Интегральная индивидуальность и ее структура

1. Для экспериментальной проверки развиваемых представлений о свойствах нервной системы и их психологических проявлениях В.Д. Небылицын провел исследование физиологических основ интеллектуальной и психомоторной активности (в сотрудничестве с А.И. Крупновым и В.Д Мозговым).

Параметры интеллектуальной и психомоторной активности оценивали при помощи простых экспериментальных показателей, которые характеризовали:

• индивидуальный темп действий;

• склонность индивида к разнообразию действий;

• потребность индивида в напряженной деятельности.

Было обнаружено, что все параметры активности (как интеллектуальной, так и психомоторной) коррелировали преимущественно с ЭЭГ - индикатарами активации в передних областях головного мозга. Основываясь на идеях В.Д. Небылицына и П.К. Анохина, В.М. Русалов предложил концепцию трехуровневой структуры свойств нервной системы:

• уровень нейронов;

• уровень комплексов структур мозга;

• уровень свойств целого мозга, отражающих функциональные параметры интеграции нервных процессов в целом мозге.

Первые два уровня предложены Небылицыным, третий ввел Русалов (1979). Он отмечал, что этот уровень является наиболее важным для анализа физиологических основ индивидуальных различий в формально-динамических параметрах поведения (включая особенности темперамента и общих способностей).

А. И. Крупновым и В.Д. Мозговым были проанализированы разные уровни активности (интеллектуальной и психомоторной) изолированно друг от друга. Активность рассматривалась упрощенно как синдром ряда ин­дексов и оценивалась суммарно по совокупности характеристик скорос­ти, разнообразию и напряженности совершаемых действий. М.В. Бодунов высказал предположение об относительной независимос­ти основных динамических аспектов данного параметра, обусловлен­ной его многомерной природой.

Количественно оценивались при помощи специальных эксперименталь­ных процедур в психомоторной и интеллектуальной сферах индивиду­ально устойчивые особенности трех главных аспектов активности'.

• индивидуальный темп;

• склонность к напряженной деятельности;

• тенденция к разнообразию действий.

Были выявлены следующие факторы динамической стороны интеллек­туальной активности:

скоростной, лежащий в основе индивидуального темпа умственной де­ятельности;

эргический (от греческого эргон - работа), характеризующий склонность к напряженной деятельности;

вариационный, проявляющийся в тенденции к разнообразию и новизне.

В психомоторной активности было выделено два фактора:

• скоростной;

• эргический.

Общие факторы ЭЭГ отражают существенные параметры интегративной деятельности мозга, которые оказывают влияние на особенности проявления активности как важнейшей характеристики индивидуаль­ности.

Исследование активности получило дальнейшее развитие в работах А.И. Крупнова и его коллег. Крупнов был первым среди отечественных дифференциальных психофизиологов, кто включил в анализ коммуни­кативный аспект активности (наряду с интеллектуальным и психомотор­ным аспектами). Используя специально разработанную программу наблюдения за социальным поведением испытуемого, Крупнов смог оценить,

проявления коммуникативной активности по следующим показателям;)

• потребность в социальных контактах;

• коммуникативная инициатива;

• устойчивость социальных контактов и количества партнеров в социаль-3 ном поведении.

Было обнаружено, что все индексы (кроме устойчивости социальных контактов) коррелировали друг с другом. Крупнов высказал предположение, согласно которому устойчивость об­щения (стабильность социальных контактов) более тесно связана   содержательным аспектом активности, чем с ее динамическим аспектом. Он использовал методы оценки особенностей эмоциональности, которые позволяли оценивать проявление трех основных эмоций:

• гнева;

• радости;

• страха.

Наибольшее количество значимых корреляций было обнаружено, с од­ной стороны, между параметрами активности в разных сферах, а с дру­гой - между параметрами интенсивности эмоции радости. Преобладание эмоции страха коррелировало отрицательно с индикато­рами коммуникативной активности и положительно - с вариабельностью психомоторных и интеллектуальных операций. Схожие результаты были получены в случае эмоции гнева. В целом результаты продемонстрировали существование тесных и довольно сложных взаимоотношений между формальными характеристи­ками паттерна основных эмоций и проявлениями активности как свой­ства темперамента.

2. Подобно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну, B.C. Мерлин рассматривал темперамент как структуру, относящуюся к формально-динамическому аспекту индивидуального поведения, относительно независимому от его содержательного аспекта.

Основываясь на принципах системного анализа, Мерлин различал сле­дующие уровни в структуре индивидуальности:

• первый - биохимический;

• второй - соматический;

• третий - нейродинамический (свойства нервной системы);

• четвертый - психодинамический (темперамент);

• пятый - свойства личности;

• шестой - социальные роли.

В структуре темперамента Мерлин различал следующие ортогональные измерения:

• экстраверсию;

• психодинамическую тревожность;

• реактивность;

• импульсивность;

• активность;

• эмоциональную устойчивость;

• эмоциональную возбудимость;

• ригидность.

Мерлин и его коллеги разработали серию экспериментальных процедур для оценивания этих характеристик темперамента.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 368 - 373.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: