double arrow

Анализ электронного ресурса Центра Занятости Населения г. Магнитогорска


Рынок труда России, как и в других странах с переходным типом экономики, оказался под воздействием целого ряда не только циклических и структурных, но и системных факторов, которые привели к фундаментальным изменениям в обществе и экономике в целом. Воздействие всех этих факторов на рынок труда еще недостаточно изучено. Поэтому прямое сравнение процессов в экономиках трансформационного типа со странами развитого рынка со сложившимися структурами не вполне правомерно. Процесс перехода к рыночным отношениям еще далек от завершения. Тем не менее, у этих стран много общего в развитии рынка труда и в политике занятости. Из 172 стран, в которых существуют программы социальной защиты, только в 68 предусмотрены пособия по безработице. Еще меньше государств, где службы занятости оказывают помощь безработным в переподготовке или трудоустройстве, хотя число таких стран возрастает. Концепция активной политики на рынке труда достаточно нова и для Западной Европы. Она была разработана лишь в середине 60-х годов. Российский закон о занятости послужил основой для соответствующих законов для большинства других стран СНГ. Тем не менее, Россия является одним из немногих государств переходного типа, где соответствующее законодательство претерпело лишь незначительные изменения. Большинство других стран, в основном по причинам финансовых ограничений, гораздо раньше сократили объем финансирования услуг, оказываемых службами занятости, в том числе период выплаты пособия по безработице и его размеры. Некоторые страны изначально установили достаточно низкие социальные гарантии безработным и, в частности, ввели единое фиксированное пособие, не зависящее от прежнего заработка. Доверие к службе занятости в России выше, чем, например, в Прибалтийских странах, где менее 30 % безработных обращаются в службы занятости. Службы занятости в России регистрируют достаточно высокую долю имеющихся вакансий, по крайней мере в формальном секторе экономики – по оценкам, около половины всех вакансий. В других странах переходного типа, по которым имеются данные, эта доля намного ниже – до одной трети и менее. В мировой практике существует разнообразный опыт финансирования программ занятости. В некоторых странах соответствующие программы финансируются из общих бюджетных доходов государства, например, в Австралии, Новой Зеландии, Эстонии и др. В этих странах соответствующие пособия скорее имеют форму социальной помощи безработным. В некоторых государствах используется смешанное финансирование. Например, в Венгрии активные программы финансируются из бюджета страны, а пассивные меры, включая пособия по безработице – за счет налогов на фонд оплаты труда и заработков работающих. В других странах – в Бельгии, Дании, Германии, Ирландии и др. – государственный бюджет может взять на себя покрытие дефицита Фонда занятости. Но в большинстве случаев Фонд занятости формируется за счет налогов на фонд оплаты труда, вносимых работодателем, заработков работников или же комбинации этих двух источников. Все перечисленные системы имеют свои преимущества и недостатки. В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей. Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются. Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26. Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы хотят на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств. К концу 90-х годов в США пройдут переквалификацию или будут обучаться около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. В время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется «политика доходов», активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эммигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки








 







Сейчас читают про: