Выводы и рекомендации

Православная культура как предмет преподавания – это огромный океан информации о вере, нравственности, искусстве, богослужении и всей культуре восточной ветви христианской цивилизации. Русская Церковь, основанная в X веке Святым Равноапостольным Князем Владимиром, восприняла лучшие достижения своей «матери» Византийской Греческой Церкви и оказала благотворное воздействие на все сферы российской (государственной и общественной) жизни.

В соответствии с этой верой нравственная жизнь христианина представляет собой многолетнее накопление внутреннего духовного света от совершения всевозможных добрых дел по заповедям Христа и во имя Христа для достижения главной цели – рая. Исполнение заповедей (во всём возможном объёме) невозможно без воцерковления – вхождения в полноценную жизнь Церкви и участия в её таинствах. Святость как результат этого трудного многолетнего процесса – есть преображение всех сил и талантов человека в некое подобие Христа: в человека кроткого, мужественного, доброго, умиротворённого, свободного, независимого, совершенного и прекрасного во всём. И это возможно, так как учителем и другом на пути к совершенству является живой Христос и Его Церковь. Помимо личного спасения души, это преображение раскрывает в человеке все творческие возможности для свободного и радостного сотворчества Богу Творцу в исполнении своего особого дела в мире, своей миссии на Земле. Одним из таких видов сотворчества стало православное искусство, явившееся посредником между материальным и духовным миром.

Иконы, выполненные на недостижимой высоте живописного мастерства мозаик, фресок и миниатюр, открывали в утончённых символах и образах преображённый мир Евангельской истории, истории Церкви, трансендентный антиномичный духовный мир, а также мир самых добрых и мудрых христиан – мир святых. Для детей и малограмотных и безграмотных христиан храм стал настоящим университетом знаний, где люди встречались с Богом. Храм явился синтезом всех известных и неизвестных искусств.

Афон воплотил лучшие духовные и культурные традиции Византии в построении крестово-купольных церквей и рукописных центров в своих монастырях – своеобразных школах исихазма. Россия как второй Афон реализовала эти традиции в создании монастырей, храмов и скрипториев по образу и подобию Афонских, распространявших свет Православной культуры на огромном пространстве нашей Родины. Такие «звёзды» нашей иконописной школы как Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков, архимандрит Алипий Псково-Печёрский, архимандрит Зенон (Теодор), игумения Иулиания Соколова и Григорий Круг – приоткрыли нам не только духовные и культурные традиции византийско-русского наследия, но и опыт мистического созерцания потусторонней реальности.

В качестве рекомендаций к проведению уроков по основам православной культуры (веры), можно дать совет всегда использовать принцип наглядной символики природы, храма, церковной утвари, икон и значимых вещей из Священной истории. Символ – это та же загадка, только графическая. А дети очень любят загадки. Этот принцип диктует необходимость совместного рисования и совместного рукоделия. Например, рисунки дней творения мира можно расположить на длинной ленте, склеенной из тетрадных листов, или на рулоне обоев или писчей бумаги. При разговоре о первой книге Ветхого Завета преподавателю можно поручить учащимся смастерить из картона образ каменных скрижалей Моисея, или маленькую Тору из ленты и двух карандашей. С удовольствием дети лепят из пластилина или клеят из картона маленькие (и не маленькие) макеты храмов. Особенно любят малыши (да и взрослые) изготавливать вместе огромный Ноев ковчег. Сейчас издают превеликое множество раскрасок по разным разделам христианского вероучения: по истории Ветхого и Нового Завета, по истории Церкви, по Житиям Святых, по Закону Божьему и церковно-славянскому языку.

Чтение, черчение и пение на церковно-славянском языке гармонизирует психику, приводит организм в целостность, так как мелодика церковных молитв и гимнов так же соответствует симфонии музыкальных ритмов человеческого организма, как и гармония пропорций церковного здания соответствует размерам человеческого тела. Великий русский педагог С.А. Рачинский повысил успеваемость учащихся, введя в сетку часов обучения церковное пение. Из певческого репертуара необходимо выбрать самое лучшее. Здесь может посодействовать регент церковного хора или учительница музыки или пения.

При подготовке к Рождеству, Пасхе и к другим праздникам можно придумать целую массу мероприятий, включая театральные постановки и интересные поездки в храмы и монастыри с заранее продуманным сценарием.

При подготовке к объяснению семейных ценностей помогут книги многодетных священников: протоиерея Александра Ильяшенко (Большая семья – большие надежды), протоиерея Глеба Каледы (Домашняя Церковь), священника Виктора Грозовского (О православном воспитании детей). Уникальны в своём роде книги о семейной любви: протоиерея Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» и Гарри Чапмена «Пять языков любви». Для воспитания детей помогут книги «Искра Божия для мальчиков» и «Искра Божия для девочек» протоиерея Григория Дьяченко, а также труды православного педагога Софьи Куломзиной.

При изучении истории Русской Церкви бесценным трудом для педагога будет книга доктора исторических наук Титкова «Духовный меч Великой победы» и труд русского учёного Тростникова В.Н. «Бог в русской истории», а также последняя книга, которую перед смертью прочёл А.С.Пушкин – «История России в рассказах для детей» княгини А.О. Ишимовой. Важно, чтобы к каждой теме на уроках учитель имел в запасе ряд интересных историй и интересных заданий.

Действенность живых фактов из истории, из жизни и отношений людей и мира природы людей позволяет выдвинуть ещё один важный принцип – «Ближе к жизни!».

Вопросы и задания:

1. Кто является лучшим педагогом и рассказчиком в мире? Его слушали без приёма пищи несколько дней подряд и не могли наслушаться.

2. Какой педагог воспитывает на самых красивых образах из своего личного методического арсенала, которые не смогли превзойти самые гениальные художники, архитекторы и скульпторы мира?

3. Какой педагог известен своими самыми строгими и самыми действенными методами воспитания?

4. Какой педагог заменяет семь учителей высшей категории, обучая без слов? Нет ближе его к человеку. Вражда с ним чревата болезненными последствиями, депрессией и раздвоением личности.

5. Какой из этих четырёх педагогов ближе к вам? К кому из них вы обращались чаще всего?

6. Найдите в Евангелии (Новом Завете) основные педагогические методы первого лучшего педагога. Какими образами из природы он пользовался в своей педагогической практике?

7. Какие нравственные уроки преподаёт солнце, земля, вода, растения, насекомые, рыбы и животные?

8. Какие методы и уроки третьего педагога использовал первый педагог (из предложенного списка)?

9.  Что заставляет молчать четвёртого педагога (из предложенного списка)?

10.  Что пробуждает четвёртого педагога?

11.  Какое поручение уму даёт сердце, чтобы обмануть четвёртого надоедливого педагога?

12.  Какие обычаи народов мира подтверждают авторство и единство педагогических приёмов и методов четвёртого педагога (из нашего списка)?

13.  Как история России подтверждает педагогическую систему третьего педагога (из нашего списка)?

14.  Какие три разных причины заставляют быть противником лучшего педагога в мире?

15.  Сделайте лично для себя вывод, почему вы были или не были причастны к одной или нескольким из этих причин?

16.  Можно ли считать Церковь пятым педагогом и почему? В каких случаях земная церковь поступает непедагогично и почему?

17.  Почему, на ваш взгляд, К.Д. Ушинский считал необходимым при школе быть двум вышеперечисленным педагогам? Отгадайте этих педагогов.

Тексты для творческих заданий [117]

Текст1. Иисус сказал: «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да услышит» (Евангелие от Матфея).

Вопросы:

1. Кто в данной притче подразумевается под сеятелем, а кто под зерном?

2. В чем заключается смысл последний фразы притчи: «Кто имеет уши слышать, да услышит»?

 

Текст 2. Иисус сказал: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся» (Евангелие от Матфея).

Вопросы:

1. Кто стоит за словосочетанием «заблудшая овца»?

2. Почему так важно найти каждую заблудшую овцу?

Текст 3. Нужно любить всякого человека, не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем (О. Иоанн Кронштадтский).

Вопросы:

1. Почему в каждом человеке нужно видеть прежде всего положительные качества?

2.Почему зло не является сутью человека?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: