Вопрос 87. Вызванные потенциалы головного мозга

  1. Понятие ВП
  2. Уровни анализа ВП
  3.  ВП как единица психофизиологического анализа

1. Вызванные потенциалы (ВП) - биоэлектрические колебания, возника­ющие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия. У человека ВП обычно включены в ЭЭГ, но на фоне спонтанной био­электрической активности трудно различимы. В связи с этим регистрация ВП осуществляется специальными техническими устройствами, которые позволяют выделять полезный сигнал из шума путем последовательного его накопления, или суммации. При этом суммируется некоторое число отрезков ЭЭГ, приуроченных к началу действия раздражителя. Способы выделения сигнала из шума позволяют отмечать в записи ЭЭГ изменения потенциала, которые достаточно строго связаны во времени с любым фиксированным собьггием. В связи с этим появилось новое обозначение этого круга физиологических явлений - событийно-связан­ные потенциалы (ССП). Эти потенциалы представляют собой последо­вательность позитивных и негативных колебаний, регистрируемых, как правило, в интервале от 0 до 500 мс. В ряде случаев возможны и более поздние колебания - в интервале до 1000 мс. Примерами здесь служат:

  колебания, связанные с активностью двигательной коры (моторный по­тенциал, или потенциал, связанный с движением);

• потенциал, связанный с намерением произвести определенное действие (так называемая Е-волна);

• потенциал, возникающий при пропуске ожидаемого стимула.

В исследовании ВП (ССП) можно выделить три уровня анализа:

феноменологический уровень - включает описание ВП как многокомпо­нентной реакции с анализом конфигурации, компонентного состава и топографических особенностей;

физиологический - на этом уровне анализа происходит выделение источ­ников генерации компонентов ВП, то есть решается вопрос о том, в каких структурах мозга возникают отдельные компоненты ВП. Локали­зация источников генерации ВП позволяет установить роль отдельных корковых и подкорковых образований в происхождении тех или иных компонентов ВП. Наиболее признанным здесь является деление ВП на экзогенные и эндогенные компоненты. Первые отражают активность спе­цифических проводящих путей и зон, вторые - неспецифических ассо­циативных проводящих систем мозга;

функциональный - предполагает использование ВП как инструмента, по­зволяющего изучать физиологические механизмы поведения и познава­тельной деятельности человека и животных.

3. Признаки единицы анализа:

•  объект анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основ­ными свойствами, присущими целому, причем свойства являются далее не разложимыми частями этого единства;

• минимальное образование, в котором непосредственно представлены су­щественные связи и существенные для данной задачи параметры объекта;

• эта единица сама должна быть единым целым, своего рода системой, дальнейшее разложение которой на элементы лишит ее возможности представлять целое как таковое;

• обязательным признаком единицы анализа является также то, что ее можно операционализировать, то есть она допускает измерение и коли­чественную обработку.

Если рассматривать психофизиологический анализ как метод изучения мозговых механизмов психической деятельности, то вызванные потен­циалы отвечают большинству требований, которые могут быть предъяв­лены единице такого анализа'.

• во-первых, ВП следует квалифицировать как психонервную реакцию, то есть такую, которая прямо связана с процессами психического отраже­ния;

• во-вторых, ВП - это реакция, состоящая из ряда компонентов, непре­рывно связанных между собой. Таким образом, она структурно одно­родна и может быть операционализирована, то есть имеет количествен­ные характеристики в виде параметров отдельных компонентов.

В наиболее выпуклой форме идеи о целостности и системности ВП как корреляте поведенческого акта нашли отражение в исследованиях В.Б. Швыркова.

ВП имеют уникальный в своем роде двойной статус, выступая в одно и то же время как "окно в мозг" и как "окно в познавательные процессы".

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 34 - 37.»

Вопрос 88. Концепция свойств нервной системы

Проблема индивидуально-психологических различий

Б.М. Теплов о свойствах нервной системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: