Типы личностной направленности

Классификация педагогической мотивации группирует данные понятия и по главной стратегии деятельности. Исходя из этого различают следующие типы направленности:

· истинно педагогическая;

· формально-педагогическая;

· ложно-педагогическая.

Только первый из этих трех вариантов позволяет учителю добиться самых высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Основной мотив истинно педагогической направленности состоит в интересе к содержанию учебного процесса.

П. Фестингер предлагает классификацию учителей, основанную на их заключениях о результативности учеников, а именно:

1. Заключения, сравнивающие результаты воспитанника с его прежними достижениями. То есть в этом случае педагог устанавливает индивидуальную относительную норму ученика.

2. Заключения, сделанные на основе сравнения результата школьника с результатами других людей. В этом случае учитель применяет социальную относительную норму.

В первом случае педагог производит сравнение в некоторой временной перспективе, рассматривая развитие человека. То есть здесь срабатывает принцип ориентации на развитие. Во втором случае рассматривается результативность по отношению к другим людям. На нее учитель и ориентируется в своих выводах.

Доказано, что педагоги, делающие свое заключение исходя из принципа «на развитие», гораздо чаще обращают свое внимание на перемену факторов учебных достижений. Для них первостепенное значение приобретает старательность и прилежание школьника.

 

Для учителей, которые ориентируются на результативность, большее значение имеют задатки и особенности школьников. Именно поэтому такие педагоги считают, что они могут составить длительный прогноз успеваемости ученика и его будущей профессиональной карьеры. Другими словами, учителя, принадлежащие к тому и к другому типу, совершенно по-разному подкрепляют успехи своих воспитанников. Первые из них более озабочены тем, как установить и поддержать хорошие отношения в классе или в учебной группе, а вторые предпочитают заниматься планированием собственной профессиональной карьеры.

Педагоги, ориентированные на результативность, хвалят школьников при превышении ими средних показателей. Причем это происходит даже в том случае, если успеваемость ребенка начинает снижаться. Те же учителя, которые ориентируются на развитие, хвалят своих воспитанников даже при самых еле заметных успехах. Любое снижение баллов такими профессионалами порицается.

Согласно теории Д. Рейса, такие педагоги обозначены типами Х и У. Первый из них стремится к тому, чтобы, прежде всего, развить личность ученика. При этом такой педагог опирается на социальные и эмоциональные факторы. Учитель типа Х проводит образовательный процесс по гибкой программе. Он не замыкается только на одном содержании предмета. Для такого профессионала характерна непринужденная манера ведения урока, дружеский и искренний тон общения, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.

Педагог, относящийся к типу У, заинтересован лишь в умственном развитии детей. Он никогда не отходит от содержания учебной программы и работает, предъявляя к учащимся высокие требования. Держится такой педагог отчуждения, и его подход к детям можно охарактеризовать как сугубо профессиональный

Педагогическая система:

В современной педагогической науке отсутствует единое понимание того, что следует вкладывать в понятие «педагогическая система и ее виды». Гораздо чаще термин «система» упоминается в общенаучном контексте в значении выделенных взаимосвязанных элементов на основе каких-либо определенных принципов, которые вступают во взаимодействие с окружающей средой. Например, фонетическая система языка, система подготовки технических специалистов, система дошкольного образования. Казалось бы, перечисленные термины имеют прямое или косвенное отношение к педагогике, однако их значение нельзя истолковать как «педагогическая система».

Какой же именно видятся педагогическая система и ее виды представителям педагогической науки? Тут, опять же, отсутствует единое мнение. Так, например, М.Л. Фрумкин полагал, что педагогическая система – это сложная динамическая система управления, в которой воплощаются воспитательные цели. Однако такое мнение вряд ли следует считать исчерпывающим: ведь понятие «педагогика» предполагает не только воспитательные цели, но и учебный процесс, и формирование навыков и умений, и различные уровни образования. В этой связи отметим, что другой автор, Н.В. Кузьмина, считает, что педагогическая система – это множество взаимосвязанных функциональных и структурных компонентов, подчиняемых цели воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Именно данное определение мы берем за основу, объясняя значение термина «педагогическая система».

Однако сам по себе данный термин – весьма многогранен: правильнее было бы вести речь не об одной, а о множестве педагогических систем. Например, можно выделить педагогическую систему какой-либо части учебно-воспитательного процесса (например, систему внеклассного обучения, дворовых клубов, кружков по интересам), педагогическую систему воспитания (например, систему нравственного, художественного или трудового воспитания), систему обучения какой-либо науке или ее части (например, педагогическую систему обучению строю русской речи). Однако понятие «педагогическая система» следует дифференцировать с другими схожими, но разными по значению терминами, которые относятся к более частным сферам педагогической деятельности. В качестве примера приведем термин «методическая система», который обозначает систему обучения какой-либо категории учащихся посредством совокупности методических технологий, или термин «дидактическая система», который обозначает обучение какой-то определенной группе навыков и умений (в частности, дидактическая система обучения навыкам и умениям устной речи на изучаемом иностранном языке).

С другой же стороны, сами педагогические системы в том их понимании, которое описано выше и сформулировано Н.В. Кузьминой, также неоднородны: в современной педагогической системе существует такое понятие, как «виды педагогических систем». Рассмотрим их подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: