Вопрос 90. Исследования поведения и индивидуальности

1. Исследования П.В. Симонова и Б.М. Русалова

2. Кросскулътурные исследования индивидуальности

1. Главный компонент модели поведения, использованной П.В. Симоновым, был связан с разработанной им информационной теорией эмоций (1975, 1981, 1987). Согласно данной теории эмоция является результатом взаи­модействия двух факторов: силы и качества действующей потребности (мо­тива) и субъективной оценки возможности (вероятности) удовлетворе­ния этой потребности. Поведение представляет собой форму активности, которая изменяет вероятность и продолжительность контактов субъекта с внешним объектом, который может удовлетворить потребность индивида. Симонов указывает на специфику разных структур мозга (лобной коры, гиппокампа, амигдалы и гипоталамуса) в организации поведения. Он отмечает, что особенности взаимодействия между этими структурами в процессе организации поведения могут непосредственно относиться к темпераменту.

В конце 1980-х гг. с целью формирования новой стратегии исследования природы индивидуально-психологических различий между людьми В.М. Русалов разработал методику опросного типа для оценки ведущих пара­метров темперамента - "Опросник структуры темперамента" (ОСТ).

Предложенная им восьмимерная структура темперамента включала сле­дующие параметры:

социальная эргичность;

социальная пластичность;

социальный темп;

социальная эмоциональность;

предметная эргичность;

предметная пластичность;

предметный темп;

предметная эмоциональность.

В качестве теоретической основы данной разработки Русалов использовал концепцию системной организации деятельности мозга, предложенную П. К. Анохиным. В соответствии с этой концепцией поведение человека, являясь результатом взаимодействия между организмом и средой, представляет собой последовательность (континуум) поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и осуществляется как система, со-

стоящая из четырех блоков:

  • афферентный синтез;
  • принятие решения (формирование программы и акцептора результата действия);
  • реализация действия;
  • обратная связь, обеспечивающая сличение предвиденных и реальных

параметров результата.

Эти блоки образуют универсальную функциональную метасистему, которая лежит в основе любого действия и поведенческого акта.

В последние годы в дифференциальной психофизиологии начала применяться методология кросскультурного исследования.

Кросскультурные дифференциально-психофизиологические исследования

позволяют решить две основные задачи:

  • описание специфичности психологических феноменов и (или) форм поведения, обусловленной особенностями конкретной культурной среды;
  • выявление сходства и идентичности (универсальности) психологических феноменов и (или) форм поведения в разных культурах.

Вторая задача прямо связана с разработкой центральной для дифференциальной психофизиологии проблемы выделения природно детерминированных целостных характеристик индивидуальности.

Успешность создания кросскультурно эквивалентного психодиагностического инструментария зависит от того, учитываются ли соотношения между специфическими и универсальными аспектами исследуемого психологического феномена.

Эффективная стратегия создания психометрических процедур диагностики свойств темперамента, которая учитывает эти соотношения, была предложена Я. Стреляу и А. Англяйтнером (1990) и использовалась при разработке эквивалентной русскоязычной формы пересмотренной вер­сии "Темпераментального опросника Стреляу" (ТОС-П) (1993).

Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 373 - 377.

 

Вопрос 91. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности и профпригодность

/. Актуальность психофизиологического анализа профессиональной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow