- Появление психического
- Место человека в эволюционной пирамиде
- Регуляторные зоны
- Психологическая классификация животных
Наиболее принятой в настоящее время точкой зрения является та, что психическое - атрибут живых систем, а неживая природа, включая созданные людьми сложные устройства, психикой не обладает.
Несмотря на существующее разнообразие мнений о моменте появления психики, наблюдается сходство мнений по поводу того, что появление в эволюции человека явилось началом кардинальных изменений в соотношениях организма со средой и сопровождалось изменениями в психике.
I. Вне зависимости от уровня эволюционного развития, по каким бы критериям сложности ни проводилось сравнение ныне живущих животных, придется согласиться, что "все животные, от наиболее просто организованных до самых сложных, вписаны в их уникальные миры одинаково полно. Простой мир соответствует простым животным, а хорошо структурированный мир - сложным".
Усложнение субъективного мира и принципиальное увеличение приспособительных потенций в эволюционном ряду оказались обусловлены появлением и развитием нервной системы.
|
|
154
Значительно большие, даже по сравнению с другими приматами, возможности приспособления человека к действию многообразных и сильных по интенсивности неблагоприятных факторов среды тоже главным образом связаны с особенностями организации его мозга. Безусловно, важным оказалось и другое, а именно, что структурные изменения мозга, обусловившие появление специфически человеческих особенностей, произошли у предшественников человека, к этому времени уже "приобретших" плаценту и молочные железы, видоизмененные кости таза, стоп и кистей рук, особенное строение артикуляционного аппарата. Все это в комплексе и позволило человеку занять вершину эволюционной пирамиды.
3. Современные данные об эволюции животных указывают на расхождение линий эволюции и развитие параллельных линий, в том числе и среди млекопитающих, и среди приматов.
Считается, что процессы развития находятся под генетическим контролем и что эволюцию следует рассматривать как результат изменений в генах, регулирующих онтогенез (регуляторных генов), что морфогенез, тем самым и морфологическая эволюция (появление новых групп организмов) связаны с этими изменениями, а не с изменениями структурных генов. Аргументы в пользу морфогенеза за счет регуляторных генов'.
• данные, свидетельствующие о том, что морфологическая эволюция слабо коррелирует с молекулярной эволюцией (эволюцией белков);
• данные об отсутствии корреляции между сложностью организации животного и величиной генома;
|
|
• наблюдаемые различия в величине генома у близкородственных животных, которые имеют сходную морфологическую сложность;
• а также то, что количество генов в геноме гораздо выше количества экс-
«прессируемых (функционирующих) генов. Регуляторные гены являются "переключателями" между альтернативными путями развития, и количество их относительно невелико. Они функционируют на протяжении всего процесса развития, управляя процессом онтогенеза тремя различными способами:
• регулируя время наступления тех или иных событий;
• делая выбор из двух возможностей, тем самым определяя судьбу клеток и частей зародышей;
• интегрируя экспрессию структурных генов и обеспечивая создание стабильных дифференцированных тканей.
4. Наряду с зоологическими существуют и психологические классификации животных.
Одной из них является классификация К.Э. Фабри, для создания которой он использовал представления А.Н. Леонтьева о "психике как форме
155 отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды", а в качестве уровней развития психики выделил уровень элементарной сенсорной психики и уровень перцептивной психики, граница между которыми проходит на уровне членистоногих, головоногих и хордовых, хотя оказалось, что не все крупные таксоны укладываются в эти рамки.
Для высших позвоночных в этой классификации имеется стадия интеллекта, притом отмечаются принципиальные различия между интеллектом животных и людей, заключающиеся в том, что мышление животных всегда имеет конкретно-чувственный характер и осуществляется через действия с предметами.
Использованные источники:
Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 395 - 401.
Вonpoc 96, Системно-эволюционные представления о мозге, поведении и психике