РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского з/д-ва.
Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах РБ, вступивших в силу, являются частью действующего на территории РБ гражданского з/д-ва, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие РБ на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах РБ, не вступивших в силу, могут применяться РБ временно в порядке, установленном з/д-вом о международных договорах РБ.
Закон "О международных договорах Республики Беларусь" от 23.10.1991 (в ред. Законов Республики Беларусь от 08.07.1998 N 181-3, от 14.06.1999 N 267-3, от 16.06.2000 N 401-3)
Ст. 3 Выражение согласия Республики Беларусь на
обязательность для нее международного договора
|
|
Согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, письмами или нотами, образующими договор, ратификацией договора, утверждением договора, присоединением к договору либо любым другим способом, о котором условились договаривающиеся стороны.
Решение о согласии на обязательность для Республики Беларусь международных договоров принимается Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией, определенной Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
- Имплементация (трансформация) международных договоров в национальное з/д-во РБ.:
Международные договоры делятся на группы:
ü Универсальные - могут присоединяться различные страны (венская конвенция о договорах 1980)
ü Региональные - договоры ЕС, были в СЭВ, в НАФТА
ü Двусторонние - договоры о правовой помощи (Литва, Китай)
Гаагская конвенция по МЧП; институт МЧП в Риме; ЮНСИТРАЛ (комиссия ООН по межд. торговле)
З/д-во: 2 группы стран, в кот. МЧП кодифицировано по-разному.
ü РБ, РФ, - нормы в МЧП в различных законодательных актах (Конституция, ГК, ГПК, спец. законы)
ü Единые нормы, кодексы - Швейцария, ФРГ, Польша.
Есть страны, где существуют разрозненные законы, но юристы работают единством норм (Италия, Бельгия).
РБ: ст. 3 ГК - п.1 "гражданское з/д-во" - система норм.-пр. актов, содержащих нормы ГП.
|
|
1) З/д-ные акты:
a) Конституция РБ - ст. 8, 11, 21, 43
b) ГК РБ - гл. 74, гл. 75
c) Законы РБ - "об иностр. инвестициях", "о Б и БД", "о прав. положении граждан и лиц без гражданства…
d) Декреты, указы 1П - У№52
2) Распоряжения Президента: - сентябрь 98 - телеграмма - приостановлена регистрация субъектов хоз-вания
3) Постановления правительства, изданные в соответствии с з/д-ными актами
4) Акты КС, ВС, ВХС, НБ изданные в пределах их компетенции
5) Акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления
Национальное законодательство - основной источник МЧП в РБ. Суд. практика не является источником права в РБ. Суд не вправе творить право по действующему законодательству. Он лишь вправе в спорных случаях применять действующее право. Но у нее важное значение для толкования норм права.
Кроме обычного права в англо-американской системе права все больший удельный вес приобретает законодательство (в связи с созданием ЕС)
· Направления развития законодательства Республики Беларусь:
УКАЗ Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 N 205 "О КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ"
35. В сфере международного частного права необходимо:
35.1. разработать и принять комплексный закон, регламентирующий порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, заключения и совершения внешнеэкономических сделок;
35.2. обеспечить создание на внутреннем рынке равных прав для субъектов предпринимательской деятельности, условий для справедливой конкуренции с участием иностранных инвесторов путем приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями международных соглашений, заключенных в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), посредством отказа от использования нетарифного регулирования в качестве инструмента поддержки отечественных товаропроизводителей;