1, На молекулярном уровне специфичность каждой из клеток организма создается составом белков, из которых она построена и которые обеспечивают ее функции. Эти белки синтезируются за счет активности генов в составе ДНК, содержащейся в ядре клетки, - в геноме организма. Синтез белка посредством считывания информации с гена в виде молекулы матричной РНК (мРНК) и ее трансляции в белковую молекулу называется экспрессией гена.
В каждой клетке экспрессируются далеко не все гены, а только определенная их часть, которая и определяет молекулярную специфику ее композиции и функций. Обычно для построения того или иного органа достаточно экспрессии в его клетках лишь нескольких процентов от общего числа генов в геноме.
Продукты многих мозгоспецифических генов подвержены альтернативному сплайсингу - экспрессия гена в разных клетках может давать различные белки за счет использования разной комбинации функциональных блоков одного и того же гена.
У человека как минимум каждый второй ген связан с обеспечением той или иной функции нервной системы.
|
|
Одно из важных открытий молекулярной генетики последних лет состоит в том, что не все гены организма, по-видимому, имели одинаковое значение в механизмах эволюции. Наиболее существенную роль в эволюции органов, в том числе и нервной системы, вероятно, играли те же самые гены, которые контролируют и критические стороны развития этих структур, - так называемые "селекторные" гены (в терминах разделения генов на "селекторные", регулирующие развитие, и "реализаторные", которые в конечном счете обеспечивают построение структур). Часто эти гены кодируют транскрипционные факторы - белки, регулирующие экспрессию других генов.
Новые данные молекулярной генетики дают основание считать, что граница между развитием нервной системы и научением в действительности
гораздо менее отчетлива, чем это считалось ранее: на молекулярном уровне научение выступает как продолжающийся процесс развития.
1. Для решения проблемы нейроэволюции требуется единая теория, которая бы связывала:
• эмбриологию,
• морфологию,
• физиологию;
• психологию.
В эволюции мозга, как и других органов тела, критическую роль играли регуляторные гены, определяющие процессы эмбрионального развития. По-видимому, к таким генам относятся прежде всего гены различных транскрипционных факторов и морфорегуляторных молекул. Но в отличие от других соматических органов в созревшем мозге многие из этих генов вновь активируются - в ситуациях новизны и научения. Вследствие этой реактивации нейроны фиксируют свое участие во вновь образующихся функциональных системах за счет долговременного изменения своих синаптических связей. В результате в нервной системе морфогенез по сути никогда не прекращается.
|
|
Таким образом, в отношении мозга оказываются тесно связанными на уровне механизмов регуляции экспрессии генов две фазы эволюционного цикла:
• созревание (первичный системогенез) и
• адаптивные модификации (вторичный системогенез) функциональных систем, обеспечивающих дифференциальное выживание.
Такое сходство естественно заставляет думать об интенсивных эволюционных взаимодействиях и переходах между двумя этими доменами.
Есть основания полагать, что именно на путях исследования этих взаимодействий может быть получен ответ на один из наиболее сложных и захватывающих вопросов современной науки: как в ходе филогенеза мозг стал органом, определяющим эволюцию генома?
В решении этого вопроса критическую роль играет то, что на стадии вторичного системогенеза экспрессия генов в мозге оказывается под контролем системных когнитивных процессов, эффективность которых постоянно оценивается естественным отбором.
Использованные источники:
Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 408 - 427.
Шизофрения