Основы вероучения Ислама

 Вера Ислама (араб. «иман») поражает своей простотой и цельностью. Есть один Бог. К нему идёт прямой путь. Добрые люди попадут в рай, а злые в ад. Всё! Что можно добавить к этому? Ничего! И мусульмане не понимают, как можно уклониться от самоочевидной простой истины. Это всё равно, как если бы в пустыне умирающему путнику крикнул человек, стоящий у воды: «Иди сюда! Здесь вода!», – а путник не пошёл бы прямо к источнику воды, а стал бы блуждать туда-сюда.

 «Каждый верующий мусульманин должен исповедовать определённый набор вероучительных принципов, которые получили в Исламе наименование акида (с араб. – букв. «убеждение»). Это закрытый список доктринальных положений, состоящий из шести пунктов и известный как ″Шесть основ веры″»[119]:

1. Вера в Аллаха.

2. Вера в Ангелов.

3. Вера в Писания.

4. Вера в посланников.

5. Вера в судный день.

6. Вера в предопределение.

 В шести принципах веры одна истина – Бог. Бога открыли нам Ангелы, пророки, посланники Его. Его слова записаны в Писаниях пророков. Он всё знает и всё предвидит. Он будет судить весь мир. Шесть принципов вытекают из одного – веры в единого Бога. Это стержень веры Ислама.

1. Вера в Аллаха. Основа веры имеет особую формулу – шахаду («свидетельство, исповедание»). Она выглядит таким образом: «Ашхаду Алляя иляяхэ илля – Ллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху расуулюх». Буквально: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад – его раб и его посланник»[120]. Произнесение её в присутствии мусульман есть в глазах всех правоверных акт принятия Ислама. Шахаду каждый мусульманин читает 5 раз в день на пятиричных молитвах. Шахаду надо принимать сердцем, исповедовать словами и делами. Если за проповедь шахады мусульманин будет убит, то он становится шахидом – свидетелем веры кровью – мучеником. «Сообщите радостную новость вашим близким и родным, - говорил Мухаммед, – кто скажет: ″Нет божества, кроме Аллаха. Мухаммад посланник Аллаха″, – обязательно войдёт в рай»[121].

Аллах – (согласно Исламу) есть единый всевышний вечно живущий Бог, создавший небо и землю и всё, что в них. Ему подвластно всё. Он не рождён, не сотворён, не имеет себе равных существ, не имеет детей и даже подобных Ему. Он не нуждается в помощниках и сотоварищах. Он всемогущий и всезнающий. Без его воли ничто не может происходить. Аллах открывается людям через свои писания и своих пророков-посланников. Каждое мгновение Он творит заново мир и не нуждается в отдыхе (см. Коран 2:255-257). Исламская традиция приписывает Аллаху 99 имён, которые в совокупности называются аль-асма аль-хусна – (с араб. – «прекрасные имена»). Похвально их упоминать и ими призывать Бога.

2. Вера в Ангелов. Аллах, по вере Ислама, из света сотворил многочисленных Ангелов: исполинские Ангелы носят трон Аллаха; Ангелы-писцы записывают все дела людей; Ангелы-истязатели покойников мучают умерших за совершённое ими зло, Ангелы смерти забирают души, Ангелы-хранители охраняют людей, горы; некоторые Ангелы отвечают за рост и продуцирование растений и т.д. Кроме этого, Аллах из пламени огня создал джиннов, которые обладают половыми признаками и могут склонять людей и к добру, и к злу. Сатана (Иблис) был как раз из джиннов (Коран 18:50). Он отказался поклониться Адаму – человеку, созданному из земли. За это Иблис был извержен и увлёк часть джиннов за собой. Джинны, увлечённые Иблисом, называются шайтанами – злыми духами. Некоторых джиннов Мухаммед увлёк своей проповедью, и они приняли Ислам и служат Исламу.

3. Вера в Писания – основана на убеждении, что Аллах посылал отдельным своим доверенным лицам сакральные тексты своего Откровения. Ибрагиму (Аврааму) Он даровал сухуф (букв. «свитки»). Мусе (библейскому Моисею) – Таурат (Тору – Пятикнижие). Давуду (Давиду) Аллах ниспослал Забур (Псалтирь). Исе (Иисусу Христу) – Инджил (Евангелие). Мухаммеду даровал Аллах Коран. Все Писания до Корана, согласно учению Мухаммеда, признаются искажёнными иудеями и христианами. Только Коран считается в Исламе неповреждённой чистой истиной, Словом Божьим, которым, как критерием, можно оценивать все остальные Писания. «Иджаз аль-Коран» – Коран неподражаем, прекрасен. Сведённый воедино из разрозненных записей в середине VII века, Аль-Коран состоит из 114 глав (сур), разделённых на стихи (аяты). Мекканские главы написаны были до переселения Мухаммеда из Мекки в Медину: они больше посвящены вере, нравственности и милосердию. Другие Меддинские главы написаны после Хиджры: они посвящены законам жизни уммы и полны строгости к неверным и людям из иудеев и христиан. Есть аяты однозначные (смысл их всем ясен), а есть аяты многозначные, которые толкуются по-разному. Содержание Корана весьма разнородно; здесь отсутствует повествовательная линия. Коран подобен пёстрому ковру: здесь встретим эпизоды из истории древнего мира и доисламской Аравии; повествование о некоторых библейских событиях; установления юридического и нравственного характера. Есть тут и попытки полемики с неверными, а также с иудеями и христианами. Присутствуют эсхатологические сюжеты, апологетика веры в Бога, критика атеизма и идолопоклонства. Мы видим в Коране размышления о семье, войне, мире, природе, человеке, джиннах и Ангелах; встречаем рассказы из жизни Мухаммеда и его диалоги с Всевышним. Текст Корана считается несотворённым Словом Бога по форме и содержанию. Каждое его слово, считают улемы (знатоки Корана), соответствуют небесной Хранимой Скрижали Аллаха, где записаны все происходящие в мире вещи. Аллах вкладывал Коран в уста Мухаммеда и пророк в точности их передавал людям. Перед чтением Корана производятся особые очистительные обряды, во время чтения все должны умолкнуть и внимать с трепетом, после чтения книгу нельзя класть ниже пояса – бережно следует положить в возвышенное и лучшее место в доме. Коран может быть понят правильно только на арабском языке: любой перевод – это слабая интерпретация.

4. Вера в посланников – важный вероучительный постулат. Посланник (расул) есть особый пророк (наби), который посылается с особой миссией в мир. Он есть Масих – Мессия – помазанник Божий. Ислам признаёт из всех людей Библии и Корана 5 особых посланников: Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Действительно, с этими людьми заключён был особый Завет – Союз. По мнению Мухаммеда, евреям был дан пророк Моисей, христианам был дан Иисус, а арабам был послан Мухаммед. Себя Мухаммед называл «печатью пророков», так как больше уже в мире не будет пророков. И если предшественники Мухаммеда были посланы к узкому кругу людей на определённое время, то Мухаммед послан для распространения веры по всему миру навеки, навсегда – всем народам до последнего человека.

Пророками мусульмане признают всех ветхозаветных святых, отдельных мусульманских ханифов и новозаветных  апостолов, кроме апостола Павла, который, по мнению Мухаммеда, извратил всю христианскую веру и незаконно обожествил Ису.

Образ пророка Исы (Иисуса Христа) в Исламе обладает такими высочайшими качествами, которых нет даже у Мухаммеда. Иса не рождён, а сотворён Божьим словом «будь» раньше Адама (Мухаммед просто рождён). Иса есть Слово Аллаха (Мухаммед как пророк только передаёт слово Аллаха). Иса есть Дух Аллаха, сошедший на Деву Марию, которая не знала мужа (Мухаммед рождён обычным путём). Иса и Дева Мария были изъяты от греха (Мухаммед нет). Иса воскрешал мёртвых (Мухаммед – нет). Иса был вознесён на небо, так как Аллах не позволил иудеям распять его (им казалось только, что они распинают его). Иса придёт в конце света и убьёт даджала (Антихриста), распространит Ислам по всей земле и умрёт, будет погребён рядом с Мухаммедом и воскреснет из мёртвых. (Коран 3:37-43; 3:52; 3:73-74; 4:155-156;4:169-170; 5:19-20; 5:50-51; 5:76-79 и мн.др.). По мнению Мухаммеда, Иса никогда не говорил, что он Бог и что мать его Мария – Бог. Это, по мнению Мухаммеда, выдумали христиане.

5. Вера в Судный день – это эсхатологические представления мусульман. В конце света (в пятницу) произойдёт, согласно Исламу, всеобщий Суд. Аллах будет нелицеприятным Судьёй. Все люди по зову трубы ангела Исрафила предстанут в своих воскрешённых телах. Будут взвешены дела каждого. Если чаша добрых дел будет слишком лёгкой и поднимется вверх, душа пойдёт в ад; если же чаша тяжело опустится – человек наследует рай. В раю будут разные блаженства, проистекающие от лицезрения Аллаха, а в аду будут пить кипяток, жариться на огне, плавать в смоле кипящей (кожу будут обновлять для продления мук) и т.д. «Никто не вкусит несправедливости – даже на вес горчичного зерна» (Коран 21:47).

6. Вера в предопределение. В Коране читаем: «Скажи: с нами сбывается только то, что преднаписал для нас Б-г» (Коран 9:51). «Воистину, Мы, – говорит Аллах, – сотворили каждую вещь по предопределению» (Коран 54:49). «Вы не можете захотеть этого, если того не захочет Аллах…» (Коран 81:29). Ислам признаёт полностью детерминированный мир, где фатально исполняется только воля Аллаха. И встаёт вопрос: а как же быть со злом? Неужели Аллах творит зло? Улемы постарались разрешить этот вопрос так: Аллах и только Он допустил лишь временное уклонение к злу некоторых людей для того, чтобы примером их бедствий вразумить остальных людей. Выходит, ещё более трудный вопрос: есть ли у человека свободная воля? Джабриты в VII-VIII веках говорили – свободной человеческой воли нет никакой. Кадариты утверждали – есть свободная воля, упоминаемая не раз в Коране. Окончательно спор решили ортодоксальные улемы: человек способен поступать по своим пожеланиям, но осуществление их возможно только с позволения Аллаха.

Согласно вероучению Ислама, отношение к язычникам предельно строгое – их удел – покориться Исламу. Отношение к иудеям и христианам в Исламе лучше, чем к язычникам: это люди Книги, люди Писания. Правда, иудеи находятся под гневом, а христиане в заблуждении (уклонились от прямого пути единобожия (тахида) и придумали Аллаху сотоварищей, равных будто бы Ему). Их удел – трактуется разными улемами по-разному: от покорения мечу до снисходительного допущения к сосуществованию с мусульманами. Поэтому понятна первая сура Корана – фатиха (букв. «открывающая»):

 «Отверзающая дверь к досточтимому Писанию. Меккская. Семь стихов.

Во имя Б-га милостивого, милосердного. Слава Б-гу, Господу миров, милостивому, милосердному, держащему в своём распоряжении день суда! Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи: веди нас путём прямым[122], путём тех, которых Ты облагодетельствовал[123], не тех, которые под гневом[124], ни тех, которые блуждают[125]» (Коран 1:1-7). Фатиху читают мусульмане 5 раз в день.

Таким образом, вероучение Ислама – это вера в Единого Бога (таухид), идущая ещё от Авраама. Она предполагает веру в Ангелов, в Писание, в посланников Бога, в Судный День и в предопределение. Шесть основ мусульманской веры пронизано одной верой в единого Бога. Поражает благоговейное отношение мусульман к Иисусу Христу, к Апостолам, к Деве Марии и к ветхозаветным пророкам. Огромная сила этой веры (Ислама) и её воздействие на людей исходит от сопричастности её вере Авраама, вере истинной, которую мусульмане получили через Измаила и ханифов. Но веру недостаточно иметь в душе: необходимо проповедовать её и словом, и делом; являть её в жизни.

 

Словарь терминов

 

Акида – собрание вероучительных принципов Ислама.

Ангелы – бесплотные духи, созданные Аллахом из света.

Даджал – Антихрист.

Джинны – духи, созданные из пламени.

Забур – Псалтирь пророка Давида (Давуда).

Иблис – Сатана, князь злых духов (падший Ангел).

Инджил – Евангелие (Новый Завет).

Иман – вера.

Коран – букв. «провозглашение, чтение вслух» - Священная Книга, продиктованная Богом Мухаммеду с 610 по 632 гг. н.э.

Масих – Мессия, помазанник Божий.

Наби – пророк.

Рассул – посланник Божий.

Сухуф – свиток Слова Божьего, дарованный Аврааму (Ибрагиму).

Таурат – Тора, Пятикнижие Моисея – первые пять книг Ветхого Завета.

Таухид – единобожие.

Улемы – знатоки Писания, Предания (сунны) и Шариата.

Фатиха – первая сура Корана (букв. «открывающая»).

Шайтаны – злые джинны, соблазнённые Иблисом.

Шахада – исповедание веры.

Шахид – мученик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: