Содержание и оформление дипломной работы

 

Дипломная работа должна отличаться органическим единством содержания и строгой логикой изложения. Сделанные автором работы выводы должны обеспечивать завершенность исследования.

Объем дипломной работы — 60- 72 страниц без приложений.

Дипломная работа должна включать элементы, приведенные в табл. 1.

 

Таблица 1 – Элементы дипломной работы

Наименование и компоновка элементов дипломной работы Количество страниц
1. Титульный лист (приложение В) 1
2. Задание(приложение А)   2-3
3. Аннотация(приложение Г)   1
3. Оглавление (содержание) работы(приложение Д) 2
4. Введение 2-3
5. Аналитическая часть 15-20
6. Технологическая часть 20-25
7. Коммуникативная часть 12-17
8. Безопасность процессов оказания услуг 7-12
9. Экономическая часть 15-20
6. Заключение 2-3
7. Список использованной литературы 2
8. Приложения (дополнительные материалы) 20-30

Работа открывается титульным листом, на котором необходимо указать:

наименование учебного заведения, подразделения и направлению;

наименование темы и год выполнения;

фамилию, имя, отчество исполнителя дипломной работы;

специальность, курс, группу;

фамилию, инициалы, ученую степень, звание научного руководителя.

Оглавление работы представляет наименование глав (должны включать не менее двух глав), а также введение, заключение, список использованной литературы и приложения (в случае их необходимости). Каждое наименование должно сопровождаться указанием номера страницы.

Во введении обосновывается необходимость разработки данной темы, раскрывается ее актуальность для предприятия и его деятельности; степень ее новизны; теоретическая и практическая значимость, цель и задачи исследования, а также основные источники. Актуальность темы подтверждается ссылками на статистику, законы, указы, постановления законодательных и исполнительных органов власти РФ по рассматриваемой теме. Обосновывается выбор объекта исследования (фирмы и ее деятельности и др.). Отмечается место данного объекта в системе или производственной деятельности компании. Доказывается важность темы для данного объекта. В конце введения четко формулируется конкретная цель (цели) дипломной работы.

Основная часть дипломной работы содержит, как правило, пять глав, каждая из которых в свою очередь включает параграфы.

4.1. Аналитическая часть

Представляет собой исследование, посвященное разработке дипломной работы. Структура аналитической части существенно зависит от выбранной студентом темы и должна быть согласована с руководителем дипломной работы.

Целью этой части является анализ предметной области, изучение проблем, разработка и обоснование предложений по решению этих проблем. Анализ предметной области должен быть выполнен с использованием методик, изученных студентом в ходе обучения.

Основное содержание данной части ДР должно включать: анализ рынка автосервисных услуг в городе(районе); факторы, влияющие на спрос (структура парка автомобилей (марки, количество, годовой пробег), характеристика конкурентов по основным конкурентообразующим признакам (объем предоставляемых услуг, виды услуг, их качество, оснащенность предприятия, режим работы, место расположения)); обоснование выбора предоставляемой услуги на основе изучения рынка; выбор места предоставления услуги (расположения СТО); цели и задачи ДР.

Анализ рынка автосервисных услуг свидетельствует о том, что прогнозирование предложений и спроса на услуги этой отрасли является очень сложной задачей. Уровень предложений и спроса на услуги автосервиса зависит от многих факторов:

парка автомобилей, находящихся в личном пользовании и собственности граждан. Его общая численность и структурные характеристики — распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега с начала эксплуатации, срок службы, оценка общего технического состояния;

уровня организации автотехобслуживания — количества станций технического обслуживания и других предприятий отрасли, их производственных возможностей, номенклатуры и комплексности производственных работ;

времени обслуживания клиента, зависящего от пропускной способности постов по каждому виду технического обслуживания и ремонта;

удобства для клиента размещения сети автосервисных услуг; резервов запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи);

среднего уровня качества производимых работ, а также ряда экономических показателей — цены на услуги и запасные части, обеспеченности ресурсами и т. д.;

состояния дорожной сети, протяженности и плотности, автомобильных дорог и их состояния, интенсивности дорожного движения, размещения автосервисного предприятия (АСП) на территории города, района, области;

комплекса социальных условий — демографической характеристики населения, структуры занятости с дифференциацией по уровням доходов, квалификации владельцев автомобилей как водителей, уровня их технического образования, навыков, склонности к самообслуживанию, транспортной подвижности населения, соблюдения экологических требований к размещению предприятий автосервиса и т.п.

Важной особенностью анализа конкурентов является детальная проработка по каждому из исследуемых направлений. Чем более подробной будет разработка каждого элемента, тем больше вероятность выявления специфических особенностей данного конкурента.

Основой, на которой возможно построение системы критериев оценки конкурентов, являются следующие направления:

месторасположение АСП;

ценообразование;

ассортимент услуг и запчастей в наличии;

технологическая оснастка АСП;

срок исполнения услуг и доставки запчастей на заказ;

уровень технологии обслуживания клиента (культура обслуживания);

уровень технологии управления запасами;

квалификация персонала;

качество обслуживания и ремонта;

имидж;

режим работы;

правовая защита клиентов и реакция со стороны АСП на претензии.

Приведем несколько возможных способов получения данных:

обращение в компании, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях;

своими силами.

Получение данных своими силами:

проведение телефонного опроса конкурентов по интересующей проблеме;

анкетирование клиентов и поставщиков;

анализ рекламы конкурентов в СМИ и Интернете;

обращение в официальные органы власти и Госкомстата России (ГИБДД, транспортная инспекция, Министерство транспорта, муниципалитет (органы местной власти), городская регистрационную палата, комитет по статистике).

На основе анализа и под влиянием выше перечисленных факторов осуществляется сбор данных о конкурентах и формирование таблиц. Пример таких сформированных данных приведен в приложении Л. Для наглядности сведения, представленные в таблицах дополнительно можно отображать в виде различных диаграмм.

Проанализировав конкурентов, выявив их слабые и сильные стороны, необходимо произвести анализ структуры автомобильного парка там, где предполагается оказание автосервисных услуг.

При анализе структуры автомобильного парка осуществляется сбор данных о наличии автомобилей принадлежащих населению данного города (района, населенного пункта) по маркам, году выпуска их среднему годовому пробегу. По этим данным можно определить свободную долю рынка автосервисных услуг по ТО и ТР.

Число легковых автомобилей N’, принадлежащих населению данного города (района, населенного пункта), с учетом развития парка рассчитывается исходя из средней насыщенности населения легковыми автомобилями (на 1000 жителей), т.е. свободной доли рынка.

где N’– число легковых автомобилей, принадлежащих населению;

А численность населения;

п число автомобилей на 1000 жителей (для Санкт- Петербурга по состоянию на 2013 год на 1000 жителей принимается 300 автомобилей).

Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобили, которым необходимо ТО и ТР, заезжают в СТО, а только часть из них. С учетом этих общая емкость рынка автосервисных услуг составит

Nоб =N’· (1- кс/о)                                  (4.2)

где кс/о коэффициент самообслуживания, учитывающий число владельцев автомобилей, не пользующихся услугами СТО. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей кс/о = 0,10…0,50, для автомобилей иностранного производства кс/о = 0,03…0,25.

Для определения свободной доли рынка необходимо из общей емкости рынка автомобилей Nоб вычесть то количество автомобилей, которое обслуживается конкурентами. Средний годовой пробег зависит от региональных особенностей и составляет для крупных городов от 15000 до 25000 км. Для городов с небольшой численностью населения от 10000 до 18000 км. (см. приложение М). Полученные данные записывают в таблицы, пример приведен в таблице 4.1.

Следующим шагом при разработке аналитической части дипломной работы является выбор предоставляемой услуги, целевого сегмента и выбор места предоставления услуги.

Данные приложений Л и таблицы 4.1 показывают, что услуги СТО отличаются по видам работ, формам их предоставления и восприятию этих услуг потребителями. Чем больше признаков, которые СТО учитывает при предоставлении услуг, тем в большей мере она приближается к учету потребностей конкретной группы потребителей.

Сегмент рынка — это особым способом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют определенные похожие свойства, признаки.

В нашем случае сегментацию рынка можно разделить по следующим признакам:

платежеспособности клиентов;

по марке обслуживаемых автомобилей;

по спектру предоставляемых услуг в АСП.

В связи с этим, на основе анализа собранных данных и учета вышеперечисленных критериев, производится выбор целевого сегмента рынка автосервисных услуг. Выбор сегмента рынка автосервисных услуг для наглядности необходимо представить в виде диаграммы. Пример целевого сегмента рынка автосервисных услуг приведен в приложении М.

Одним из важнейших факторов успеха СТО, является месторасположение предоставления услуги. Основным требованием здесь является близость к автотрассе.

При оценке привлекательности месторасположения будущего АСП следует руководствоваться следующими критериями:

характеристика здания (помещения): площадь, форма, техническое состояние;

условия аренды или покупки, стоимость строительства или ремонта;

стоимость и возможность размещения вывески;

возможность и стоимость разрешения на наружную рекламу;

количество доступных телефонных линий;

удобство подъезда и возможность парковки;

объем транспортного потока;

близость станции метро (возможность подъезда на общественном транспорте);

близость автотрассы;

удобство входа в торговый зал;

расположение конкурентов в данном районе;

наличие и возможность подключения к коммуникациям (водопровод, канализация, горячее водоснабжение, ресурсы электроэнергии и пр.).

Завершающим этапом при разработке аналитической части дипломной работы является определение целей и постановка задач на выполнение ДР

 

4.2. Технологическая часть

 

В этом разделе на основе анализа данных, выполненных в аналитической части, производится расчет проектируемого АСП (СТО) и описание характеристик производственного процесса оказания всех услуг, потребность в оборудовании и различного рода ресурсах. Если тема ДР посвящена реконструкции действующего АСП, то производится описание всей его производственно-хозяйственной деятельности и расчет мероприятий по модернизации предприятия АСП.

Разрабатывается планировка помещений АСП и планировка производственного участка или рабочего поста, а также организация и технология выполняемых на участке или посту работ (услуг).

В зависимости от тематики ДР расчет АСП производится в соответствии с таблицей 4.2. Методика расчета приводится ниже.

4.2.1 Определение годового объема работ в автосервисном предприятии (станции технического обслуживания)

Годовой объем работ включает ТО, ТР, уборочно-моечные работы, предпродажную подготовку автомобилей и выбранные на основе анализа рынка специфические услуги – Тусл. Общий годовой объем работ в АСП определяется

                                  (4.3)

Одним из главнейших факторов, определяющих мощность и тип городских АСП, является число автомобилей, находящихся в зоне обслуживания проектируемого центра. На основе изучения рынка автосервисных услуг, определенных в аналитической части ДР (см. таблицу 4.1), для расчета АСП принимаем количество автомобилей Nсто, которое может равняться свободной доле рынка Nсв или составлять от неё определенную часть.

В зависимости от определенной в аналитической части ДР свободной доли рынка выбираем один из расчетов: либо для одной марки автомобилей (формула 4.4), либо для нескольких (формула 4.5).

Годовой объем работ по ТО и ТР при проектировании специализированного СТО по отдельной марке автомобиля определяется:

 ,                                                                                       (4.4)

где  – годовой объем работ по ТО и ТР при 100% выполнении всех видов работ по ТО и ТР;

NСТО – число автомобилей, предполагаемых на обслуживание в проектируемом СТО в год;

LГ – суммарный среднегодовой пробег автомобилей;

tТОиТР –удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч/1000 км.

Годовой объем работ по ТО и ТР при проектировании универсального СТО определяется:

 

,                   (4.5)

 

 

где N1,N2,…,Nп число автомобилей по каждой марке, обслуживаемых в СТО;

L1,L2,…,Lп среднегодовой пробег автомобилей по каждой марке, км;

t1,t2,…,tп удельная трудоемкость работ по ТО и ТР по каждой марке, чел.-ч/1000 км.

 

Удельная трудоемкость ТО и ТР автомобилей при проектировании принимается в соответствии с ГОСТ 21624-81 (см. таблицы 4.3-4.7) и в соответствии с нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП 01-91) (см. таблицу 4.10):

 

Таблица 4.3 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей легковых

 

Автомобили класса

Рабочий

объем

двигателя, л

Масса

(сухая), кг

Нормативная трудоемкость

(по ГОСТ 21624-81)

ЕО чел.-ч ТО чел.-ч/1000 км пробега ТР чел.-ч/1000 км пробега
Особо малого До 1,2 До 850 0,25 0,7 1,7
Малого Св. 1,2 до 1,8 Св.850 до 1150 0,35 0,8 2,0
Среднего Св. 1,8 до 3,5 Св. 1150 до 1500 0,5 1,0 2,3

 

 

Таблица 4.4 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автобусов

 

Класс

Длина, м

Нормативная трудоемкость

(по ГОСТ 21624-81)

ЕО чел.-ч ТО чел.-ч/1000 км пробега ТР чел.-ч/1000 км пробега
Особо малый До 5,0 0,50 2,00 3,6
Малый Св. 6,0 до 7,5 0,70 2,50 4,0
Средний Св. 8,0 до 9,5 0,95 3,00 4,5
Большой Св. 10,05 до 12,0 1,20 3,90 4,9

 

Таблица 4.5 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, грузовых общего назначения с колесной формулой 4х2 и 6х4

Грузоподъемность

Полезная

нагрузка, т

Нормативная трудоемкость

(по ГОСТ 21624-81)

ЕО чел.-ч ТО чел.-ч/1000 км пробега ТР чел.-ч 1000 км пробега
Особо малая От 0,5 до 1,0 0,20 0,90 2,0
Малая Св. 1,0 до 3,0 0,40 1,20 2,7

Средняя

Св. 3,0 до 4,0 0,55 1,40 3,2
Св. 4,0 до 5,0 0,55 1,80 3,5

Большая

Св. 5,0 до 8,0 0,65 2,00 5,0
Св. 8,0 до 10,0 0,80 2,50 5,5
Особо большая Св. 10,0 до 16,0 1,00 2,60 7,0

 

Таблица 4.6 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта прицепов и полуприцепов

Тип

Грузоподъемность

Полезная нагрузка, т

Нормативная трудоемкость

(по ГОСТ 21624-81)

ЕО чел.-ч ТО чел.-ч/1000 км пробега ТР чел.-ч/1000 км пробега
Прицепы одноосные Малая и средняя До 3,0 0,12 0,35 0,4

Прицепы

двухосные

Средняя и большая До 8,0 0,22 0,70 1,2
Особо большая 8,0 и более 0,34 0,90 1,8

Полуприцепы

одноосные

Средняя и большая До 8,0 0,22 0,70 1,2
Особо большая 8,0 и более 0,22 0,75 1,2
Полуприцепы многоосные Особо большая 8,0 до 16,0 0,34 1,00 1,6

 

Таблица 4.7 – Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей полноприводных односкатных с колесной формулой 4х4 и 6х6

Грузоподъемность

Полезная

нагрузка, т

Нормативная трудоемкость

(по ГОСТ 21624-81)

ЕО чел.-ч ТО чел.-ч/1000 км пробега ТР чел.-ч/1000 км пробега
Особо малая От 0,3 до 1,0 0,35 1,50 3,2
Малая Св. 1,0 до 3,0 0,45 1,80 3,8

Средняя

Св. 3,0 до 4,0 0,60 2,00 4,5
Св. 4,0 до 6,0 0,65 2,40 5,2
Большая Св. 6,0 до 8,0 0,70 2,80 6,8

 

 

Таблица 4.8 – Коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания и удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от природно-климатических районов эксплуатации изделий автомобильной техники*

Природно-климатический район

Коэффициент корректирования

периодичности ТО удельной трудоемкости ТР
С умеренно холодным климатом 1,0 1,0
С умеренно теплым, умеренно теплым влажным и теплым влажным климатом 1,0 0,9
С жарким сухим, очень жарким сухим климатом 0,9 1,1
С холодным климатом при средней температуре января: от – 15°С до – 20 °С от – 20°С до – 35 °С     0,9 0,9     1,1 1,2
С очень холодным климатом при средней температуре января ниже – 35°С 0,8 1,3

 

Примечание. *При работе автомобилей в условиях с высокой агрессивностью окружающей среды периодичность TО уменьшают на 10%, а удельную трудоемкость ТР увеличивают на 10%.

К условиям с высокой агрессивностью окружающей среды приравнивается работа изделий автомобильной техники по перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию.

 

Таблица 4.9 – Коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания и удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от категории условий эксплуатации изделий автомобильной техники

 

Категории условий эксплуатация

по ГОСТ 21624-81

Коэффициент корректирования

периодичности ТО, не менее удельной трудоемкости. ТР, не более
I 1,0 1,0
II 0,9 1,1
III 0,8 1,2
IV 0,7 1,4
V 0,6 1,5

 

 

Таблица 4.10 – Разовая трудоёмкость ТО и TP автомобилей в СТО (по ОНТП-01-91)*

Тип СТО и

подвижного состава

Разовая трудоёмкость на один заезд

по видам работ, чел.-ч

ТО и ТР Мойка и уборка Приёмка и выдача Предпродажная подготовка Противо-коррози-онная обработка

Городская СТО легковых автомобилей:

особо малого класса - 0,15 0,15 3,5 3,0
малого класса - 0,20 0,20 3,5 3,0
среднего класса - 0,25 0,25 3,5 3,0

Дорожная СТО:

легковых автомобилей всех классов 2,0 0,20 0,20 - -
автобусов и грузовых автомобилей независимо от класса и грузоподъёмности 2,8 0,25 0,30 - -

 

Примечание:

* Трудоёмкости могут быть скорректированы при соответствующем обосновании.

** Без учёта уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки.

Годовой объем уборочно-моечных работ ТУМР (в чел.-ч.) определяется исходя из числа заездов d в СТО автомобилей в год и средней трудоемкости работ t УМР.

                                  (4.6)

Число заездов автомобилей на мойку исключительно для технологических целей представлено в таблице 4.11.

Однако, обычно в СТО уборочно-моечные работы выполняются не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг. В этом случае N СТО включает общее количество автомобилей, выполняющих коммерческую и мойку перед ТО и ТР. Если коммерческая мойка не выполняется в расчетах учитывается только число обслуживаемых автомобилей. Общее число заездов на уборочно-моечные работы d при выполнении коммерческой мойки принимается из расчета одного заезда на 800-1000 км.

Средняя трудоемкость одного заезда при механизированной (в зависимости от используемого оборудования) мойке составляет t УМР = 0,15-0,25чел.-ч.

 

 

Таблица 4.11 – Частота заездов в СТО

Показатель Единица измерения Значение показателя

Городские СТОА

Число заездов автомобилей на ТО и TP, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль Заезды в год 2
Число заездов автомобилей на уборочно-моечные работы, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль Тоже 5
Число заездов автомобилей на выполнение работ по антикоррозионной защите кузовов   1

Дорожные СТОА

Число заездов легковых автомобилей в сутки в процентах от интенсивности движения по дороге в наиболее напряженном месяце года % 4,0/5,5*

* В числителе приведено число заездов на ТО и TP, в знаменателе — на посты мойки автомобилей.

 

Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей ТПК (в чел.-ч) вычисляется аналогично по формуле 4.6. Показатели значения разовых трудоёмкостей противокоррозионной обработки t ПК представлены в таблице 4.10, а число заездов d =1 в СТО (см. таблицу 4.11).

Если на предприятии автосервиса продаются автомобили, то в общем объеме выполненных работ необходимо предусмотреть работы, связанные с предпродажной подготовкой автомобилей.

Годовой объем работ при предпродажной подготовке ТПП (в чел.-ч) определяется числом продаваемых автомобилей в год N П, которое устанавливается при разработке аналитической части ДП в результате анализа данных, и трудоемкостью их обслуживания.

 

,                                             (4.7)

 

где tПП ст удельная трудоемкость работ при стандартном выполнении работ по предпродажной подготовке, по оценке экспертов tПП ст = 3,5 чел.-ч.

В годовой объем работ при выполнении предпродажной подготовки не входят дополнительные пожелания клиента, например по установке защиты картера, противокоррозионной обработке кузова, установке сигнализации и т.д. Если такие работы планируется выполнять, тогда общий годовой объем работ при выполнении предпродажной подготовки рассчитываются отдельно

 

                                   (4.8)

                                      4.9)

где удельная трудоемкость работ при дополнительном выполнении работ по предпродажной подготовке берется из разработанных технологических карт и из таблицы 4.10.

Годовой объем работ на участке, предназначенном для выполнения услуги определяется, например, для услуги по тюнингу и дооборудованию (в чел.-ч) Т усл

,      (4.10)

 

где Tусл – годовой объем работ по предоставляемой услуге;

 – соответственно годовой объем работ по дооборудованию, внешнему, внутреннему или техническому тюнингу;

Подробный расчет годового объема работ на участке тюнинг и дооборудование приведен в разделе 4.2.7. Аналогично определяется годовой объем работ для других услуг.

4.2.2. Расчет числа постов для ТО и ТР и распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения

В настоящее время ТО и ТР автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы (услуги) по ТО и TP выполняются на рабочих постах. Обособленные (отдельные) производственные помещения (с рабочими постами) обычно предусматриваются для выполнения уборочно-моечных работ, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.

Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т.п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оснасткой, так и в обособленных (отдельных) помещениях с соблюдением необходимых противопожарных и санитарно-гигиенических требований. Выбор того или иного варианта определяется объёмом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.

В СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач и др.), выполнению обойных работ и т.п. Для разработки таких участков тоже определяется программа и трудоемкость отдельных видов работ или численность производственных рабочих.

Распределение общего годового объема работ по ТО и TPпо видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов в процентном отношении может быть принято по данным таблицы 4.12.

 

Таблица 4.12 – Примерное распределение трудоемкости по видам и месту их выполнения, % (по ОНТП-01-91)

Работы

Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов

Распределение

объема работ по месту их

выполнения

До5 6-10 11-15 16-25 Более 25 На раб. посту На произ. участках
Диагностические ТО в полном объеме Смазочные Регулировочные по установке углов передних колес Регулировочные по тормозам Обслуживание и ремонт приборов системы питания, электротехнические Шиномонтажные ТР узлов и агрегатов Кузовные Малярные Обойные и арматурные   6 35 5   10 10     7 7 20 - - - 5 25 5   7 5     6 5 20 10 10 2 4 15 3   4 3     5 2 15 25 20 4 4 10 2   4 3     4 1 12 30 25 5 4 8 2   3 3     4 1 10 35 25 5 100 100 100   100 100     75 30 45 75 100 50 - - -   - -     25 70 55 25 - 50
ИТОГО: 100 100 100 100 100    

 

 

Для выбора распределения объема работ проектируемого СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения

,                       (4.11)

где TвесьТОиТР – годовой объем работ, чел.-ч;

φ коэффициент неравномерности загрузки постов принимается (φ = 1,15);

кп доля постовых работ в общем объеме (0,75…0,85)

Д раб.г – число рабочих дней в году;

Тсм – продолжительность смены, ч;

С – число смен в сутки;

Рп – среднее число рабочих на посту (Рп = 0,9…1,1);

η п – коэффициент использования рабочего времени поста (η п = 0,9);

 

Если в СТО не выполняются какие то виды работ по ТО и ТР, приведенные в таблице 4.12, тогда годовой объем определятся по следующему выражению

,                                    (4.12)

где δ – доля трудозатрат выполняемых по видам (перечню) работпри ТО и ТР автомобиля на проектируемом СТО, %.

Пример: При суммарном годовом объеме по ТО и ТР =150303 чел.-ч. (см. приложение М) и исходя из перечня услуг, выполняемых на проектируемом СТО (аналитическая часть) будут выполняться следующие виды работ по ТО и ТР: контрольно-диагностические – 4%, ТО в полном объеме – 15%, регулировка углов управления колес – 4%, ремонт и регулировка тормозов – 3%; предварительный расчет числа постов от 11 до 20. Тогда годовой объем по ТО и ТР в СТО определяем по формуле 4.12 и составит

чел.- ч.

Если в СТО выполняется 100% всех видов работ, тогда =

4.2.3. Расчет штатного числа рабочих

Штатное число рабочих определяется по формуле:

,                                       (4.13)

где Ф ш годовой фонд времени штатного рабочего при односменной работе. Определяется аналогично годовому фонду времени технологически необходимого рабочего с учетом отпуска и невыходов по уважительной причине и составляет 1820 – для вредных условий работы и 2070 – для нормальных.

4.2.4. Расчет числа рабочих постов технического обслуживания и текущего ремонта

Для данного вида работ ТО и ТР число рабочих постов определяется:

,                          (4.14)

где – годовой объем работ по ТО и ТР, выполняемый СТО, чел.-ч;

φ коэффициент неравномерности загрузки постов принимается (1,15);

Д раб.г – число рабочих дней в году;

Тсм – продолжительность смены, ч;

С – число смен в сутки;

Рп – численность одновременно работающих на посту (для постов уборочно-моечных работ, ТО и ТР – 2 чел., для кузовных и окрасочных работ – 1,5 чел, для приемки и выдачи автомобилей – 1 чел.);

η п – коэффициент использования рабочего времени поста (0,90 – при одной смене работы, 0,85 – при двухсменной работе);

При расчете постов в СТО необходимо учитывать только постовые работы без учета участковых работ (см. табл. 4.12).

Количество рабочих постов для выполнения косметической (коммерческой) мойки автомобилей, принадлежащих гражданам, определяется исходя из суточной производственной программы, продолжительности выполнения работ и производительности моечного оборудования:

,                             (4.15)

где Xмумр – число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки при наличии механизированной установки, ед.;

Nс суточное число заездов на мойку ();

φм коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты коммерческой мойки (для СТО до 10 рабочих постов – 1,3…1,5; от 11 до 30 – 1,2…1,3);

Тоб – суточная продолжительность работы участка, ч.;

N у– производительность моечной установки, авт/ч;

η п – коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 – 0,95);

Расчет числа вспомогательных постов.

Число постов на участке приемки Хпр определяется в зависимости от общего годового числа заездов автомобилей на СТО и времени приемки автомобилей:

,                              (4.16)

где NСТОобщ – общее число автомобилей, обслуживаемых проектируемым СТО в год по всем предоставляемым услугам;

φ = 1,1 – 1,5 – коэффициент неравномерности поступления автомобилей;

Тпр суточная продолжительность работы участка приемки, ч.;

Апр = 2 – 3 – пропускная способность поста приемки, авт./ч;

Для расчета числа постов выдачи автомобилей условно можно принять, что ежедневное число выдаваемых автомобилей равно числу заездов автомобилей на СТО.

4.2.5. Расчет площадей зон технического обслуживания и текущего ремонта

Площадь зон ТО и ТР за исключением работ, производимых на участках, представленных в таблице 4.13, определяется по формуле:

,                                  (4.17)

где fа площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;

число постов только в зоне ТО и ТР;

Кп– коэффициент плотности расстановки постов;

Коэффициент Кп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Величина Кп зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6-7. При двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания может быть принят равным 4 – 5.

4.2.6. Расчет площади производственного участка

,                                   (3.18)

где fоб суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;

Коб коэффициент плотности расстановки оборудования;

Для расчета  предварительно на основе табеля и каталогов оборудования составляется ведомость оборудования (см. приложение Н) и определяется его суммарная площадь fоб по участку.

Если в помещениях предусматриваются места для автомобилей или кузовов, то к площади, занимаемой оборудованием данного участка, необходимо добавить площадь горизонтальной проекции автомобиля или кузова.

Значения коэффициента Коб для соответствующих производственных участков (помещений) принимаются согласно ОНТП 01-91 по таблице 4.13.

 

Таблица 4.13 – Значения коэффициента Коб

 

I группа: слесарно-механический, медницко-радиаторный, ремонт электрооборудования, ремонт радиооборудования и сигнализации, ремонт приборов системы питания, 3,5…4,0
II группа: агрегатный, шиномонтажный, ремонт оборудования и       инструмента; 4,0...4,5
III гр.: сварочный, жестяницкий, арматурный, малярный; 4,5...5,0

 

Расчет площадей вспомогательных помещений.

Вспомогательные помещения включают в себя: административные, общественные и бытовые помещения.

К административным помещениям относятся кабинеты руководящего состава, помещения инженерно-технических служб, помещения для клиентов.

К бытовым помещениям относятся гардеробы, умывальные, душевые, туалеты, места для курения, пункты питания, комнаты отдыха и пр.

Умывальные, душевые и туалеты рассчитываются на 50% работающих по следующим нормам:

на один кран умывальной комнаты – не более 10 человек;

на одну душевую кабину – не более 5 человек;

на один унитаз – не более 20 человек.

Гардеробы рассчитываются так, чтобы число мест хранения одежды было равно числу работающих в наиболее загруженную смену.

Площади бытовых помещений определяются исходя из площади элементов оборудования и проходов шириной 1,25 – 2,0 м или по нормируемой площади пола:

расстояние между кранами умывальных – 0,8м;

площадь пола на один кран умывальной комнаты – 0,7 кв. м;

размеры душевой – 0,9 х 0,9 м;

площадь, с учетом раздевалки на один душ – 2,0 кв.м;

размеры кабины туалета – 0,9 х 1,2 м;

площадь пола на одну кабину – 2 – 3 кв.м.

Площадь административно-управленческого аппарата принимается 12,0 – 15,0 кв.м.

Площадь помещений ИТР рассчитывается из нормы – 6,0 кв.м.

Площадь помещений для клиентов рассчитываются на один рабочий пост:

для малой станции – 8,0 – 9,0 кв.м;

для средней станции – 7,0 – 8,0 кв.м;

для крупной станции – 6,0 – 7,0 кв.м;

для дорожных СТО площадь помещений для клиентов составляет 6,0 –8,0 кв.м.

Площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей принимается из расчета 6,0 – 8,0 кв.м. на 1000 обслуживаемых автомобилей. Все результаты расчетов заносятся в связную таблицу площадей.

4.2.7 Разработка услуги (на примере тюнинга)

Теоретические основы тюнинга. Для обоснования целесообразности выбранной доработки в начале раздела необходимо привести теоретические основы тюнинга выбранного узла, агрегата, системы, общую методику проведения тюнинга и влияние изменяемых в процессе доработок на характеристики и показатели автомобиля. Рекомендуется привести также юридические и технические нормативные документы, требования которых соблюдаются в ходе проведения тюнинга.

Далее следует выбрать детали, узлы, оборудование, которое будет установлено взамен штатного и указать основные рабочие характеристики, производителей агрегатов и оборудования, стоимость комплектующих.

Например: «Для тюнинга передней подвески автомобиля ВАЗ-21083 будут применяться пружины производителя N, с характеристиками …, стоимостью … рублей.»

Выбор технологического оборудования. Приводится обоснование выбранного технологического оборудования, оснастки, инструмента, расходных материалов, необходимых для выполнения услуги. Для большей наглядности выбранное оборудование можно представить в виде таблицы, в которой будет указано наименование оборудования, модель, количество, стоимость и производитель. Ведомость технологического оборудования представлена в приложении Н. В случае необходимости разработки нестандартного оборудования в дипломной  работе может быть представлен технический эскиз.

Разработка технологической карты выполнения тюнинга. Технологическая карта представляет собой технологический документ, в котором отражаются все необходимые операции с указанием технических условий и нормативов. Существует несколько типов технологических карт, некоторые из них: маршрутная, операционная приведены в приложении Н.

Операции записываются в карту в той последовательности, в которой они будут выполняться на автомобиле.

В графе «Технические требования и указания» приводятся все необходимые технические условия к выполнению операции, при необходимости приводятся рисунки, эскизы и т.д.

В графе «Норма времени» приводится норматив в человеко-минутах на весь объём работы, независимо от числа исполнителей. Изменение числа исполнителей не изменяет нормы времени.

При разработке норм времени могут использоваться данные завода-изготовителя, а также данные хронометража непосредственного выполнения операций с учётом выполнения диагностической и исполнительской части операций.

Нормы времени выражены в человеко-минутах и даны на единицу объема работы, подлежащей выполнению одним исполнителем.

Нормы времени на техническое обслуживание, монтажно-демонтажные и слесарные работы по ремонту автомобилей рассчитываются по формуле

,              (4.19)

 

где Нвр– норма времени на операцию, чел.-мин;

Топ– оперативное время (см. операционную карту), чел.-мин;

tпз– время на подготовительно-заключительные работы, чел.-мин;

tоб – время обслуживания рабочего места, чел.-мин;

tот– время на отдых;

tл – время на личные надобности.

Нормами учитывается время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места, получение материалов, инструмента и приспособлений, с подноской их к месту работы и сдачей после окончания работы, на заправку и заточку инструмента в процессе работы, обслуживание приспособление и оборудования, получение заданий и оформление нарядов, а также перемещение материалов, деталей и оборудования на расстояние до 30 м (с учетом одной физкультурной паузы).

Характеристика содержания выполняемых работ. Снять и установить (заменить) – выполнить необходимые технологические операции на автомобиле, обеспечивающие правила техники безопасности, свободный доступ к снятию, снять агрегат, узел, деталь и прибор, очистить, промыть, обдуть сжатым воздухом наружную поверхность, установить отремонтированный или новый агрегат, узел, деталь или прибор, выполнить необходимые технологические операции в обратной последовательности.

Разобрать, собрать – выполнить технологические операции по разработке узла, агрегата или прибора на детали, очистить, промыть обдуть сжатым воздухом, разбраковать детали, укомплектовать деталями, произвести сборку узла, агрегата или прибора.

Отрегулировать (испытать) – установить на стенд агрегат, узел или прибор, произвести регулировку или испытание согласно технологическим требованиям, снять со стенда.

Пример выполнения технологических карт приведен в приложении Н. Приведённая структура раздела носит ориентировочный характер и может быть скорректирована в зависимости от специфики ВКР.

Годовой объем работ на участке, предназначенном для выполнения услуги, например для услуги тюнинга и дооборудования (в чел.-ч) Т усл, определяется

, (4.20)

где Tусл – годовой объем работ по предоставляемой услуге, чел.-ч;

 – соответственно число автомобилей дооборудованных или прошедших внешний, внутренний или технический тюнинг;

– соответственно – удельная трудоемкость работ по дооборудованию, внешнему, внутреннему или техническому тюнингу (определяется из технологических карт).

Расчет числа рабочих постов на участке по предоставлению услуги определяется:

,                            (4.21)

где Tусл – годовой объем работ по предоставляемой услуге, чел.-ч;

φ коэффициент неравномерности загрузки постов принимается (1,15);

Д раб.г – число рабочих дней в году;

Тсм – продолжительность смены, ч;

С – число смен в сутки;

Рп – численность одновременно работающих на посту (для постов уборочно-моечных работ, ТО и ТР – 2 чел., для кузовных и окрасочных работ – 1,5 чел, для приемки и выдачи автомобилей – 1 чел.);

η п – коэффициент использования рабочего времени поста (0,90 – при одной смене работы, 0,85 – при двухсменной работе);

Расчет штатного числа рабочих по предоставлению услуги. Штатное число рабочих определяется по формуле:

,                                         (4.22)

где Ф ш годовой фонд времени штатного рабочего при односменной работе. Определяется аналогично годовому фонду времени технологически необходимого рабочего с учетом отпуска и невыходов по уважительной причине и составляет 1820 – для вредных условий работы и 2070 – для нормальных.

Расчет площади производственного участка по предоставлению услуги.

,                                       (4.23)

где fоб суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;

Коб коэффициент плотности расстановки оборудования, можно принять Коб = 3…4;

Если оборудование не используется при предоставлении услуги, то в расчет принимается площадь инвентаря.

Для расчета Fу предварительно на основе табеля и каталогов оборудования составляется ведомость оборудования (см. приложение Н) и определяется его суммарная площадь fоб по участку.

Для остальных услуг расчет производится – аналогично, но согласно нормативам площадь помещения производственного участка на одного работающего должна быть не менее 4,5 м2.

4.2.8. Требования к содержанию и оформлению генерального плана автосервисного предприятия, планировок производственных помещений и плана расстановки оборудования

На основе произведенных расчетов АСП необходимо разработать три чертежа, описание которых приведены ниже. Графический материал в виде чертежей и схем располагаются на листах с основной надписью, выполненной по ГОСТ 2.104.-2006 форма 1 (приложения К, О, П, Р).

Площади земельных участков для АСП определяются по плотности застройки площадок, зданий и сооружений, согласно главе: Генеральные планы промышленных предприятий («Строительные нормы и правила» – СНиП). Разработка генеральных планов ведется в соответствии с требованиями, изложенными в главе СНиП: «Предприятия по обслуживанию автомобилей». На генеральном плане изображается размещение производственного корпуса, других зданий и сооружений, разрабатываемых проектом (см. приложение П).

План производственных помещений (компоновочный план) - это схематический план здания (помещений) с изображенным на нем отдельных зон ТО и TP, участков, вспомогательных и служебно-бытовых помещений. Назначение компоновочного плана – взаимная увязка входящих в состав корпуса зон и участков, выбор оптимального направления производственного процесса, транспортных и людских потоков, а также рациональное размещение вспомогательных и служебно-бытовых помещений. При разработке компоновочного плана должны быть учтены следующие общие требования: поточность производственного процесса, отсутствие пересечений людских и автопотоков, кратчайшие пути движения автомобилей на всем протяжении процесса производства (см. приложение Р).

План размещения оборудования на участке (см. приложение С) – это план расположения производственного, подъемно-транспортного и другого оборудование, инженерных сетей, рабочих мест, проездов, проходов и др. При разработке планировок должны учитываться следующие основные требования:

1. Оборудование должно размещаться в последовательности выполнения технологических операций;

2. Расположение оборудования, проходов и проездов должно гарантировать удобство и безопасность работ, возможность монтажа, демонтажа и ремонт оборудования;

3. Потоки автомобилей не должны пересекаться и перекрывать основные проезды, проходы и дороги, предназначенные для движения людей.

Планировку оборудования разрабатывают на основе компоновочного плана. Так же как и для компоновки, при разработке планировки вычерчивают в соответствующем масштабе план корпуса АСП или зоны (участка) с изображением строительных элементов. На этом плане размещают площади всех участков и служб, указывают магистральные проезды, производят расстановку оборудования и рабочих мест, пользуясь условными изображениями оборудования и других элементов, выполненных в том же масштабе. Затем оборудование необходимо «привязать» к колонкам или другим строительным конструкциям (стенам), проставляя размеры расстояний от них в двух взаимно-перпендикулярных направлениях и точно определяя положения каждой единицы оборудования. Привязочные размеры следует указывать и между оборудованием. Привязку оборудования к строительным конструкциям создает значительные удобства, т.к. позволяет монтировать его независимо друг от друга.

Компоновочные планы выполняют в масштабе 1:100, 1:200, 1:400. Планы расположения оборудования выполняют в масштабах 1:200, 1:100, 1:75, 1:50, 1:40, 1:25. При этом планировка выполняется в соответствии с компоновочным планом.

Контуры оборудования на планах должны изображаться упрощенно, без вычерчивания измененных потребностей. Номер оборудования по спецификации указывают, вне контура оборудования на выносных полочках или внутри него. Все виды оборудования обычно нумеруют сквозной порядковой нумерацией, которую ведут по участкам последовательно слева направо и затем сверху вниз. Подъёмно-транспортное оборудование нумеруют после технологического оборудования, продолжая нумерацию последнего.

Вне контура оборудования условными обозначениями наносят: места расположения рабочих, обслуживающих оборудование (кружком в соответствующем масштабе), точки подвода энергоносителей, сжатого воздуха, воды и т.д.

К плану размещения оборудования должна быть приложена спецификация, а на плане обозначены наименования зон, участков и вспомогательных помещений.

Планировку помещений для обслуживания автомобилей выполняют с учетом схемы и способа организации производственного процесса, количества постов обслуживания, конструктивной схемы здания, расчетных площадей производственных участков.

В производственном помещении располагаются поточные линии, универсальные тупиковые или проездные посты, участки, площадки для организации ожидания автомобилей. При компоновке помещений в плане необходимо учитывать технологические, строительные и противопожарные требования, соблюдать установленные расстояния между зданиями и сооружениями, предусматривать возможность расширения производственных помещений, исключать пересечения потоков автомобилей и людей. АСП должно, как правило, размещаться в одном здании. Моечный пост и малярный участок рекомендуется размещать в отдельных зданиях. На территории СТО планируется кольцевое движение автомобилей без пересечений и встреч. Ширина проезда: З м. при одностороннем движении и 6 м. при двухстороннем. Проезды должны иметь колесоотбойные бордюры. При проектировании зданий и выборе планировочного решения исходят из принятого технологического процесса. Размеры пролетов и шагов колон одноэтажных зданий следует назначать равным 6 м. (иногда 9-12 м).

4.3. Коммуникативная часть

В данном разделе пояснительной записки ДР рассматривается организационная структура предприятия, функции и задачи основных административно-управленческих подразделений, а также организация работы проектируемого АСП с клиентами.

Основные документы, регламентирующие взаимодействие клиента с АСП – это Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (Постановление Правительства РФ № 290 от 11.04.2001 г.).

Работа с клиентом в сегодняшнее время является основой благополучия любой сервисной организации. Основными задачами любого АСП по обслуживанию автовладельцев являются: привлечение клиентов всех категорий, включая женщин, молодёжь, пожилых людей, VIP – заказчиков, инвалидов; организация качественного и культурного обслуживания; закрепления заказчика как постоянного клиента.

Методы работы с клиентом оцениваются по следующим критериям:

прием заказов;

ведение переговоров;

уровень консультаций;

гарантии на выполненные работы;

наличие картотеки постоянных клиентов;

эстетика, дизайн;

реклама.

В ДР необходимо разработать анкету для проведения опроса клиента, которая должна включать его отношение:

к месту расположения сервисного центра;

качеству обслуживания, оказанию услуг, дружелюбности сотрудников;

качеству технического обслуживания, информатизации;

формам оплаты, льготам, удовлетворённостью консультациями и др., а также карту сервисной истории, включающую данные заказчика, автомобиля, виды и перечень работ, стоимостные данные, информацию по претензиям на основании заказ-нарядов, приёмо-сдаточных актов, счетов и дефектных ведомостей.

Принцип построения кадровой политики АСП является важным направлением при функционировании предприятия.

В ДР должна быть отражена политика в отношении ключевого персонала. В малом бизнесе организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. Важно помнить, что работа вашего АСП будет успешной лишь в том случае, когда интересы производства будут согласованы со способностями и интересами работников.

При формировании организационной структуры управления проектируемого АСП необходимо обосновать состав и функциональные связи между основными отделами и службами, определить иерархию структуры, с учетом принятой нормы управляемости (количества подчиненных на одного руководителя), показать место (отдел, участок, пост), где будет выполняться услуга, разрабатываемая в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Пример организационной структуры управления АСП представлен в приложениях Т, У.

На основе разработанной организационной структуры необходимо описать процесс оказания услуг в АСП. Показать какое должностное лицо, где, как и какие оформляет документы, в соответствии с принятой организационной структурой АСП. Показать документооборот, осуществляемый в АСП. Раскрыть порядок разработки договора на оказание услуг АСП и других документов, например заказ-нарядов, приёмо-сдаточных актов (см. приложение Ц). Пример представления элементов реализуемого в АСП процесса оказания услуг представлен в приложении Ф.

Для повышения эффективности работы АСП, разрабатываются предложения по внедрению современных методов и средств управления. С этой целью анализируется рынок существующих автоматизированных систем управления (АСУ) предприятиями в области автобизнеса и выбирается система, удовлетворяющая потребностям проектируемого АСП.

Основными критериями выбора АСУ могут быть:

функциональные возможности системы;

совокупная стоимость (стоимость пакета программ, затраты на установку и наладку программ под структуру и задачи конкретного сервисного центра, стоимость аппаратных средств и их монтаж (компьютеры, сети), затраты на обучение персонала (как непосредственных пользователей на рабочих местах, так и специалистов по обслуживанию АСУ), затраты на текущее обслуживание (ремонт, расходные материалы) и сопровождение (например, оплата консультанта, «горячая линия»), другие затраты);

безопасность системы, предупреждение несанкционированного доступа к базе данных;

современность, надежность и долговечность системы;

уровень и качество сервиса в послепродажный период;

перспективы системы, будет ли она развиваться и поддерживаться поставщиком в будущем;

другие характеристики, позволяющие провести наиболее объективную оценку систем автоматизации.

На сегодняшний день наиболее популярными системами, которые представлены на рынке программных продуктов для автотранспортных и автосервисных предприятий являются:

Альфа-Авто: «Автосалон + Автосервис + Автозапчасти»; «Автозапчасти + Автошины»; «Учет рабочего времени для автосалона»; «Учет рабочего времени автосервиса».

1С: Предприятие. Управление автотранспортом.

Авто Сервис Express Edition.

Авто Мастерская.

Авто Дилер.

Taxi Center.

Комдив – Автосервис.

Техосмотр 2.

ADEM 7.0 и другие.

В ДР следует представить основные характеристики выбранного программного продукта в виде блок- схемы. Показать, на примере заполнения отдельных форм (таблиц, бланков и т.п.), что возможности выбранной автоматизированной системы управления удовлетворяют потребностям проектируемого АСП. Примеры использования АСУ показаны в приложениях Х, Ц

Одним из завершающих этапов разработки коммуникативной части ДР является разработка медиа-плана. Медиапланирование это планирование медийных рекламных кампаний, кото


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow