи­тал, что внедрение теории ФС позволяет по-новому подойти к реше­нию многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:

• произошла замена упрощенного понимания стимула как единственно­го возбудителя поведения более сложными представлениями о факто­рах, определяющих поведение, с включением в их число моделей по­требного будущего или образа ожидаемого результата;

• было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия; после­днее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее пове­дение зависит от успехов выполненного действия;

• было введено представление о новом функциональном аппарате, осу­ществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата с эф­фектом реального действия: "акцепторе" результатов действия.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 12- 16. 1,

 

Вопрос 4. Системный подход к проблеме индивидуальности

1. Структура индивидуальности

Межуровневые связи

Системный подход к проблеме индивидуальности человека диктует необ­ходимость рассматривать индивидуальность как систему особенностей человека и как индивида, и как организма, и как личности, то есть как иерархическую систему системных качеств.

Введение системного подхода позволило по-новому подойти к реше­нию этой проблемы, выдвинув на первый план представление об инди­видуальности и ее структуре.

Основные идеи и положения в этом направлении были сформулирова­ны в трудах B.C. Мерлина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, И. В. Равич-Щербо, В.М. Русалова.

Различные подходы к структуре индивидуальности приводят к выделе­нию разных, нередко достаточно дробных уровней и подуровней.

Например, К.К. Платонов предлагает выделять следующие органичес­кие уровни:

Ø сомато-морфологическую индивидуальность;

Ø биохимическую;

Ø физиологическую.

В психологической сфере он выделяет:

ü процессуальную психическую индивидуальность, в известной степени общую у человека и животных;

ü содержательную психическую индивидуальность, являющуюся продук­том его взаимодействия с миром;

ü социально-психологическую индивидуальность, третий психический уровень, свойственный только человеку.

В наиболее общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана В. С. Мерлиным.По его представлениям, понятия "индивид" (организм) и "личность" вклю­чаются в более обобщенное понятие "индивидуальность", которая рассматривается как иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития. Данная система охватывает все уровни существования индивидуальности - от свойств организма (биохимических, общесома­тических, нейродинамических) через уровень индивидуальных психи­ческих свойств (психодинамических - свойств темперамента, психичес­ких свойств личности) к социально-психологическим индивидуальным свойствам. Сама интегральная индивидуальность определяется им как "це­лостная характеристика индивидуальных свойств человека".

2. Понятие связи является ключевым для системных исследований: пред­полагается, что системность объекта полнее всего раскрывается через его связи и их типологию.

Б.Ф. Ломов понятие связи выдвигает на первый план, предлагая рас­сматривать индивидуальность как "систему многомерных и многоуров­невых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека".

По утверждению B.C. Мерлина, между уровнями имеются не только од­нозначные, но и многозначные связи, когда каждая характеристика од­ного уровня связана с многими характеристиками другого и наоборот.

Изучение межуровневых связей в структуре индивидуальности сопряжено с рядом проблем, среди которых в первую очередь проблема определения их направленности и установления причинно-следственных отношений.

Одним из широко распространенных в психофизиологии исследователь­ских приемов является установление связей путем вычисления корреля­ций между физиологическими (например, параметры энцефалограммы) и психологическими (например, показатели умственного развития) характеристиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: