Основные религиозные праздники иудаизма

1. Шаббат (суббота) – еженедельный еврейский праздник, день отдыха. Любая деятельность в этот день запрещена, включая даже, на первый взгляд, незначительную. Нельзя готовить пищу, прикасаться к деньгам, зажигать огонь и свет, носить что-либо в руках и т. д. Этот запрет связан с религиозным представлением о том, что Бог, сотворив за 6 дней мир и человека, в 7-й день отдыхал. Таким днем отдыха и считается суббота. Человеку также не следует в субботу создавать или уничтожать что-либо, например, писать, рвать бумагу и т.п. Этот день верующие проводят в синагогах, слушают чтение Торы, а затем в доме, в кругу семьи.

2. Йом-киппур – день всепрощения, иначе Судный день. Сопровождается суточным постом и покаянием. Отмечается в сентябре или октябре. Это один из немногих дней поста в иудаизме.

3. Пасха (Песах) – праздник в честь исхода евреев из Египта. Отмечают в начале весны, празднование длится 7, в некоторых странах – 8 дней. Подготовка к празднику включает пост, омовения, молитвы, приготовление ритуальных кушаний.

4. Шавуот – сбор урожая. Изначально аграрный праздник позже стал осмысляться как день дарования Торы на горе Синай после выхода из Египта.

5. Рош ха-Шана–еврейский Новый год. Празднуется осенью. В этот день принято есть хлеб с медом, яблок в меду, произнося особые благословения. Этот обычай осмысляется как пожелание сладости дней наступившего года. Интересно, что в иудаизме свое летоисчисление, отличное от христианского. Например, осенью 2018 года, согласно иудейскому календарю, наступит 5779 год.

6. Суккот («кущи»). Праздник отмечается осенью и длится 7 дней. Его нужно проводить не дома, а в шалашах (кущах), в память о шатрах (кущах), в которых жили евреи, выйдя из Египетского плена.

7. Пурим. Отмечается весной, установлен в память об избавлении евреев Персии от гибели, которую им готовил царедворец Аман. Связан с легендой об Эсфири и Мардохае, описанной в Книге Эсфирь Танаха. В этот день проходят карнавальные представления и ритуальные чтения соответствующих текстов Торы.

8. Ханука – праздник огней, установлен в память очищения Иерусалимского храма от символов язычества и возобновления богослужений. В этот день в синагоге и в частных домах торжественно возжигают свечи на специальном восьмирожковом светильнике – хануккии.

9. Рошходеш («начало месяца») – день новолуния. Данный праздник возник как способ ритуального освящения нового месяца лунного календаря, которым пользовались евреи в древности. В настоящее время считается «полупраздником».

10. Радость Торы – завершение чтения цикла Торы в синагоге.

    Помимо этих праздников существуют обряды инициации, т.е. перехода человека в другой состояние – из детского во взрослое,которые проводятся в день совершеннолетия мальчиков (13 лет) – бар-мицва, и девочек 12 лет – бат-мицва. На 8-й день после рождения проводится обряд обрезания мальчиков.

    ажнейшее место в иудаизме занимает семья, в которой наиболее почетную роль выполняет мать. Деторождение – дело, угодное Богу, ибо Бог, обратился к первым людям со словами «Плодитесь и размножайтесь!» Еврейская семья – место, где все дети и другие члены семьи окружены заботой, вниманием и уважением. Родство в еврейской семье определяется по материнской линии. Ортодоксальные иудаисты не признают браков евреев с неевреями. В 444 г. до н. э. был принят закон, запрещавший такие браки. Этот закон помогал евреям сплотиться и выжить на чужой земле, сохранить свои традиции и культуру.

 

Искусство в иудаизме

Еврейский народ – чрезвычайно музыкален. Известно большое количество выдающихся музыкантов еврейского происхождения (Антон и Артур Рубинштейн, Феликс Мендельсон, Густав Малер, Леонард Бернстайн, Джордж Гершвин, Альфред Шнитке и др).

Религиозная музыка звучит в хоральных синагогах в исполнении мужского хора. Женщинам в синагоге не разрешено петь, чтобы красотой своего голоса и внешнего вида не отвлекать мужчин от молитв Богу. Широко известны во всем мире еврейские песни, например, ставшая народной «Тум-балалайка» на музыкуАбрама Эльштейна, «Шалом Алейхем» («Мир дому твоему»), «Семь сорок» и другие.

Несмотря на тяжелые испытания и гонения, еврейский народ – народ веселый, умеющий радоваться жизни и шутить над собой. Иудаизм называют религией радости. Песни и танцы звучат в синагоге и в домах, на свадьбах и других праздниках.

А вот изобразительные искусства в иудаизме практически не развивались. Причина тому – одна из десяти заповедей Торы, запрещающая изображения того, что на небе вверху, того, что на земле внизу и того, что ниже земли. Иными словами, деятельность художников и скульпторов могла нарушить религиозные запреты. Поэтому немногочисленные художники-евреи (Исаак Левитан, Марк Шагал, ЮдельПэн и др.) – либо христиане, либо отошедшие от религиозных запретов люди. Такое преобладание талантов над религиозными запретами наблюдается лишь с середины 19-го вв.

Однако среди живописных полотен существует множество шедевров с изображениями сцен из Ветхого Завета, т.е. из Торы. Следовательно, на этих картинах мы можем увидеть лица и фигуры почитаемых представителей еврейского народа, проникнуться духом иудейской почтительности, семейных отношений, исторических и легендарных персонажей иудаизма.

Так например, голландский живописец Рембрандт, имевший много друзей-евреев, с огромной любовью и почтительностью изобразил героев сцен Ветхого Завета – Давида, Саула, Авраама, Моисея, Вирсавии, Самсона. Их лица – это лица верующих иудеев, современников великого живописца.

Сцены из еврейской жизни можно увидеть на картинах ВойцехаГерсона, Владислава Лужкевича, ЭженБеир, ИзидораКауфманна и др.

Архитектурным шедевром иудаизма стал Иерусалимский храм, построенный в 10 в. до н.э. Известный ученый Исаак Ньютон последние годы жизни посвятил изучению этого храма, полагая, что он стал основой архитектурных стилей древних цивилизаций, в том числе греческой.

Архитектурного мастерства требовало возведение синагог в разных странах мира. Единого художественного стиля в строительстве синагоги не было выработано, в каждой стране эти религиозные сооружения имеют свои особенности. Например, Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге на Лермонтовском пр., 2 возведена по проекту архитекторов Л.И. Бахмана, И.И. Шапошникова при участии В.В. Стасова и Н.Л. Бенуа. Строительство было завершено в 1893 г. Здание выполнено в мавританском стиле. Интерьеры здания поражают своей красотой и величием. Рядом с Большой хоральной синагогой на 7 лет раньше было построено более скромное здание Малой синагоги. За все время существования Малую синагогу никогда не закрывали, даже во время блокады.

Таким образом, иудаизм – религия, в которой центральное место занимает верность единому Богу и исполнение его законов. Как попытка обновления иудаизма, религии Закона, в иудаистской среде зародилось и затем приняло мировые масштабы христианство – религия Любви, пришедшая, чтобы заключить уже не с отдельным народом, а со всем человечеством новый союз, Новый Завет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: