Этика и практика Ислама

 Вся нравственная жизнь мусульман охватывается «Пятью столпами Ислама»:

1. Таухид – исповедание веры в Единого Бога.

2. Намаз – пятикратная молитва.

3. Закят – милостыня.

4. Ураза – пост.

5. Хадж – паломничество в Мекку.

Немного странно, что мы не видим привычных заповедей: не убей, не воруй и т.д. Почему? Все заповеди Моисея вошли в первый столп Ислама, так как исповедание веры и есть нравственная жизнь. Убийца, пьяница, вор как может быть исповедником Ислама?

1. Таухид – это исповедание веры в Единого Бога, постоянное демонстративное следование монотеизму: исповедание шахады при принятии Ислама, постоянное исповедание шахады в жизни и до самой смерти. Любое отклонение от монотеизма есть ширк – грех. К большим грехам против первого столпа веры относится неверие в Бога, поклонение чему-либо кроме Аллаха, лицемерное исполнение религиозных норм, клятва чем-либо иным кроме Аллаха, колдовство как служение шайтанам, глумление над Аллахом, Кораном или пророком, отречение от Аллаха. Совершая эти грехи, человек становится неверным, обречённым на вечную погибель. Малый ширк, не отделяющий человека от мусульман, охватывает более мелкие грехи: показную набожность, ссоры между мусульман, обман мусульманина и т.п.

С первым столпом Ислама связана и особая религиозная практика Джихат (букв. «усилие») – «Аль-джихат фи сабили-Ллах» – «борьба на пути Аллаха» для утверждения единобожия и искоренения всего, что ему противостоит. Различают Великий Джихат и Малый Джихат.

Великий джихат – это борьба со своими злыми страстями и привычками, связанными с сердцем, словом и рукой. Джихат сердца подразумевает веру и милосердие в сердце (борьбу с неверием и жестокосердием). Джихат руки подразумевает воздержание руки от зла, от побоев, от воровства, и открытие руки для милостыни добра, для отталкивания зла. Джихат языка – это борьба со сквернословием, усилие для пресечения плохих слов и открытия добрых слов, для правды и таухида.

Малый джихат – это военные действия для защиты родной земли, веры и единоплеменников. Это ответ на незаконное запрещение проповеди Ислама в соседних странах. Это ответ на вероломное нарушение договорённостей. Во время военного Джихата запрещается убивать женщин и детей, престарелых людей, инвалидов и тяжелобольных, монахов и молитвенников из людей Писания, а также выплачивающих по договору с мусульманами налоги.

Всякий мулла, проповедник Ислама, учитель, мать, поучающая детей – маджахеды – люди Джихата. Дело Джихата – дело всей жизни на всех её поприщах.

«Военный джихат прекращается, когда враг капитулирует. Джихат не может начаться, если мусульмане заключили договор о ненападении с неверными».[126]

На уроке можно поставить перед ребятами вопрос: почему воровство, пьянство, блуд, наркомания, гнев, сквернословие, рукоприкладство в семье являются нарушением таухида? Это совершенно очевидно, так как на место Бога ставятся вещи ничтожные и не соблюдается Великий Джихат. Пусть в тетрадях каждый напишет, когда ему удалось победить какое либо плохое дело. Следующий вопрос: осуждает ли Церковь военный Джихат?

Важно понять, что понятие Священная война есть и в Христианстве. Наши знаменитые воины, витязи и полководцы, причисленные к лику святых, вели Священную войну за веру, царя и отечество. Многие войны Ветхого Завета были, по сути, военным Джихатом. И последняя великая война, по сущности, была война за веру против сатанизма, о чём писали наши духовные наставники во время войны. Вопрос: почему иногда отказ от малого Джихата есть преступление и большой грех против родных и Бога?

Мы почитаем людей и святых, отдавших жизнь за Родину. Их кровь подтвердила веру их. Точно также мусульмане почитают шахидов – людей джихата (маджахетов), ставших мучениками (шахидами). Шахид – есть и свидетель веры, и мученик.

2. Намаз – это пятикратная молитва, которую поручил Аллах людям во время миграджа Мухаммеда на седьмое небо. Первоначально дано было 50 молитв в день, но Мухаммед упросил Аллаха посильную заповедь пятикратной молитвы. «Намаз это обязательное ритуальное молитвенное правило каждого мусульманина. Намаз должны выполнять все взрослые мусульмане, за исключением тяжелобольных, беременных женщин и воинов, находящихся в боевых условиях. Однако и тем необходимо участвовать в намазе хотя бы мысленно».[127] Намаз совершают после определённого обряда омовения, с соблюдением ритуальной чистоты. Направлением (киблой) молитвы взята Мекка, храм Каабы. В мечети (молитвенном доме) есть ниша, которая указывает направление (киблу) на Мекку – михраб. Муэдзин призывает мусульман с минаретов (от араб. «манара» – маяк) – особых башен, расположенных рядом со зданиями мечетей. В мечетях особо торжественно совершаются моления в священный для мусульман день – пятницу, а также в дни праздников. При этом руководителем синхронной молитвы верующих выступает имам (букв. «предстоятель»). Он руководит молитвой и читает проповедь с небольшого возвышения – кафедры, называемой минбар. Вопрос к детям: что находится внутри мечети? Для сравнения вспомним, что находится в храме? И престол, и иконы, всевозможная утварь. А в мечете? Ничего! Мечеть должна быть пустой, ибо там пребывает невидимый Бог – и более никого. В коптских и западных храмах, в молитвенных домах протестантов тоже бывает пусто. Богу только следует там молиться. В этом, как говорил протоиерей Геннадий Фаст (в лекции об Исламе), есть определённая сила и преимущество мусульман.

Заметим, что шииты молятся только три раза в день.

3. Закят – это милостыня, выплачиваемая мусульманами для поддержки малоимущих братьев по вере. Ежегодно с хорошего поля десятину принято отдавать как закят. Если поле плохое, с искусственным орошением, то налог на бедных составляет 1/20 урожая. С остальных доходов взымается 1/40 часть прибыли. Собранные средства идут на поддержание уммы, на бедных и малоимущих, на странников, на совершающих хадж, на привлечение к вере сердец неверных, на армию и содержание сборщиков налогов, на выкуп мусульман-пленников, на погашение долгов тех, кто брал на благие цели, на дела во имя Аллаха. Все собранные средства переходят в руки кади – судьи, знатока шариата.

4. Ураза – пост, призванный укрепить веру и волю мусульман, освободить их на время от мирских привязанностей и посвятить это время развитию духовной природы. Главный пост в месяц Рамадан относится к почитанию времени дарования Корана. Во все дни этого поста мусульмане не вкушают и не пьют ничего в течении дня, воздерживаются от супружеских отношений, размышляют о духовных вещах. Ночью пост отменяется. И не потому, что не видит Аллах (мнение невежд), а потому, что Всевышний знает слабость человеческой природы и не желает мук совести из-за неизбежных падений и нарушений поста при непосильных требованиях. Известно, что вопреки общему мнению о ночных перееданиях мусульман, человек, весь день постившийся, физически не в состоянии много съесть – это невозможно и смертельно опасно. Кто не держит поста, по словам Мухаммеда, имеет слабую веру и слабую волю. Тяжелобольные, кормилицы, беременные, женщины, страдающие после родов и в месячные дни, путники освобождаются от поста. Но им следует попоститься в другое удобное для них время (Коран 2:184), или накормить бедняка во искупление нарушения.

Во время Рамадана прочитывается весь Коран при ежедневных общих собраниях на молитву. Завершение поста сопровождается праздником Ураза-байрам, который начинается сразу после окончания месяца Рамадан и длится несколько дней. Принято собираться в эти праздничные дни всем родным и угощать бедных, дарить подарки, посещать могилы близких.

5. Хадж – паломничество к месту святыни (в Мекку). Совершается каждым мусульманином минимум 1 раз в жизни. Освобождаются от хаджа дети, немощные старики, больные люди, увечные, а также те, кому грозит опасность попасть в плен. Женщине нельзя ехать одной, но всегда в сопровождении мужчины.

Паломники в 12-й месяц Зульхидж в 7-й день прибывают в Мекку. Прежде всего, они проходят очистительные омовения, постриг волос и ногтей, отсекая, оставляя (образно говоря) прошлые грехи. Тело, по возможности, умащается благовониями в знак новой чистой жизни. Затем паломники облачаются в белоснежные одежды – образ сияющей души. Теперь запрещается им вступать в половые отношения и снимать одежду до окончания хаджа. Далее, паломники направляются к Каабе – первому святилищу Единого Бога, построенному Адамом и восстановленному Авраамом. Совершается умра – семикратный обход Каабы, намаз и вкушение воды из источника Зам-зам, восхождение на холм Сафо. Потом творится молитва в сторону Каабы и совершаются семикратные перебежки между холмами в память о метаниях бедной Агари и Измаила. В восьмой день месяца паломники отправляются в долину Мина и пребывают там всю ночь. Переходят затем в долину Арафат (22 км. от Мекки). Здесь у горы Арафат целый день молятся, а ночью проходят в долину Муздалифа (9км. от Арафата). Утром отправляются в долину Мина, где бросают семь камушков в столб (скалу) – образ шайтана.

 Следующий этап: принесение в жертву животного в память о великой жертве Авраама, который не побоялся отдать сына своего Измаила (так считают мусульмане) в жертву Богу. Бог остановил руку Авраама и заменил жертву овцой. Паломники теперь могут побриться и постричься, и вернуться в Мекку. Там опять совершают они обход Каабы, пробежки между холмами и в течении трёх дней томятся в долине Мина, бросая после полудня камешки в образ шайтана. Вот эти-то три дня и являются праздником Курбан-байраном, когда по всему мусульманскому миру жертвуется по одному барашку с человека – чистого, не имеющего порока (или козлёнка). Мясо делится на три части: для семейного праздника, беднякам и тем, кто попросит. Принято дарить подарки, ходить в гости и на могилки, раздавать милостыню. Это праздник в честь жертвоприношения Авраама.

Совершивший хадж именуется теперь хаджой с правом ношения особых одежд. Ему оказывается сугубое уважение. Он должен всем показывать пример новой чистой жизни.

Шариат как образ жизни мусульманина в переводе означает «правильный ясный путь». Это свод юридических, нравственных, религиозных норм поведения мусульман. Что же является источником Шариата (мусульманского права)? Безусловно, это Коран и Сунна. Но эти священные руководства не в состоянии охватить все вопросы и случаи живой повседневной практики. Поэтому в решении многих бытовых вопросов прибегают к общему мнению авторитетных лиц (иджма). Используют суждения по аналогии с имеющимися прецедентами (кияс) и принцип простоты и ясности (истихсан). Частное решение официальным лицом (муфтием) называется фетвой. Фетва не должна противоречить Коранну и Сунне. Все случаи жизни в Исламе разделены на категории: обязательные, желательные, нейтральные, нежелательные и запрещённые.

 Шариат призывает верных сынов Ислама исполнять пять столпов ислама; по возможности помнить и не забывать в душе Бога, за ранее совершённые грехи каяться, изучать природу и видеть в ней могущество Божье. Следует благодарить Бога за его дары. Приступив к исполнению какого-либо действия, положиться на Бога. Если настигла какая-нибудь беда (болезнь, смерть, катастрофа и т.п.), считать, что всё это происходит по воле Бога и проявлять сдержанность, терпеливость (остерегаться возникновения плохих мыслей по отношению к Богу).

 Отношения к жёнам регулируется, например, такими правилами шариата: «Муж обязан содержать жену…, не проявляя к ней актов насилия…подготовить для жены отдельный дом или комнату…, обеспечить жену необходимой одеждой…, продуктами питания».[128]Важно оказывать жене любовь, уважение, исполнять супружеские обязанности в отношении её. Если жён много, то всё это требуется равно исполнять по отношению к каждой жене.

Словарь терминов

 

Великий Джихат – борьба со своими злыми привычками и страстями.

Джихат – усердие, усилие в борьбе за веру.

Закят – милостыня.

Иджма – консенсус – общее решение авторитетных знатоков Шариата.

Имам – предстоятель мусульман на молитве.

Истихсан – принцип ясности и простоты в принятии правовых решений.

Кади – судья, знаток Шариата, распорядитель закята.

Кибла – направление молитвы на Священное место (Мекку).

Кияс – правовое решение по аналогии

Малый джихат – военная борьба за веру.

Минбар – кафедра проповедника в мечете.

Михраб – особая ниша в стене мечети, указывающая киблу.

Намаз – молитва (перс.).

Умра – семикратный обход Каабы, ритуалы очищения при Каабе

Ураза – пост.

Ураза-байран – праздник по окончании Рамадана.

Фетва – решение официального лица по какому-либо вопросу.

Ширк – грех, отклоняющий нас от чистого монотеизма.

Искусство Ислама

Основами исламского искусства, определяющими принципами его являются: Единобожие, неприятие идолопоклонства, приоритет целого над частным и индивидуальным (отражение мусульманской веры в жёсткий абсолютный детерминизм бытия), приоритет слова над формой. Мы видим во многих мечетях соответствующий главной идеи Корана один огромный купол – символ единого Аллаха и единого духовного мира. Устремлённый ввысь минарет как перстом указывает на Единого Бога и как бы вопиет, что нет Бога кроме Аллаха и нет ему равных сотоварищей. Орнаментика, доведённая до неподражаемой виртуозности с наличием жёсткой геометризации есть реализация идеи абсолютного детерминизма мира, где заранее всё предопределено, рассчитано и взвешено Аллахом, где целое доминирует над частным.

Отсутствие живописных изображений и объёмных статуй людей и животных – отличительная черта мусульманского искусства – связана с запретом поклоняться идолам, со страхом соблазнить собратьев по вере красотой Божьего творения и ввести их в искушение обожествить эту красоту. Геметризованные растительные формы доминируют в интерьере и экстерьере, так как в образах нерастительных живых одушевлённых существ присутствует больше индивидуальности, что противоречит духу Ислама, ставящего общее и целое выше частного и индивидуального. Мухаммед говорил, что художник, который нарисовал кого-либо из людей и животных, должен оживить его (дать изображённому существу присущую ему душу). В противном случае он унижает живое существо ущербным, ложным, нереальным его изображением. В Судный день изображённые существа придут к художнику и попросят дать им душу. Бессильные и слабые, неспособные наделить существа, созданные ими, живой душой, художники будут мучиться в огне за кощунственное своё дело.

Несмотря на этот запрет, на периферии исламского мира: в Месопотамии, в Персии, в Индии довольно рано, а в позднее средневековье более и более, появляются шедевры восточной исламской миниатюры. Почему именно там? Это связано с тем, что эта миниатюра развивалась ещё до Ислама и была допущена в шиитских кругах. Шииты были не так строги в отношении живописи, как сунниты. Места шиитов – это места развития точных наук: Персия, Месопотамия. Там вставал неизбежный вопрос: как можно точно передать строение технических сооружений, отличительные признаки лекарственных растений, устроение человеческого организма или звёздного неба без соответствующих иллюстраций? Такие произведения как «Книга о пользе животных», «Трактат о гидравлических сооружений» (XIII в.), «Фармакология» Диоскорида (XIII в.) и многие медицинские трактаты мусульманского Востока были хорошо проиллюстрированы изящными, тонкими, несущими богатое содержание миниатюрами. Мы видим появление миниатюр и в исторических трактатах («История монголов», «Путешествие Сулеймана Великолепного» и в др.), а также в художественных произведениях: «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами, «Макам» Бади-Аз-Замана и др. «Запрещения изображать живое находятся главным образом в устных изречениях Мухаммеда, записанных позднее, а не в Коране; чем и объясняется, что мусульмане далеко не все этому запрещению повинуются: так Шииты Персии не подчиняются ему и создают цветущую школу живописи»[129]

Искусство первых мусульман – арабов – не было чем-то выдающимся: простые огороженные плетнём дворы, частично перекрытые навесом, незамысловатые коврики – вот всё убранство первых мечетей. Но по мере завоевания Римско-эллинского мира, с одной стороны, и покорения Востока, с другой стороны, мусульмане приспосабливают захваченные молитвенные здания под мечети, а на всю завоёванную культуру того или иного района накладывают унифицирующий дух Ислама. Соответственно: мастера, зодчие завоёванных земель строили мечети, минареты, дворцы, бани, медресе, госпитали мусульман, исходя из своих умений (1) и законов Шариата (2). Поэтому мы видим появление своеобразных архитектурных направлений, обладающих своими специфичными чертами на фоне общего стиля мусульманской архитектуры: Египетская архитектурная традиция Ислама, Византийская архитектурная школа мусульман, Ирано-Иракская архитектурная школа, Мавритано-Сицилийская (Испанская) архитектура, Индийская школа и Татарская архитектура. Например, в Иране зародился однокупольный храм-мавзолей со своеобразной статикой пространства (отличительная черта Восточного мистицизма, где статика есть условие самоуглубления, молитвенного предстояния – без движения). Египет отличался древним искусством работы со светом и звуком, воплощённым ещё в пирамидах и коптских храмах; его стиль характеризовался, кроме того, простотой бедуинских кочевников и грандиозностью масштабных построек (мечети Каира достигали размера 120•120 метров). Византия, воспринявшая статику иранского храма, развила искусство однокупольного храма с его статикой пространства в крестово-купольное зодческое искусство с сохранением доминанты главного купола. Византийская орнаментика, архитектурные приёмы в оформлении аркад, фризов, капителей, пандантивов, куполов и колонн вошли в мусульманский мир, обогатившись сверхсложной геометризацией растительного орнамента, сложной сталактитовой внутренней поверхностью куполов, подчёркнутой вертикалью минаретов и красивой вязью имён Божьих и высказываний из Корана на стенах и фасадах. Наиболее эклектичным и роскошным архитектурным стилем Ислама стал Мавританский стиль (дворец Альгамбра – XIII - XV века). Мечети Испании насчитывали до 1000 колонн. Мавританский стиль, казалось бы, вобрал в себя все достижения Востока и Запада. Крестово-купольная ирано-византийская организация пространства (статика предстояния) органично соединилась с Римской архитектурной традицией базилики, в которой ряды колонн и продольные нефы воплощают принцип шествия, движения, направление молитвы в одну сторону – ясный прямой последовательный путь в рай, в покой, в статику мира, где всё определено волей Аллаха.

Православные храмы Сирии и Византии искусственно переориентировались с востока на юг и юго-восток, то есть на Мекку: в стенах храмов в направлении Мекки устраивался михраб – украшенная арабесками и словами из Корана ниша, задающая направление молитвы (мечеть Омейадов в Дамаске, мечеть Айа-София в Стамбуле).

 В связи с приоритетным направлением Ислама в развитии орнамента и растительных узоров, в мусульманском мире достигли небывалой высоты художественно-производственные направления: ковроткачество, инкрустация узорами и словами из Корана керамики, металла, дерева, манускриптов, оружия, многочисленных предметов быта. Достигла апогея каллиграфия. Развивалась военная и мирная техника. Арабески – сложный растительный узор перешёл и в культуру Европы. Орнаментами арабскими украсились и христианские храмы (особенно в эпоху иконоборчества).

 Не заметили ли вы, что именно в XIII веке наблюдается в Исламском мире наиболее яркие произведения искусства? Это связано с тем, что в XIII веке арабский Ренессанс достиг своего апогея, и в это время в искусстве Ислама индивидуальное начало смогло получить некоторую возможность реализовать себя. «Человек выступает как средоточие и квинтэссенция мира, посредник между миром и Богом»[130]. Ибн-Араби (1165-1240гг.) говорит про человека: «Он для Бога то же, что зрачок для глаза… выделяется в мире, как выделяется камень в перстне»[131].

К этому времени сложились такие своеобразные мусульманские архитектурные типы как медресе (духовная школа или теологический университет), маристан (благотворительный госпиталь), суфийские обители, странноприимные дома, мазар-мавзолей или культовый комплекс над могилой мусульманского богослова, наставника или мученика-шахида. В исламском зодчестве получил развитие принцип «скрытой архитектуры»: неприглядные глухие фасады защищают от постороннего взгляда разнообразно оформленный интерьер помещения, скрытые во внутреннем дворе сад с фонтаном, водоемом, цветущей зеленью. Это образ того, что мусульманин, с виду скромный и сдержанный, должен быть духовно-богатым внутренне, имплицитно.

Высшим достижением мавританского зодчества стала резиденция эмиров испанской Гранады – Альгамбра (XIII-XIV века). Это целый дворцово-парковый комплекс с многочисленными башнями, дворцовыми помещениями, фонтанами и садами, созданными при завоевании мусульман Испании. Это учебник мусульманского искусства: здесь есть все виды инкрустаций (по дереву, камню, кости, кафелю, мрамору и металлу) – золотом, серебром, драгоценными камнями, мозаикой. Здесь всюду сверкает живая вода, отражающая лёгкие аркады колонн и филигранные арабески со словами Корана. Девиз хозяев дворца Насридов выбит на стене: «Побеждает только Аллах». 124 колонны сияли во времена Насридов золотом. Двор воплотил сказание Корана о рае: здесь текут 4 реки, растут райские деревья. Мавританская культура повлияла и на европейцев. Именно через мавров Испании пришли в Европу арабские науки: алгебра учёного Аль-Хорезми, медицина Абу-ибн-Сины (Авицены), сведения по астрономии и географии.

Вершиной архитектурного искусства мусульман Индии стал Тадж-Махал – самый дорогой и красивый в мире Мавзолей, построенный в Агре мусульманским Шахом Джахаром (из монголов) ради умершей в родах любимой жены Мумтаз Махал (XVII век). Здесь мы видим образ небесного рая с реками и дворцом с восьмью вратами. Весь комплекс как бы летит в воздухе и наполнен небесным светом Нур. Белоснежные мраморные стены инкрустированы цветами из драгоценных камней, врезанных в мрамор: это искусство - техника Пьетро-Дура - пришла в Индию и Италию из Византии.

Таким образом, загадочный мир Ислама стал немного ближе к нам и уже нам есть о чём побеседовать со школьниками. Главные черты Исламской культуры учащиеся вполне могут отгадать сами: отсутствие живописи и скульптуры, филигранные математически выверенные узоры растительного орнамента, единство форм с единым центром, преобладание частного над целым, каллиграфия Коранического Слова. Важно навести их на личное осознание причин данного своеобразия исламского искусства. Изучив основы вероучения, нетрудно будет им догадаться о доминантах в мусульманской культуре, об идеях и первопринципах, заложенных деятелями мусульманской культуры в их произведениях. Строгое Единобожие, железное доминирование целого над частным, непримиримая борьба с идолопоклонством, фатальный детерменизм бытия (предопределение), всецелая покорность Всевышнему, абсолютный приоритет Корана, страх Суда Аллаха в настоящей жизни и в Судный день. Это всё и будет главным отличием всей мусульманской культуры.

Вопросы и задания:

1. Найдите причину молниеносного завоевания всего южного Средиземноморья Исламом?

2. В чём истинное достоинство Мухаммеда? В чём причины его первоначальных сомнений в своей миссии?

3. Какова причина категоричности мусульман в межконфессиональном диалоге? Какие пути её преодоления?

4. Какие две негативные эмоции души труднее всего победить в Исламе? И почему?

5. В чём существенное преимущество современной практики мусульманского благочестия?

6. В чём созвучие мусульманской веры с обычаями аравитян?

7. Какие художественные приёмы мусульманского искусства отражают доминанты веры Ислама?

8. Что побуждает современных таджиков и мусульман участвовать в строительстве православных церквей?

9. Какая церковь Ленинградской области построена мусульманским муллой?

Тексты для творческих заданий [132]

Текст 1. Страсть к приумножению [богатства и детей] овладела вами и отвращает [от служения богу единому] до тех самых пор, пока не сойдете вы в могилы. Но не следует [предаваться страсти этой]. Скоро узнаете вы [об этом] (Коран).

Вопросы:

1. Почему не должно делать главной целью своей жизни «приумножение богатств»?

2. Почему «приумножение богатств» Коран называет страстью?

 

Текст 2. Горе же тем молящимся, которые не творят молитвы истово, которые лицемерят и запрещают [к тому же] подавать милостыню (Коран.)

Вопросы:

1. Почему в вере обязательно надо быть искренним?

2. Почему помощь неимущим является непременной обязанностью каждого верующего человека.

Текст 3. Мухаммад сказал: «Как вы думаете, если бы у дверей кого-либо из вас протекала река, и он купался бы в ней ежедневно пять раз, осталось бы [на его теле] хотя бы пятнышко грязи?» [Слушатели] сказали: «[На его теле] не осталось бы ни единого пятнышка [грязи]». На что Мухаммад сказал: «Пример [этой реки ] подобен примеру пятикратной молитвы, посредством которой Аллах стирает прегрешения» (Из хадисов).

Вопросы:

1. Почему Мухаммад сравнил молитву с омовением?

2. Почему Мухаммад объяснял людям смысл религиозного обряда в форме притчи?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: