Ислам как предмет изучения в школе

2.2.1 Введение

 Современная педагогика и теология должны пересмотреть псевдонаучные представления об Исламе, не соответствующие подлинной исламской культуре и роли мусульман в мировой истории. Эти мифы о мусульманах связаны с крайним невежеством, а порой с суеверным страхом перед неведомым миром каких-то «кровожадных шахидов».

 Например, мусульманство обычно принимают за самую юную религию. Ислам нельзя считать молодой религией, так как он восходит исторически к Аврааму и его сыну Измаилу, т.е. к началу второго тысячелетия до н.э. и ему уже без малого 4000 лет. Ни одна современная религия не имеет такой древности. Ещё до иудейства (связанного с Моисеем (XIII в. до н.э.)) и до появления христианства (I в. н.э.) существовал, по убеждению правоверных, ислам (XIX в. до н.э.).

 Много мифов сложили европейцы об Исламе. Ислам, например, недопустимо отождествляют с фанатизмом, но он, как оказывается, при знакомстве с его представителями, есть вовсе не слепая фанатичная вера, а разумная вера в Единого Бога, Творца мира. Ислам принимают за терроризм, но согласно Корану, он не проповедует фатальную агрессию ко всем людям, он проповедует уважение к христианам, к иудеям, к общечеловеческим ценностям. Мусульмане являют пример любви к родителям и старшим (нет домов престарелых в странах Ислама), милосердие к людям, защиту своей веры и своих верующих, заботу о рождении и воспитании детей (нет брошенных детей у мусульман). Мусульмане выгодно отличаются трезвым образом жизни (в Исламе запрещено употреблять алкоголь). Мусульмане категорически запрещают себе сквернословие, употребление мата как оскорбление матери, к которой каждый мусульманин питает величайшее уважение. Милосердие к бедным пронизывает весь Коран как фундаментальная истина нравственной жизни мусульманина. В странах Ислама категорически запрещается пропаганда разврата через СМИ, через книги, через личный пример, через распущенность в одежде, в движениях, в речи и поступках. Целомудрие мусульман резко отличает их от европейцев. 

 Согласно христианской библии, Ислам имеет непосредственное древнее благословение Божье и особую миссию на земле, проявляющуюся вот уже в течение четырех тысячелетий. Полтора миллиарда мусульман имеют такое единство, которое не ощущают даже христиане. Любой таджик, узбек, татарин – каждый мусульманин – ощущает постоянно родные плечи миллионов братьев по вере. Нередко невежды объявляют мусульманство бесовщиной, в то время как Ислам, напротив, есть активное преодоление язычества, идолопоклонства и сатанинских культов с человеческими жертвоприношениями, которые господствовали в Аравии до Мухаммеда (до VII века). Сущность того или иного явления нельзя ограничивать негативным поведением недостойных представителей его. Сущность Ислама нельзя видеть в терроризме (террор присущ любым людям любой цивилизации как вид деградации человека – например, «христианский» террор конкистадоров). Основа мусульманской веры состоит в возвращении назад – к вере Авраама (Ибрагима) – к вере в единого Бога, Творца всего мира. Неправомерно, и даже несправедливо пред правдой и совестью, отвергать Бога мусульман как злого духа под именем Аллах, а ведь именно так думает часть христиан. «Аллах», или на библейском языке «Эллоах», есть один и тот же Бог, Господь, Творец мира. Отводя место Аллаху в аду, христиане совершают тяжелейшее в мире кощунство. Они нарушают постановления Константинопольского Собора XI-го века, запретившего мусульманам, принимающим Христианство, отрекаться от Аллаха – нашего общего Бога. При переводе Корана, беспрецедентно, случайно или намеренно, имя Божье – Аллах (= Б-г) – почему-то не перевели (или не захотели перевести) на наш язык. В древнем арабском Евангелии везде, где стоит имя Бога, Отца Иисуса Христа, стоит слово «Аллах», и это имя восточные христиане арабы произносили ещё за 500 лет до Мухаммеда и произносят вот уже 2000 лет как имя христианского Бога.

 Прошло время дилетантских приёмов в изучении религии. Современная ситуация в мире, когда Ислам активно распространяется в Европе, а представители христианской культуры знают лишь 10% негативной информации об Исламе, приводит к тому, что встреча с неизведанным девяностопроцентным позитивом Ислама оборачивается таким сильным разочарованием в «христианстве» и таким восхищением Исламом, что тысячи номинальных христиан принимают сегодня мусульманство. Это особенность только XXI века. Социологические прогнозы предсказывают полную исламизацию Европы через несколько десятков лет и исламизацию России через полвека. XXI век (хотим ли мы этого или не хотим) проходит под зеленым знаменем Ислама.

 Приступая к изучению Ислама, важно создать такую ситуацию на уроке, когда все дети постараются самостоятельно ответить на вопрос: «Почему Ислам сегодня так быстро распространяется в мире?». Вариативность ответов увеличится, если обратить внимание на то, какие нравственные ценности утрачиваются сегодня в нашем мире и какие нравственные ценности привлекают людей к Исламу. Апеллируя к библейским текстам (Библия, книга Бытия: 16-17 главы), рассказывающим о самых истоках Ислама, важно создать такие условия работы школьников на уроке, когда они сами откроют причины многолетнего активного распространения Ислама и его кардинальных особенностей, исходя из изучения истории жизни праотца Авраама и Сарры и их служанки Агари. С удивлением откроется, какое своеобразное благословение 4000 лет назад получил сын Авраама Измаил – родоначальник всех мусульман – о будущем Ислама. Здесь коренится тайна влияния Ислама и его самая настоящая сущность. Как сказал Агари Бог об активности Измаила и его потомков: «он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих» (Бытия 16: 12). Аврааму Бог открыл будущее ислама в таких словах: «… об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Бытия 17: 20). В связи с этим открытием совершенно понятными становится многовековая стойкость арабов на фоне беспрерывно сменяющихся этносов, уходящих в небытие. Отсюда проясняются многие религиозные термины и имена ислама; становятся понятными наименования мусульман агарянами, измаильтянами, мусульманами или исповедниками ислама.

 В результате первоначального знакомства с подлинной историей ислама, школьники смогут увидеть общее смысловое поле пересечения Библии и Корана и единство религиозной истории; осознают и почувствуют нравственное единство человечества. Совсем по-другому они взглянут на своих одноклассников мусульман, имеющих столь древние традиции, уходящие в железный век древнего мира. Это облегчит трудный диалог между христианами и мусульманами, который до сих пор не осуществляется на должном уровне из-за элементарного незнания друг друга и чрезвычайной категоричности мусульман и некоторых христиан.

 

Словарь терминов

Агаряне – потомки прародительницы египтянки Агари.

Ислам в переводе с арабского есть мир (салам) с Аллахом, примирение с Ним и покорность Аллаху.

Муслим или мусульманин есть примирившийся, покорившийся Аллаху. Ибрагим – это праотец Авраам – библейский отец Измаила (родоначальника арабских племён) и Исаака (от которого произошли иудеи). Измаил – отец двенадцати арабских племён. И понятно, почему именно ислам имеет такую активную миссию в мире: «руки его на всех и руки всех на него» (Быт. 16:12).

Измаильтяне – это потомки Измаила, сына Агари, есть то же самое, что и агаряне.

 

История Ислама

  Истоки религии арабов восходят к праотцу Аврааму. Библейский отец всех верующих трёх монотеистических религий – Авраам (Ибрагим) – при всеобщем распространении идолопоклонства в начале II-го тысячелетия до н.э. сохранил единобожие – веру родоначальников всего человечества – веру Адама и Ноя. Это единобожие он передал сыну своему Измаилу, с которым устроил первоначальный храм в Мекке у источника Зам-зам. Источник воды Зам-зам и храм Каабы – это место, где остановились в странствовании по аравийской пустыни служанка Авраама Агарь с сыном своим Измаилом.

 Со временем храм Каабы наполнился идолами, а аравитяне стали многобожниками. В их религиозную жизнь ворвалось язычество окружающих народов. Особенно сильное влияние оказал сабеизм – поклонение звёздам (от «сабо» – «звезда»), пришедший из Месопотамии, а также зороастризм – огнепоклонничество – поклонение огню и солнцу, пришедшее из Ирана. Сильным стало почитание магической силы камней. Языческая религия арабов дошла до человеческих жертвоприношений: новорожденных девочек стали закапывать живыми в землю, чтобы дух ребёнка охранял жилище.

 Труднодоступная пустынная Аравия ещё называлась «Счастливой Аравией» по причине того, что она не была завоёвана кем-либо и представляла собой уголок религиозной и политической свободы: каждое племя обладало самостоятельностью и исповедовало свою религию. Это привело к тому, что гонимые за веру в Римской или иной империи стремились укрыться в Аравии. Так, иудеи после разрушения Иерусалима и изгнания из Рима (I-II вв. н.э.) во множестве поселились в Аравии, восприняв бытовые стороны арабов и сохранив верность Торе (Пятикнижию Моисея). А после установления официального православия в Византийской империи (IV в.) многочисленные еретики-христиане, имеющие отклонения от официально принятого православия, ссылались в Аравию: ариане, несториане, карпократиане, василидиане, маркиониты и многие другие. Арианское знание о Христе как о высшем творении Бога было воспринято Мухаммедом. Ко времени жизни Мухаммеда Аравия наполнилась самыми разнообразными культами и культурами пришельцев с востока и запада. Среди язычников Аравии сохраняли веру в Единого Бога ханифы – ходячие проповедники единобожия, хранители веры Авраама. Религиозное многообразие сопровождалось борьбой враждующих между собой племён. И сама культурно-историческая обстановка Аравии требовала появления человека, способного во имя мира объединить враждующие сепаратизмы под сильной властью единоначалия. И таким человеком стал Мухаммед.

Мухаммед происходил из племени корейшитов (Корейша – «торговец» – родоначальник всех корейшитов), обосновавшихся в Мекке и ведущих активную торговлю как с приходящими в священный храм Каабы паломниками, так и с окружающими землями (через морские и караванные торговые пути). Прадед Мухаммеда Хашим был известным благодетелем Мекки, организовавшим активное снабжение города из Сирии и Йемена. Естественно, хашимиты (потомки Хашима) были хранителями и священного места мекканцев – Каабы. Абу-Аль-Мотталиб, сын Хашима (дед Мухаммеда) был также хранителем Каабы и имел много детей, из которых Абдаллах отличался особенной красотой. От Абдаллаха и Амины и родился в 570 году Мухаммед.

Отец Мухаммеда умер незадолго до рождения сына, а мать скончалась несколько лет спустя после его рождения. Воспитывала младенца кормилица из бедуинов Халима. Она заметила странные состояния ребёнка, временами находившие на него, – у него стекленели глаза, шла пена, он был как бы вне себя. Кормилица отдала мальчика матери, сказав, что ребёнка посещает временами злой дух. После смерти Амины мальчик воспитывался у деда Мутталиба при священной Каабе. Восприимчивый и любознательный Мухаммед с живым вниманием слушал многочисленных паломников из разных мест Аравии и окружающих её земель. Как губка, впитывал он разные предания и истории. После смерти деда мальчика взял к себе его дядя Абу-Талиб, ставший хранителем Каабы. Он поручал юноше пасти овец, брал его в торговые караванные поездки в Сирию и Йемен и даже в военные походы. В Сирии на мальчика обратил внимание христианский монах Багира (в монашестве Сергий), который долго беседовал с Мухаммедом и предсказал ему великое будущее. Он просил дядю беречь племянника, особенно от иудеев. Уже тогда молодой человек восхищался звёздным миром и единством его. Он не понимал, как могут быть богами идолы-истуканы Каабы, которые не могут себя защитить даже от лисы или маленькой мышки. Душа будущего пророка склонялась к мыслям ханифов, говорящих, что арабы уклонились от веры Авраама к ничтожным идолам.

Молодого честного и успешного погонщика верблюдов Мухаммеда наняла богатая госпожа Хадиджа, жительница Мекки, чтобы водить её караваны в города Сирии и побережья Аравии. Она, видя успехи Мухаммеда, его честность, ум, обаяние, дипломатию в торговых делах и безукоризненную способность владеть ситуацией, вскоре поручила ему вообще абсолютно все свои торговые операции. Умная и ещё привлекательная пожилая вдова – Хадиджа - влюбилась в молодого управляющего своего дома. Вскоре сыграли свадьбу, и Мухаммед сразу попал в число первых состоятельных господ Мекки, обладающих достаточным состоянием. Это позволило ему полностью отдаться религиозным размышлениям и упражнениям. Он часто в уединении молился и постился, размышляя о Творце мира. В доме Хадиджи образовался своеобразный богословский кружок, в который входил Варака ибн Науфаль, родственник Хадиджи, изучавший многие религии, раввин Абдалла, персиянин Салман и многие другие. Посещали религиозные беседы и рабы-христиане, и иудеи. Всех их объединяла вера в Единого Бога и презрение к идолопоклонству. Они мечтали возродить чистый монотеизм Авраама.

 Однажды, в 610-м году, в месяце Рамадан, когда Мухаммед молился и постился в пещере горы Хира, недалеко от Мекки, ему явился дух, назвавшийся Джибраилом (архангелом Гавриилом). Этот дух больно придавил ему шею книгой, стал душить его и велел ему читать. Мухаммед, задыхаясь, ответил, что не может читать. Повеление читать повторилось. Ангел привёл сильный довод: «Во имя Бога, создавшего всё, создавшего человека из кровавого шарика, читай имя Всевышнего, того, кто научил человека владеть пером, кто освещает душу лучом знания и научает предметам неведомым!»[118]. Джибраил провозгласил веру в Единого Бога (см. Коран 96:1-5) и пригласил Мухаммеда принять миссию посланника и пророка Единого Бога Аллаха. Как передал это хорошо А.С. Пушкин!

Мужайся ж, презирай обман,

Стезею правды бодро следуй,

Люби сирот, и мой Коран

Дрожащей твари проповедуй.

 Смущённый пришёл Мухаммед домой, не зная, Бог (Аллах) или дьявол явился ему. Он одновременно боялся принять дьявольское внушение и в то же время оскорбить Аллаха отвержением откровения Божьего, если оно от Бога. Но Хадиджа и Варака убедили его, что ему воистину явился великий Намус (ангел) и Бог (нет никакого сомнения) через Намуса говорил с ним как с пророком Моисеем, что он воистину пророк Аллаха, что именно такому честному и духовному человеку как ему должна выпасть великая миссия обращения людей к вере в Единого Бога. Так появились первые строки Корана - Священной Книги мусульман, продиктованной, как они верят, Самим Богом.

 Проповедь единобожия, которую Мухаммед обратил к соплеменникам корейшитам, встретила, однако, резкое негодование идолопоклонников, которые начали гонение на пророка. Пророк грозил идолопоклонникам адскими муками. Над ним насмехались, в него плевали, его били и даже чуть не задушили в самой Каабе, но дядя Абу-Талиб едва-едва спас его. Даже родственники считали его сумасшедшим: странные состояния оцепенения проповедника прямо относили к одержимости злыми духами. К пророку посылали убийц. Мухаммед скрывался, голодал, терпел крайнюю нужду. Сторонником Ислама становиться богатый купец Абу-Бекр, слуга пророка Зайд бин Хариса, богатырь Омар, родственник юноша Али (сын Абу-Талиба) и многие другие. Многие женщины сочувствовали гонимому проповеднику и тайком почитывали записанные первые его речи. Часть последователей пророка, по его настоянию, переселилась в Абиссинию. Это было первое переселение – первая Хиджра мусульман.

 Однажды ночью, по преданию хадисов (сказаний о жизни пророка), Мухаммед был взят Джибраилом и перенесён крылатым конём в Иерусалим, где видел Храм (мечеть Аякса), общался с Моисеем и Иисусом, всходил по небесной лестнице до седьмого неба и получил от Аллаха лично учение веры, правила поведения мусульман, заповедь пятикратной молитвы и «военный трофей». Военный трофей, по словам пророка, отличает его от других пророков. Пророки от Авраама до Иисуса пытались убедить людей словом, но их не послушали, изгнали, а некоторых убили. И теперь неблагодарным людям, не желавшим внимать слову Божьему, придётся подчиниться мечу. Абу-Бекр попросил Мухаммеда описать увиденный им храм в Иерусалиме, и Мухаммед, к удивлению, совершенно точно его описал. Это вознесение (миградж) пророка сопричислило его, в глазах друзей, к боговдохновенным пророкам прошлых эпох.

Но неверующие смеялись над миграджем и требовали от нового проповедника чудес, подобных чудесам Иисуса или Моисея, но пророк Мухаммед объяснил, что вера не должна приниматься из-за чудес: чудеса Моисея не вразумили египтян, чудеса Иисуса не убедили евреев. Зачем требовать чудес? Сам Коран есть Божье чудо. Чудеса уничтожат свободу принятия веры и привлекут неумолимые наказания тем, кто не поверит им. А Аллах не желает этого.

 В 619 году умирает любимая жена Мухаммеда Хадиджа, и покидает сей мир дядя Абу-Талиб, покровитель и хранитель жизни пророка. При Каабе Мухаммед проповедует паломникам веру в Аллаха, но его мало кто воспринимает. «Ханифит наш юродивый, ханифит, что с него взять?» - поговаривали арабы, презирая юродивого собрата. Неожиданно, делегация из Ясриба, из города, где был похоронен Измаил, с восторгом принимает веру Мухаммеда и приглашает его в Ясриб, расположенный севернее Мекки. Переселение Мухаммеда в Ясриб – это второе переселение, вторая Хиджра, произошла в 622 году и явилась ключевой датой, от которой ведут своё летоисчисление мусульмане, считая месяцы по лунному календарю от второй Хиджры – от 622 года.

 В Ясрибе приход Мухаммеда становится триумфом: все рады его приходу в город Измаила. Здесь из пальм строится первая мечеть, начинаются общие молитвы. Избирается особый способ призыва верующих на молитву – через голос муэдзина. Город Ясриб переименовывается в «Мединат Аль Наби» – «Город Пророка» или в кратком варианте «Медина» (= «город»). В Медине переселенцы корейшиты (последователи пророка) соседствуют с арабами мединскими, быстро принимающими Ислам, и иудеями, занимающими целые кварталы города. До Мухаммеда арабские роды и иудейские роды – все находились в междуусобной войне. Пророк примирил всех.

До Медины Мекканские речи пророка касались больше веры, нравственной жизни, проповеди словом, милосердия к инакомыслящим. После того, как Мухаммед стал правителем Медины, его речи (Мединские суры Корана) больше посвящены правилам жизни уммы (общины мусульман) в городе, в мире правоверных. Мы замечаем после второй Хиджры изменение самого отношения Мухаммеда к инакомыслящим: теперь к ним применяется строгость. Это связано с тем, что иудеи, считавшиеся людьми Писания, людьми Торы, признанной Мухаммедом за богодухновенное Писание, стали противиться пророку, спорить с ним, осмеивать его в стихах, откровенно выставлять лжепророком и даже пробовать убить его. В результате, Мухаммед пришёл к выводу, что иудеи и раньше многократно избивали посылаемых к ним пророков, не приняли Христа и его мать Марию (Коран 4:155), за это, по-видимому, были наказаны Аллахом (разрушением Иерусалима (70г. н.э.) и изгнанием) – и теперь, как видно, находятся под большим гневом Всевышнего – изгнаны из своего разрушенного города. Противящихся ему иудеев пророк решительно усмирил мечом, иных выслал вон из Медины. После усмирения иудеев постепенно мусульмане начинают при помощи меча приводить к Исламу язычников. Мухаммед провозглашает, что ему от Аллаха дан «военный трофей» – разрешение военной силой приводить к вере неверных. Племена, устрашённые пророком, принимают Ислам. Неверным предлагается: Ислам или смерть. Людям Писания (иудеем и назореем (т.е. христианам)) предлагается: Ислам, налог, или смерть. Естественно, иудеи и христиане выбирали налог.

Мухаммед завоёвывает Мекку, которая не выдержала даже одного вида огромного войска мусульман и в ужасе сдалась до начала сражения на условиях полного принятия Ислама. Пророк посещает Каабу, разрушает многочисленных идолов. Народ громко сопровождает это действие криками: «Аллах акбар!» (Велик Аллах!). Вскоре и вся Аравия покоряется пророку. Мусульманам запрещается вера в идолов, употребление алкоголя и азартные игры. Уничтожается жестокий обычай приносить в жертву девочек. Последователи Ислама должны теперь пять раз в день молиться, исповедуя веру в Аллаха и пророка Мухаммеда – посланника его; муслимам положено давать милостыню, поститься, совершать хадж (паломничество) в Каабу. От правоверных требуется чистота не только дел и мыслей, но и самой одежды, телесная чистота: отсюда многочисленные омовения, белоснежные одеяния – образ чистоты души. Приводятся в рамки строгих правил семейные отношения, налоговые сборы, тяжбы за наследство и наказания за преступление, религиозные ритуалы и законы. Ворам, например, отрубали руки; согрешивших супружеской изменой после дознания (от четырёх верных свидетелей) побивали камнями. Только страх наказания мог удержать горячих «детей пустыни». Мухаммед стремился во всём руководствоваться природными силами человека и, сознавая особенности характера арабов, взвешивая их природные наклонности, оказал снисхождение к двум могучим природным инстинктам – к половой жизни и боевому духу «сынов пустыни». Допускалось иметь до четырёх жён при условии их достойного содержания, и приветствовалось участие верных в Джихате – войне за веру. Одно только это решение привело под знамя пророка главные племена пустыни, любившие пограбить караваны и повоевать от души. Свод всех законов ислама получил название Шариат.

Сам пророк имел более десяти жён, но вёл жизнь скромную, воздержанную, скрепляя брачными связями политическое единство государства.

О, жены чистые пророка,

От всех вы жен отличены:

Страшна для вас и тень порока.

Под сладкой сенью тишины

Живите скромно: вам пристало

Безбрачной девы покрывало.

Храните верные сердца

Для нег законных и стыдливых,

Да взор лукавый нечестивых

Не узрит вашего лица! (А.С.Пушкин «Подражание Корану)

Личность пророка оказывала неизгладимое воздействие на окружающих: он был бессребреником, умел прощать, довольствовался малым, никогда не лгал и ненавидел ложь. Глава мусульман обладал даром слова; его владение арабским языком восхищало даже утончённых поэтов. Организаторские способности Мухаммеда были тоже чертой его личности, как будто созданной управлять огромной страной. Непревзойдённый дипломат – пророк Мухаммед мог привести к миру самых заклятых врагов. В удачных боевых действиях виден также и полководческий талант мудрого военачальника. Но внезапная болезнь унесла его жизнь к ужасу всех мусульман.

В 632 году Мухаммед умирает на коленях любимой жены Айши. Ближайшие соратники Мухаммеда продолжают его дело. В середине седьмого века при халифе Османе был сведён воедино разрозненный в записях текст Корана. К восьмому веку Ислам завоевал всё побережье северной Африки и дошёл до Испании. Далее покорились многие страны Азии.

Среди мусульман наблюдалось завидное единство. Но отсутствие завещания Мухаммеда о преемнике породило разделение уммы на суннитов и шиитов. Сунниты считали, что главой уммы (общины мусульман) должен быть тот человек, которого изберёт по достоинству сама умма. Шииты считали, что преемником Мухаммеда должен быть только родственник пророка.

Как в христианстве есть христиане (православные и католики), которые признают Писание и Предание, и есть христиане (протестанты), которые признают одно Писание и отвергают Предание, так и в Исламе есть сунниты, которые признают и Коран и Сунну (предание), и есть шииты, которые признают один только Коран и отвергают общепринятую Сунну. Сунниты, таким образом, имеют более широкий и разумный подход и стоят за всенародное избрание главы уммы, за признание многих сказаний (хадисов) о жизни пророка в Сунне. Шииты более строги и не имеют широты суннитов: отвергают избрание народное и общепринятое предание хадисов (Сунну), будучи преданными только родственникам пророка. Они признают хадисы, составленные родственниками Мухаммеда. Может быть, из-за такого подхода шиитов в мире меньше, чем суннитов. Суннитов насчитывается более миллиарда человек. Шиитов – несколько сотен миллионов. Например, Ирак принадлежит суннитам, а Иран шиитам. Всего в мире полтора миллиарда мусульман (1,6 млрд.).

Интересным полулегальным движением в лоне Ислама явился суфизм, появившийся среди дервишей – странствующих мусульманских аскетов – в VIII веке. «Суф» – это по-арабски «власяница», «шерсть». Суфии одевались в грубую шерстяную одежду и считали, что свойства Аллаха таковы, что Он способен напрямую соединяться с чистыми душами. И душа, достигая совершенства, растворяется в Боге, как капля мёда в вине. Официальный Ислам не признал это учение. Аллах, по учению ортодоксального Ислама, превыше всех Ангелов, пребывает в недоступной высоте, и смертному человеку мнить себя соединившимся с Аллахом – кощунство. Суфии, наоборот, утверждают, что Аллах не гнушается нами, Он любит человека и желает самой близкой дружбы и любви. Суфизм – мистическое направление в Исламе, которое углублённо занимается тонкими духовными практиками самосовершенствования и очищения души для слияния с Богом. Эти практики перекликаются с практиками православных исихастов. Как в христианстве было гонение на мистиков христианских – исихастов, так в Исламе было гонение на мистиков мусульманских – суфиев.

Суфии выделяют пять ступеней совершенствования: 1) Шариат – исполняй законы Ислама; 2) Таррикат – полное послушание опытному старцу с отсечением своей воли; 3) Марифат – мудрость; 4) Аскетика – система упражнений, приводящих тело в подчинение духу; 5) Хахикат – Истина, когда меркнут все мирские желания, остаётся всепроникающая жажда Бога и происходит растворение человеческого «я» в Боге. Суфии практиковали религиозные танцы (зикр), способствующие вхождению в духовный экстаз. По учению суфиев богопознание имеет четыре ступени:

1. Познание Бога через органы внешних чувств и рассудок (образ – прозрачная вода, которая утоляет жажду).

2. Познание через интуицию (образ – молоко, которое не только утоляет жажду, но и питает человека).

3. Познание Бога через изучение пророков и святых, говоривших о Боге по опыту своего богопознания (образ – мёд, который не только питает, но и даёт наслаждение).

4. Познание Бога через реальное соединение, слияние с Ним (образ – вино, которое не только утоляет жажду, питает, наслаждает, но и меняет состояние человека).

В IX-XI веках в мусульманстве происходит своеобразный ренессанс – культура Ислама обогащается развитием науки, искусства, языкознания. Многочисленные переводы на арабский язык европейских философов и учёных приобщают отсталый Восток к достижениям европейской культуры. Из наук в мусульманском мире более всего развивается астрономия, математика и медицина. Аль-Джахиз пишет грандиозные философские и естественнонаучные труды. Аль-Массуди пишет исторические трактаты. Аль-Хорезми открывает законы математики. Улугбек строит на территории Узбекистана огромную обсерваторию и открывает точные размеры земли и главные астрономические законы. Ибн Аль-Касс собирает сведения по законоведению. Абу ибн Сина потрясает мир медицинскими открытиями. Омар Хайам пишет фундаментальные трактаты по математике и астрономии; его стихи поражают лирикой любви и мудрости. Но самым великим учёным был Аль-Бируни. Он много путешествовал и был автором многочисленных трудов по астрономии, философии, математике, физике, истории, геграфии, фармацевтики, геодезии, геологии, картографии, антропологии и других наук. Его наследие включает более 150-ти произведений. Знаменитая «Летопись древних народов» относится к 1000-му году н.э. С этого времени и до завоевания Византии мир Ислама вступает в духовную и физическую войну с христианской Европой. Крестоносцы пытаются отвоевать Гроб Господень, но их усилия рушатся. Гениальным противником крестоносцев становиться один из самых благородных рыцарей Востока Салах-Ад-Дин (Салладин). Его жизнь показывает, какой свет добра может произвести Ислам: Салах-Ад-Дин побеждает крестоносцев, раздаёт вдовам убиенных крестоносцев все свои деньги, отпускает пленных крестоносцев с золотом в руках, исследует благодатный огонь на Гробе Господнем и издаёт указ, запрещающий мусульманам прикасаться к святыне Гроба Господня, переделывать его в мечеть и препятствовать христианам посещать его. Этот указ халифа Салах-Ад-Дина соблюдается до сих пор.

В XV веке под мечом Ислама падает православная Византия (1453 год) и территория мусульман достигает Италии и Франции. Греция на востоке Европы и Испания на западе – становятся мусульманскими. Ислам побеждает на Балканах, в Болгарии и Венгрии. Южные рубежи нашей земли – побережье Чёрного моря переходят в руки правоверных мусульман. На юге мир ислама охватывает Африку, на Востоке переднюю и великую Азию. Даже буддийская Индонезия приняла Ислам. С XIV-го века и татаро-монгольские ханы были обращены в мусульманство. Мавры Испании меняют облик Пиренейского полуострова: там наследие Востока передаётся Европе. В XV веке Испания изгнала мавров (мусульман) со своей земли (Реконкиста – отвоевание). Движение мусульман на Россию было остановлено Святым Адмиралом Феодором Ушаковым, благодаря которому побережье Черного моря было возвращено России. В XIX веке Греция была освобождена от мусульман. Попытки вернуть Турцию христианскому миру (это территория бывшей Византийской империи) не увенчались успехом.

Сегодня эмигранты из мусульманского мира без меча «завоёвывают» Европу через получение гражданства и высокое деторождение: на фоне всеобщего спада рождаемости многодетные семьи мусульман выигрывают. Можно задать вопрос детям: почему именно Германия, Франция и Англия терпят более всего нашествие смуглых детей Африки? Правильный ответ такой: в прошлом эти страны колонизировали Африку и эксплуатировали её население, а сегодня снизили значение христианских заповедей до полного их забвения. Посеянное зло естественно отзывается на жизни тех, кто его сделал, как бумеранг. В Европе пустые храмы закрываются – открываются многолюдные мечети.

Изучая историю Ислама, важно не только познакомить детей с подлинной историей мусульман, но и уметь поставить перед ними задачи, позволяющие на уроке осознать лично каждым учеником силу добра в истории, с одной стороны, и ненадежность исторического зла, с другой стороны.

Этому яркий пример – завоевание Аравии, когда зло сатанинских культов было сломлено верующими в Единого истинного Бога. Этому яркий пример – падение Византии. Почему христианская страна с огромными ресурсами и сильной Армией, просветительница России, так легко была завоёвана мусульманами? Разложение нравственное сделало слабыми христиан, правда ушла из жизни, зло подточило устои страны. После ответов учеников просмотр фильма архимандрита Тихона Шевкунова «Гибель империи. Византийский урок» будет самым точным ответом на заданный вопрос и поможет ученикам усвоить завет Александра Невского, что «Бог не в силе, а в правде». Об этом же говорит и история с Салах-Ад-Дином и крестоносцами. Когда сами мусульмане теряли правду Аллаха, следовали шайтанам (злым духам), убивая безжалостно мирное население, они точно также теряли покровительство Аллаха и проигрывали сражения. И тому пример – страшный победитель мусульман Ушак-паша – наш Святой Феодор Ушаков, который малыми силами побеждал превосходящие силы противника. Примером нравственной силы может стать изучение биографии пленного русского солдата Петровской армии, уведённого в плен в Турцию – Святого Иоанна Воина, спокойно работавшего на конюшни у турецкого бея и поразившего мусульман своей добротой и верой. Примером нравственной силы может стать жизнь одного грека XVIII века, основавшего в мусульманской Греции более 200 школ, ставших основанием всего греческого образования (Святой Косьма Этолиец).

Ребята могут поискать в истории разные примеры, когда дружное единство побеждало злые разделения. Пример победы Ислама – это пример силы единения, силы дружбы и мира. Исходя из этого, можно осознать и опасность современного обособления целых областей России, отсоединения братских народов – Беларуссии и Украины.

В итоге, школьники будут хорошо знать историю Ислама, видеть в ней многие хорошие стороны мусульманства. Умение видеть доброе повсюду – это черта настоящего человека. Это даст основу дружеского диалога с мусульманами и осознание ценности и своей христианской культуры. Добру отовсюду учится человек. Вместе с тем, ребята получат опыт осознания силы добра в мировой истории. Полученные знания помогут ориентироваться и в современных событиях.

Словарь терминов

Ариане – еретическое христианское учение последователей Ария (IV н.э.), который учил, что Христос не Бог, а первое и высшее творение Бога, за что был сослан в Аравию.

Джихат – «усилие, усердие» (араб.) – война за веру (малый Джихат) и война со своими злыми привычками (великий Джихат). Маджахет – мусульманин, участвующий в Джихате. Шахид («свидетель, мученик»), тот же маджахет, претерпевший мученическую смерть за веру Ислама во время Джихата.

Дервиш – странствующий аскет, духовный странник.

  Зам-Зам – водный источник близ Мекки, связанный с историей Агари и её сына Измаила.

Зикр – особый мистический танец суфиев.

Кааба – главный храм мусульман в виде куба («кааба» по-русски «куб»). Здесь находится «чёрный камень», вделанный в стену, почитаемый за дар свыше.

Коран – Священная Книга мусульман («коран» - «провозглашение, чтение вслух»): делится на главы (суры). Суры делятся на стихи (аяты). В Коране 114 сур.

Корейшиты или Курайшиты – арабское племя, в котором родился Мухаммед.

Мавры – испанское название арабов.

Мекка – «мать городов» мусульманских, священный город, где находятся главные святыни мусульман: Кааба, источник Зам-Зам, гора Хира и др.

Мечеть – молитвенный дом мусульман.

Рамадан – священный девятый месяц лунного календаря арабов, в котором явился Мухаммеду на горе Хира ангел Джибраил.

Сунна – свод сказаний (хадисов) о жизни и делах Мухаммеда и постановления о жизни уммы.

Сунниты – преобладающее направление в Исламе, которое признаёт Сунну и право уммы избирать любого достойного главу мусульман.

Суфии – аскеты-мистики, практикующие искусство внутреннего духовного делания для соединения с Богом; считают возможным полное слияние своего «я» с Богом до полного растворения в Нём.

Умма – община (народ) правоверных мусульман.

Хадж – паломничество в Мекку, которое должен совершить каждый мусульманин (мусульманка) хотя бы один раз в жизни.

Хадисы – сказания очевидцев о жизни Мухаммеда и его словах.

Ханифы – носители монотеистической веры в Единого Бога среди арабов; хранители древней религии Авраама.

Хашимиты – род Хашима, в котором родился Мухаммед.

Хиджра – переселение.

Хира – гора, где произошло, по преданию, первое явление Джибраила Мухаммеду.

Шариат – свод законов Ислама.

Шииты – второе по количеству последователей направление в Исламе, отвергающее Сунну; признают главой мусульман только родственников Мухаммеда и предание родственников пророка. Сосредоточены в Иране, Пакистане, Индии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: