1. Исследования П.В. Симонова и Б.М. Русалова
2. Кросскулътурные исследования индивидуальности
1. Главный компонент модели поведения, использованной П.В. Симоновым, был связан с разработанной им информационной теорией эмоций (1975, 1981, 1987). Согласно данной теории эмоция является результатом взаимодействия двух факторов: силы и качества действующей потребности (мотива) и субъективной оценки возможности (вероятности) удовлетворения этой потребности. Поведение представляет собой форму активности, которая изменяет вероятность и продолжительность контактов субъекта с внешним объектом, который может удовлетворить потребность индивида. Симонов указывает на специфику разных структур мозга (лобной коры, гиппокампа, амигдалы и гипоталамуса) в организации поведения. Он отмечает, что особенности взаимодействия между этими структурами в процессе организации поведения могут непосредственно относиться к темпераменту.
В конце 1980-х гг. с целью формирования новой стратегии исследования природы индивидуально-психологических различий между людьми В.М. Русалов разработал методику опросного типа для оценки ведущих параметров темперамента - "Опросник структуры темперамента" (ОСТ).
|
|
Предложенная им восьмимерная структура темперамента включала следующие параметры:
социальная эргичность;
социальная пластичность;
социальный темп;
социальная эмоциональность;
предметная эргичность;
предметная пластичность;
предметный темп;
предметная эмоциональность.
В качестве теоретической основы данной разработки Русалов использовал концепцию системной организации деятельности мозга, предложенную П. К. Анохиным. В соответствии с этой концепцией поведение человека, являясь результатом взаимодействия между организмом и средой, представляет собой последовательность (континуум) поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и осуществляется как система, со-
стоящая из четырех блоков:
- афферентный синтез;
- принятие решения (формирование программы и акцептора результата действия);
- реализация действия;
- обратная связь, обеспечивающая сличение предвиденных и реальных
параметров результата.
Эти блоки образуют универсальную функциональную метасистему, которая лежит в основе любого действия и поведенческого акта.
В последние годы в дифференциальной психофизиологии начала применяться методология кросскультурного исследования.
Кросскультурные дифференциально-психофизиологические исследования
позволяют решить две основные задачи:
- описание специфичности психологических феноменов и (или) форм поведения, обусловленной особенностями конкретной культурной среды;
- выявление сходства и идентичности (универсальности) психологических феноменов и (или) форм поведения в разных культурах.
Вторая задача прямо связана с разработкой центральной для дифференциальной психофизиологии проблемы выделения природно детерминированных целостных характеристик индивидуальности.
|
|
Успешность создания кросскультурно эквивалентного психодиагностического инструментария зависит от того, учитываются ли соотношения между специфическими и универсальными аспектами исследуемого психологического феномена.
Эффективная стратегия создания психометрических процедур диагностики свойств темперамента, которая учитывает эти соотношения, была предложена Я. Стреляу и А. Англяйтнером (1990) и использовалась при разработке эквивалентной русскоязычной формы пересмотренной версии "Темпераментального опросника Стреляу" (ТОС-П) (1993).
Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 373 - 377.
Вопрос 91. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности и профпригодность
/. Актуальность психофизиологического анализа профессиональной деятельности