Классы энергоэффективности зданий

 

Федеральным законом РФ №261–ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено определение класса энергетической эффективности в новом строительстве, реконструкции или у здания, прошедшего капитальный ремонт.

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома определяется по результатам:

- оцениваются архитектурные, планировочные, конструктивные, технические и функциональные решения;

- с помощью различных методов устанавливают показатели годовых удельных величин расхода ресурсов;

- устанавливается величина отклонения фактического значения удельного расхода ресурсов от нормируемого показателя, который был найден с помощью требований эффективности зданий.

На данный момент существует следующая шкала классов энергетической эффективности: А – наивысший, В++ и В+ – повышенные, В – высокий, С – нормальный. Эти классы применяются для обозначения энергоэффективности новых и реконструируемых домов. Существующие здания обладают D (пониженным) и Е (низшим) классом энергоэффективности. Все классы обозначаются латинскими буквами (рис. 2.2.).

 

Рисунок 2.2. Таблица классов энергоэффективности

 

Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. В соответствии с требованиями Федерального закона №294–ФЗ, на стадии ввода в эксплуатацию жилого дома обязанностью застройщика является размещение на фасаде дома указателя класса его энергетической эффективности.

Через несколько десятилетий, когда себя полностью исчерпают традиционные энергоисточники, возникнет дефицит ресурсов и, как следствие, увеличение цен на соответствующие ресурсы, и тогда задача экономии энергических ресурсов станет главной (а это развитие специальных строительных материалов, оборудования и прочих вещей, которые будут полностью отвечать энергосберегающим требованиям).С каждым годом такая технология энергоэффективных зданий становится более востребованной. Более высокая рыночная цена энергоэффективного здания со временем полностью окупается из–за низкой стоимости эксплуатации здания, из–за малого потребления тепла и энергоресурсов. По оценкам экспертов мероприятия по сбережению ресурсов позволили сократить затраты в 2–2,5 раза.

В итоге можно сделать следующие выводы:

1) создание энергоэффективных зданий целесообразно;

2) важно понимать, что разработка одного такого здания будет малоэффективно, следует проработать целые жилые кварталы и микрорайоны, при этом попытаться ликвидировать сквозных пространств, которые могут образовывать ветрообразующие пространства (организовать замкнутые дворы и проч.);

3) реконструкцию и капитальный ремонт также необходимо проводить с учетом новых технологий и нормативов по энергоэффективности;

4) использовать подземное пространство, где возможно размещение автостоянок, вспомогательных помещений (склады, кладовые и проч.) с использованием теплоты пластов земли.

 

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЪЕКТОВ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Организация строительного генерального плана возведения комплекса объектов

Строительный генеральный план (СГП) – важнейшая составная часть организационно–технологической документации и основной документ, регламентирующий безопасную организацию работ на площадке и объемы временного строительства.

Стройгенпланом называют схему безопасной организации работ, на которой показана расстановка основных монтажных и грузоподъемных механизмов, временных зданий, сооружений и установок, возводимых и используемых в период строительства.

СГП предназначен для определения состава и размещения объектов строительного хозяйства в целях максимальной эффективности их использования и с учетом соблюдения требований охраны труда.

Различают стройгенплан ситуационный, общеплощадочный и объектный.

Ситуационный СГП план необходим для освоения новых площадей строительства (микрорайонов и больших площадок, линейных объектов).

Общеплощадочный СГП дает принципиальные решения по организации строительного хозяйства комплекса застройки в целом (промышленного, гражданского, сельскохозяйственного) и выполняется проектной организацией на стадии проекта или РП в составе проекта организации строительства (ПОС).

Объектный СГП детально решает организацию той части строительного хозяйства, которая непосредственно связана с сооружениями данного объекта и охватывает территорию, примыкающую к нему. Он составляется строительной организацией на одно или несколько зданий и сооружений на стадии рабочей документации в составе ППР.

Различия в методах проектирования между СГП в составе ПОС и ППР сводятся, по существу, к степени детализации разработки плана и точности расчетов.

На стройгенплане показывают рельеф (горизонтали) и планировочные отметки существующих и проектируемых зданий и сооружений, насаждения, сети дорог и коммуникаций.

Все эти сведения дают возможность в СГП правильно решить следующие вопросы:

- планировку территории строительства;

- отвод атмосферных вод;

- схему, отметки и конструкции временных дорог, организацию въезда–выезда со стройплощадки;

- определение мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов, их совместную работу;

- установить необходимый объем и места присоединения временных сетей к источникам питания инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения;

- определение мест расположения знаков закрепления разбивочных осей;

- определение мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования;

-  определение мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений.

Основные принципы проектирования общеплощадочного стройгенплана:

- увязка принятых решений с другими разделами проекта, в том числе с принятой технологией работ и генеральным планом;

- рациональное использование строительной площадки;

- наиболее полное удовлетворение нужд работающих путем продуманного подбора и размещения бытовых помещений, устройств и пешеходных путей;

- расположение временных зданий и сооружений на территории, не предназначенной для использования до конца строительства;

- рациональное прохождение грузопотоков по площадке в итоге сокращения перегрузок и уменьшения расстояний перевозок;

- минимальность затрат на временное строительство, использование постоянных сооружений и коммуникаций, инвентарных средств;

- соблюдение требований безопасности, противопожарных норм, правил охраны окружающей среды и требований других нормативных документов.

Проектирование общеплощадочного стройгенплана ведется по следующим нормативным документам:

1. Постановление от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию

2. СП 48.13330.2011 «Организация строительства».

3. МДС 12–46–2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ».

4. РД–11–06–2007 «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно–разгрузочных работ».

5. СанПиН 2.2.3.1384–03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ».

6. СП 12–136–2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ».

7. РМД 12–21–2013 «Типовые временные средства ограждения, обустройства и оформления строительных площадок»

8. СТО НОСТРОЙ 2.33.52–2011 «Организация строительного производства. Организация строительной площадки. Новое строительство».

9. «Правила по охране труда в строительстве», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 336н от 01июня 2015 г.

10. «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора Российской Федерации № 533 от 12 ноября 2013 г.

11. «Правила по охране труда при погрузочно–разгрузочных работах и размещении грузов», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 642н от 17 сентября 2014 г.

12.  «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 328н от 24 июля 2013 г.

13.  «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 г.

14.  «Расчетные нормативы для составления проектов организации строительства», ЦНИИОМТП Госстроя СССР, 1991 г.

Исходными данными для проектирования общеплощадочного стройгенплана служат:

- разделы проекта строительства объекта капитального строительства: схема планировочной организации земельного участка; конструктивные и объемно–планировочные решения; смета на строительство объектов капитального строительства;

- план транспортной инфраструктуры района;

- решения генерального плана;

- объемы строительно–монтажных работ по отдельным зданиям и сооружениям;

- номенклатура и объемы работ, выполняемых в подготовительный период;

- сведения об условиях поставки и транспортирования с предприятий – поставщиков строительных конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования;

- данные об источниках и порядке временного обеспечения строительства водой, электроэнергией, паром и т. п.;

- сведения о возможности обеспечения строительства рабочими кадрами, жилыми и бытовыми помещениями;

- мероприятия по защите территории строительства от неблагоприятных природных явлений и геологических процессов и этапность их выполнения.

Общеплощадочный СГП состоит из графической части и расчетно–пояснительной записки.

Графическая часть проекта включает:

- схему организации площадки с нанесенными на нем объектами временного хозяйства;

- экспликацию основных постоянных и всех временных зданий, сооружений и установок;

- условные обозначения;

- технико–экономические показатели;

- фрагменты общеплощадочного СГП.

Расчетно–пояснительная записка содержит расчет потребности по укрупненным показателям и служит обоснованием принятых решений элементов строительного хозяйства – механизированных установок, временных зданий и сооружений.

Технико–экономическими показателями СГП при сопоставлении вариантов могут служить следующие данные:

- удельные затраты на временные здания и сооружения;

- продолжительность работ по организации строительного хозяйства в подготовительный период;

- объем и стоимость затрат на временные здания и сооружения в целом и по отдельным видам строительства (дороги, здания, сети и т. д.) и работ (транспортные, складские и т. п.) отнесенных к стоимости СМР или к 1 га территории строительства;

- трудоемкость работ по организации временного хозяйства.

Состав пояснительной записки:

1. Характеристика района по месту расположения объекта капитального строительства и условий строительства.

2. Оценка развитости транспортной инфраструктуры;

3. Характеристика земельного участка, предоставленного для строительства, обоснование необходимости использования для строительства земельных участков вне земельного участка, предоставляемого для строительства объекта капитального строительства;

4. Описание особенностей проведения работ в условиях действующего предприятия, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи для объектов производственного назначения;

5. Описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи для объектов непроизводственного назначения;

6. Обоснование принятой организационно–технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства (его этапов);

7. Обоснование потребности строительства в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче–смазочных материалах, а также в электроэнергии, паре, воде, временных зданиях и сооружениях;

8. Обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций;

9. Описание проектных решений и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства;

Далее приводятся рекомендации по изложению ряда пунктов этого раздела, требующих пояснения.

Характеристика района по месту расположения строительства включает описание рельефа и местоположения района, геологического строения, гидрологических условий (в том числе грунтовых вод), климата (среднегодовых температур, ветров и т. п.).

Оценка развитости транспортной инфраструктуры производится на основании плана транспортной инфраструктуры района строительства. По итогам оценки составляется транспортная схема с указанием расстояний и направлений перевозки грузов, которая наносится на строительный генеральный план. В случае необходимости на отдельном чертеже разрабатывается транспортная схема строительства, на которой обозначены действующая дорожная сеть, а также необходимые дополнительные дороги, подъезды, площадки и т. п.

Описание особенностей проведения работ в условиях действующего предприятия содержит перечень работ по реконструкции (переустройству цехов, расширению зданий, сооружений) или техническому перевооружению предприятия, требования к режиму его работы (без остановки производства, с частичной или полной остановкой), оценку влияния стесненности на выбор способов основных строительных работ, обоснование средств механизации, применяемых для выполнения этих работ.

В случае проведения работ в местах расположения линий электропередачи приводятся их описание и характеристики, определение охранных и опасных зон, излагаются условия работы.

 Описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки состоит из характеристики стесненных условий, определения опасных зон, образующихся при работе грузоподъемных кранов, указания объектов, попадающих в опасные зоны, из обоснования мероприятий по безопасному проведению работ (ограничение зон обслуживания кранами и сокращение опасных зон, устройство защитных сооружений (укрытий), применение защитных экранов и т. п.).

В составе раздела могут быть приведены:

условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов, меры по безопасной работе нескольких кранов;

мероприятия по временному закрытию улиц, по ограничению движения транспорта, изменению маршрутов транспорта.

В случае проведения работ в местах расположения линий электропередачи описание их приводится так же.

Организационно–технологическая схема возведения объекта капитального строительства устанавливает последовательность строительства основных объектов, объектов подсобного и обслуживающего назначения, наружных инженерных сетей и сооружений.

Организационно–технологические схемы возведения основных зданий и сооружений устанавливают последовательность возведения отдельных зданий (сооружений) по их частям (узлам, секциям, ярусам, этажам и т. д.).

Потребность строительства в кадрах определяют на основе выработки на одного работающего в год, стоимости годовых объемов работ и процентного соотношения численности работающих по их категориям (табл. 3.1).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: